КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социальные общности и группы
Лекция 6. Социальные общности и группы 1. Понятие социальные общности и группы 2. Виды социальных общностей и групп 3.Групповое поведение и поведение личности в группе
Поскольку общество представляет собой не просто совокупность людей, но прежде всего — систему взаимодействий между ними, то (как говорилось в первом разделе учебника) и само становление человека как личности, овладение языком и через него — включение в культуру данного общества протекают в ходе такого взаимодействия и благодаря ему. Только таким путем человек обретает свою социальную природу, воспринимает всю сложную совокупность социальных ценностей, идей, представлений, верований, убеждений. Вся жизнь, деятельность человека от появления на свет и до ухода из жизни — это история его взаимоотношений с людьми, возникающими как в ходе непосредственных контактов, так и в виде опосредованных взаимодействий, связывающих людей в сложной социальной структуре общества. В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и разнообразные конкретные социальные общности и группы. Под социальными общностями понимаются структуры, объединяющие ее членов по признаку принадлежности к объединяющему их критерию. Таким критерием может выступать род занятий (производственная ячейка, воинское подразделение); профессиональный критерий; общность религиозных верований, политических взглядов, а также и общность совместного проживания, проведения досуга, занятия спортом, искусством. Такие общности могут вести к появлению организаций, ассоциаций (профессиональные союзы, политические партии, церковные организации, сообщества ученых, ассоциации юристов, врачей, учителей, объединение граждан по общему месту проживания в органы самоуправления и т. д.).
Состояние территориальной общности, ее стабильность сказываются на характере поведения членов данной общности в сфере формальных и неформальных контактов, совместного проведения досуга, в иных формах совместной социальной активности. Профессиональные объединения, ассоциации (производственные, научные, информационные, в сфере искусства и т. д.) в случае успешного функционирования, кроме решения чисто профессиональных задач, формируют у их членов чувство трудовой солидарности, защищают их личные и групповые интересы, обеспечивают соответствующий социальный статус, поддерживают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и этики (подробнее о социально- территориальных общностях см. гл. 8). В рамках подобных сообществ или на самостоятельной основе возникают социальные группы, т. е. группы осуществления непосредственных и опосредованных контактов между людьми. Самым общим образом социальная группа может быть определена как собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга. Социальные группы (общности) как формы взаимодействия людей могут быть определены и с точки зрения их внешней структуры, и с позиций анализа содержания их деятельности, принятых в группе образцов поведения, а также функций, обеспечиваемых такой деятельностью. Так, характеристика объективных, формальных данных о них включает в себя сведения о демографической структуре, о профессиональном составе социальных групп, образовании, социальном статусе их членов и т. д. С содержательной точки зрения такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Тем самым обеспечивается координация соответствующих действий, что ведет к повышению внутригрупповой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию образцов поведения, норм, определяющих отношения внутри группы, а также действий социально-психологических механизмов, направляющих поведение членов группы в указанных рамках.
Именно необходимость координации действий членов социальных групп, слоев и классов ведет к возникновению социальных норм. Производственная группа, воинское подразделение, спортивная команда, группы совместного проведения досуга, учебный класс, семья, политическая партия, социальные классы общества, а также и группы лиц, взаимодействующих между собой в связи с территориальной общностью, — все эти социальные образования, объединяя действия членов социальной группы вокруг главной цели своей деятельности, генерируют, сохраняют и передают далее во времени свою специфическую нормативную структуру, постоянно воспроизводимую в действиях членов соответствующих групп. Вознаграждение за поведение, соответствующее групповым нормам, проявляется в различных формах социального и психологического вознаграждения, поощрения, например — в форме повышения социального статуса лица, повышения его роли в группе, увеличении его доли в достигаемом результате, в виде оказания содействия и защиты в критических ситуациях и т. д. Санкция же за нарушение групповых норм проявляется в понижении статуса, положения, роли лица в группе, отказе в защите и поддержке, исключении из общности (остракизм) ит. д. Отсюда следует, что если, во-первых, социальный класс, группа, слой являются носителями, генераторами конкретных социальных норм, то, во-вторых, указанные социальные образования играют роль гарантов соблюдения этих норм, ибо реальное воспроизведение соответствующих социальных норм в поведении индивидов является важным условием сохранения и успешного социального функционирования данного класса, слоя или социальной группы. Для того чтобы социальная группа могла функционировать, она должна быть в состоянии: - стимулировать желание ее членов добиться участия в деятельности группы и сохранять свое членство; - обеспечить эффективную систему внутригрупповой коммуникации, систему обмена информацией; - контролировать действия членов группы, с тем чтобы направлять их к достижению групповых целей; - приспосабливаться к условиям социальной среды, угрожающим существованию группы или ее деятельности, обеспечивая безопасность группы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |