Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальные общности и группы

Лекция 6. Социальные общности и группы

1. Понятие социальные общности и группы

2. Виды социальных общностей и групп

3.Групповое поведение и поведение личности в группе

 

Поскольку общество представляет собой не просто сово­купность людей, но прежде всего — систему взаимодействий между ними, то (как говорилось в первом разделе учебника) и само становление человека как личности, овладение языком и через него — включение в культуру данного общества протека­ют в ходе такого взаимодействия и благодаря ему. Только та­ким путем человек обретает свою социальную природу, вос­принимает всю сложную совокупность социальных ценностей, идей, представлений, верований, убеждений. Вся жизнь, дея­тельность человека от появления на свет и до ухода из жиз­ни — это история его взаимоотношений с людьми, возникаю­щими как в ходе непосредственных контактов, так и в виде опосредованных взаимодействий, связывающих людей в слож­ной социальной структуре общества. В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и разнообразные конкретные социальные общности и группы.

Под социальными общностями понимаются структуры, объе­диняющие ее членов по признаку принадлежности к объеди­няющему их критерию. Таким критерием может выступать род занятий (производственная ячейка, воинское подразделение); профессиональный критерий; общность религиозных верова­ний, политических взглядов, а также и общность совместного проживания, проведения досуга, занятия спортом, искусством. Такие общности могут вести к появлению организаций, ассо­циаций (профессиональные союзы, политические партии, церковные организации, сообщества ученых, ассоциации юристов, врачей, учителей, объединение граждан по общему месту проживания в органы самоуправления и т. д.).

Состояние территориальной общности, ее стабильность сказываются на характере поведения членов данной общности в сфере формальных и неформальных контактов, совместного проведения досуга, в иных формах совместной социальной ак­тивности. Профессиональные объединения, ассоциации (про­изводственные, научные, информационные, в сфере искусст­ва и т. д.) в случае успешного функционирования, кроме ре­шения чисто профессиональных задач, формируют у их членов чувство трудовой солидарности, защищают их личные и груп­повые интересы, обеспечивают соответствующий социальный статус, поддерживают профессиональный престиж и автори­тет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и этики (подробнее о социально- территориальных общностях см. гл. 8).

В рамках подобных сообществ или на самостоятельной ос­нове возникают социальные группы, т. е. группы осуществления непосредственных и опосредованных контактов между людьми. Самым общим образом социальная группа может быть опреде­лена как собрание людей, взаимодействующих определенным, упо­рядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга.

Социальные группы (общности) как формы взаимодействия людей могут быть определены и с точки зрения их внешней структуры, и с позиций анализа содержания их деятельности, принятых в группе образцов поведения, а также функций, обес­печиваемых такой деятельностью. Так, характеристика объектив­ных, формальных данных о них включает в себя сведения о де­мографической структуре, о профессиональном составе соци­альных групп, образовании, социальном статусе их членов и т. д.

С содержательной точки зрения такие образования характери­зуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Тем самым обеспечивается координация соот­ветствующих действий, что ведет к повышению внутригрупповой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию об­разцов поведения, норм, определяющих отношения внутри груп­пы, а также действий социально-психологических механизмов, направляющих поведение членов группы в указанных рамках.

Именно необходимость координации действий членов со­циальных групп, слоев и классов ведет к возникновению соци­альных норм. Производственная группа, воинское подразделе­ние, спортивная команда, группы совместного проведения до­суга, учебный класс, семья, политическая партия, социальные классы общества, а также и группы лиц, взаимодействующих между собой в связи с территориальной общностью, — все эти социальные образования, объединяя действия членов социаль­ной группы вокруг главной цели своей деятельности, генери­руют, сохраняют и передают далее во времени свою специфи­ческую нормативную структуру, постоянно воспроизводимую в действиях членов соответствующих групп.

Вознаграждение за поведение, соответствующее групповым нормам, проявляется в различных формах социального и психо­логического вознаграждения, поощрения, например — в фор­ме повышения социального статуса лица, повышения его роли в группе, увеличении его доли в достигаемом результате, в виде оказания содействия и защиты в критических ситуациях и т. д. Санкция же за нарушение групповых норм проявляется в понижении статуса, положения, роли лица в группе, отказе в защите и поддержке, исключении из общности (остракизм) ит. д. Отсюда следует, что если, во-первых, социальный класс, группа, слой являются носителями, генераторами конкретных социальных норм, то, во-вторых, указанные социальные обра­зования играют роль гарантов соблюдения этих норм, ибо ре­альное воспроизведение соответствующих социальных норм в поведении индивидов является важным условием сохранения и успешного социального функционирования данного класса, слоя или социальной группы.

Для того чтобы социальная группа могла функционировать, она должна быть в состоянии:

- стимулировать желание ее членов добиться участия в дея­тельности группы и сохранять свое членство;

- обеспечить эффективную систему внутригрупповой ком­муникации, систему обмена информацией;

- контролировать действия членов группы, с тем чтобы на­правлять их к достижению групповых целей;

- приспосабливаться к условиям социальной среды, угро­жающим существованию группы или ее деятельности, обеспе­чивая безопасность группы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социализация личности | Виды социальных общностей и групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.