Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правонарушениях




Производство по делам об административных

Назначение административного наказания

 

Административное наказание за совершённый проступок назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. При назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1. КоАП РФ). При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение данному лицу административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются: характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность перечислены в ст. 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность перечислены в ст. 4.3 КоАП РФ.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает давность привлечения к административной ответственности. Ст. 4.6 КоАП РФ определяет срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, - в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

 

 

Производство по делам об административных правонарушениях следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это совокупность административно-процессуальных норм, а с другой стороны - основанная на этих нормах деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, направленных на реализацию следующих задач:

- на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении;

- разрешение его в соответствии с законом;

- обеспечение исполнения вынесенного постановления;

- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Основанияпрекращения производства по делам об административных правонарушениях:

- отсутствие события административного правонарушения;

- отсутствие состава административного правонарушения;

- действия лица в состоянии крайней необходимости;

- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

- отмена закона, установившего административную ответствен­ность;

- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производст­во по делу об административном правонарушении, постановления о назна­чении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как правило, дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению. Производство по делу об административном правонарушении состоит из четырех стадий:

1) возбуждение дела об административном правонарушении и в необходимых случаях проведение административ­ного расследования;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановлений и реше­ний по делам об административных правонарушениях;

4) исполнение поста­новлений по делам об административных правонарушениях.

Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных пра­вонарушениях является необязательной, поскольку осуществляется только в случае их обжалования.

Субъекты административной юрисдикции (кто вправе рассматривать дела об административных правонарушениях):

а) судьи (мировые судьи);

б) комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав;

в) федеральные ОИВ, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, иные ОГВ в соответствии с федеральными законами либо НПА Президента РФ или Пра­вительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются: мировыми судьями; комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ; административными комиссиями, иными коллегиальными органа­ми, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Ведущее положение в системе этих органов занимают суды. Более 100 статей КоАП РФ содержат указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают только судьи, и в более 80 статьях КоАП РФ говорится, что помимо судей дела могут рассматривать другие органы и должностные лица.

Федеральные ОИВ, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, иные ОГВ являются наиболее многочисленным видом органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных правонарушениях.[56]

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматривают уполномоченные должност­ные лица ОИВ субъектов РФ. К ведению субъектов РФ относится также определение пе­речня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъек­тов РФ.

У частники (субъекты) производства по делам об административных правонарушениях:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об администра­тивном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами;

- потерпевший - физическое или юридическое лицо, которому в связи с совершением административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред. Права потерпевше­го аналогичны правам лица, привлекаемого к административной ответст­венности;

- законные представители физиче­ского лица [57] или юридического лица [58];

- защитник может участвовать для оказания юридиче­ской помощи лицу, в отношении которого ведется производство;

- представитель может уча­ствоватьдля оказания аналогичной помощи потерпевшему; [59]

- свидетель - лицо, которому могут быть известны обстоятель­ства, подлежащие установлению по конкретному делу;

- поня­той привлекается должностным лицом, в производстве которого находится дело, при осуществлении им личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, при осмотре принадлежащих юридиче­скому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, террито­рий и находящихся там вещей и документов, досмотре транспортного сред­ства, изъятии вещей и документов, задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации, аресте товаров, транспортных средств и иных вещей;

- специалист - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств;

- эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолет­нее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искус­стве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экс­пертного заключения;

- переводчик - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдопере­вода;

- прокурор вправе возбуждать производство по делу, участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заклю­чения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонаруше­нии и т.д.

Доказательства по делу -любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве кото­рых находится дело, [60] устанавливают:

а) наличие или отсутствие события административного проступка;

б) лицо, совершившее противоправные действия, наказуемые в административном порядке;

в) виновность лица;

г) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

д) характер и размер причиненного ущерба;

е) обстоятельства, исключающие производство по делу;

ж) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, В целях пресечения совершения административного проступка, а также установления личности нарушителя, составления протокола о правонарушении при невозможности это сделать на месте его выявления, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, исполнения принятого по нему по­становления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об администра­тивном правонарушении:

1) доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным;

2) административное задержание, т.е.это кратковременное ограниче­ние свободы физического лица (до трёх часов, а в случаях, указанных в ст. 27.5 КоАП РФ до 48 часов), применяемое для обеспечения правиль­ного и своевременного рассмотрения дела об административном правона­рушении и исполнения постановления по этому делу. Задержанные лица содержатся в специально отведённых для этого помещениях. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители (иные законные представители). Об административном задержании составляется протокол, копия которого вручается задержанному лицу по его просьбе;

3) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предме­тов административного правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола, досмотр вещей – уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях (если имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия) личный досмотр, досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых. О произведённом досмотре составляется протокол, его копия вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

4) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий инаходящихся там ве­щей и документов производится должностными лицами, уполномоченны­ми составлять протоколы об административных правонарушениях;

5) досмотр транспортного средства - обследова­ние транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктив­ной целостности;

6) изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного проступка, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения правонарушения, либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных проступках, направленную на сбор вещественных до­казательств по данным делам, а также на недопущение продолжения ис­пользования орудий совершения или предметов административного право­нарушения в противоправных целях;

7) отстранение от управления транспортным средством и медицин­ское освидетельствование на состояние опьянения применяются в случае управления транспортным средством с заведомо неисправны­ми тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройст­вом;

8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуата­ции применяется при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления им в следующих случаях:

а) управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, и др.;

9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного проступка, представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение использования данных орудий и предметов в противоправных целях;

10) привод - принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела в целях обеспечения своевремен­ного и правильного рассмотрения дела:

11) временный запрет деятельности (ст. 27.16. – 27.17. КоАП РФ).

Поводы для возбуждения дела об административном проступке:

- непосредственное обнаружение уполномоченным долж­ностным лицом факта совершения административного правонарушения;

- материалы, поступающие из ОГВ, ОМС, общественных объедине­ний, свидетельствующие о совершении административного проступка;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ, указывающие на наличие события адми­нистративного проступка.

Основание для возбуждения дела об административном проступке - сам факт совершения деяний, имеющих признаки административного правонарушения. Дело считается возбужден­ным с момента составления протокола о его совершении или вынесения прокурором постановления о возбуждении административного производ­ства.

Если после выявления правонарушения возникает необходимость в экспертизе или иных процессуальных действий, требующих определённое время, то может быть проведено административное расследование. Решение о расследовании принимает­ уполномоченное должностное лицо. Административное расследование прово­дится по месту совершения (или выявления) правонару­шения. Его срок до одного месяца с момента возбуждения дела.

До начала рассмотрения дела судья, уполномоченный орган или должностное лицо выясняют:

- относится ли к их компетенции рассмотрение дан­ного дела;

- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность его рассмотрения;

- правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;

- достаточно ли имеется по делу материалов для его рассмот­рения по существу;

- имеются ли ходатайства и отводы?

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется не только по месту его совершения или по месту жи­тельства лица, в отношении которого ведется это производство по делу, но и по месту нахождения органа, проводившего административное расследо­вание. Дело, как правило, должно быть рассмотрено в 15-дневный срок со дня получения судьёй (уполномоченным органом или должностным лицом) протокола о правонарушении и других необходимых материа­лов. Рассмотрение дела начинается с объявления о том, кто его рассматривает, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Далее уста­навливается личность участников производства, им разъясняются их права и обязанности применительно к данному процессу. Затем оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства по делу, исследу­ются доказательства, заслушивается заключение присутствующего проку­рора.

По результатам рассмотрения дела выносится постановление либо о назначении административного на­казания, либо о прекращении производства по делу. Постановление объяв­ляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Постановление по делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем. Право обжалования обеспечивается обязательным объявлением постановления по делу и вручением его копии, а также разъяснением порядка обжалова­ния и установленных для него сроков. Жалоба на постановление по делу может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или полу­чения копии постановления. В случае пропуска этого срока он может быть по ход а тайству лица, подающего жалобу, восстановлен судьёй или долж­ностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу.

Федеральным законодательством предусмотрена подача жалобы через орган, вынесший постановление, что обязывает этот орган в течение трех суток направить её со всеми материалами в соответствующий суд либо вышестоящий орган. [61] Жалобы рассматриваются субъектами административной юрисдикции единолично в десятидневный срок со дня её поступления. При рассмотре­нии жалобы проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. По результатам ее рассмотрения может быть вынесено одно из следующих решений:

а) жалоба остается без удовлетворения, а постановление - без изменений;

б) постановление отменяется, и дело возвращается на новое рассмотрение;

в) постановление отменяется и дело прекращается;

г) постановление изменяется;

д) постановление отменяется и дело об административном правонарушении направляется на рассмотрение по подведомственности.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия. Ко­пия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потер­певшему, законному представителю юридического лица. Постановление по делу подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу, т.е.в течение трех суток.

Случаи прекращения исполнения постановления:

- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

- отмена или признание утратившим силу закона или его положения, устанавливающего административную ответственность за содеянное;

- смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его умершим;

- истечение сроков давности исполнения постановления о назначе­нии наказания;

- отмена постановления.

Постановление по делу не подлежит исполнению, если оно не было исполнено в течение года со дня вступления в законную силу.

Исполнительное производство оканчивается, если исполнение постановления о назначении административного наказания произведено полно­стью, а именно: административный штраф взыскан, конфискованные вещи реализованы, административный арест отбыт и т.д.

В главе 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.