Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюрократия как социальное явление

Формальные и неформальные организации.

 

Наряду с выделением характерных черт организации социологи пред­лагают определенную их типологию. Наиболее часто различаются фор­мальные и неформальные организации. Критерием этого разграниче­ния, как следует из названных типов организации, служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отно­шений. А. И. Пригожин характеризует формальную организацию как способ организационного построения на основе социальной форма­лизации связей, статусов и норм. В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы статусов — должностей, каждая из которых наделена специфическими функ­циями таким образом, что все функциональные задачи оказываются распределенными между членами организации. Должностные стату­сы упорядочиваются в иерархическую структуру по сходству функ­циональных задач, в различные организационные подразделения по принципу руководящие — подчиненные, в лестницу зависимостей между низшими (подчиненными) и высшими (руководящими).

Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и плани­рующие деятельность данной социальной организации: нормы и об­разцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения. Формальная организация рациональна, то есть в ее основе, лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, то есть рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предус­мотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по оп­ределенной программе.

Формальная организация имеет сильную тенденцию превра­щаться в бюрократическую систему. В социологии существуют проти­воположные оценки и характеристики этой системы. М. Вебер высоко оценивал возможности бюрократии и считал ее развитие положитель­ной перспективой исторического процесса. По Веберу, идеальный тип бюрократии включает следующие свойства:

- личности, входящие в организацию, лично свободны и дей­ствуют только в рамках «безличных обязанностей, существующих в единой организации» в данном контексте означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям, а не индивидам, которые могут занимать их в данное время;

- ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это оз­начает, что определенная должность должна быть доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее. При иерархическом отношении индивид, за­нимающий определенную должность, может принимать решения относительно действий индивидов, занимающих более низкие долж­ности и подчиняться решениям лиц, находящимся на более высоких должностях;

- ярко выраженная спецификация функций каждой из долж­ностей, предполагающая компетентность индивидов в каждой долж­ности по узкому кругу проблем;

- индивиды принимаются и продолжают работу на основе кон­тракта;

- отбор действующих индивидов в организацию производит­ся на основе их квалификации;

- людям, занимающим должность в организации, выплачива­ется зарплата, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;

- должность, занимаемая индивидом в организации, рас­сматривается как единственное или, по крайней мере, главное за­нятие;

- бюрократия представляет собой карьерную структуру, про­движение в которой производится по заслугам или старшинству, не­зависимо от личных предпочтений начальника;

- деятельность каждого чиновника основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю;

- управленческие функции строго регламентированы и доку­ментированы.

Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знания, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Таковы основные достоинства бюрократического уп­равления организацией. Главный же недостаток — игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутст­вие необходимой гибкости. М. Вебер считал, что можно выработать определенные гарантии от бюрократических недостатков и злоупо­треблений властью.

Веберовская теория бюрократии подвергается критике в совре­менной социологии организаций с разных позиций. Т. Парсонс, А. Голднер и др. считают, что два типа власти — на основе положения в иерар­хии и профессионального знания — противоречат друг другу. Власть бюрократа базируется на праве приказа, и поэтому подчинение ему не является добровольным. Подчинение специалисту связано с призна­нием его социального и профессионального статуса и поэтому добро­вольно. Противоречие между этими двумя основаниями власти может быть основой постоянных конфликтов. Главной практической пробле­мой современных организаций является определение степени само­стоятельности специалистов в сфере оперативной формулировки це­лей деятельности, типа решаемых задач, способа использования зна­ния и контроля исполнения.

Большое место в социологии организаций отводится исследо­ванию противоречий между бюрократической организацией управ­ления и творческой деятельностью, восприимчивостью организаций к нововведениям. Французский социолог М. Крозье убедительно по­казал, что способность организаций к нововведениям зависит от су­ществования таких норм, которые поощряют конструктивную и творческую деятельность. Между тем сама логика деятельности бю­рократических организаций, характер сложившихся в ней связей и зависимостей препятствуют рациональной деятельности: бюрокра­тия координирует деятельность низших звеньев с опорой на сложив­шуюся иерархию служебных зависимостей. Действия подчиненных толкуются как правильные, если они соответствуют уставам и при­казам начальства. Однако знания и способность к творчеству не мо­гут передаваться в приказном порядке. Система поощрения в бюро­кратических организациях также способствует конформизму пове­дения и мышления, а не самостоятельности и творчеству. Вывод следует однозначный: бюрократия не в состоянии управлять твор­ческим процессом.

Тормозящие влияния бюрократии на нововведения проявля­ются и при противоречии между централизованным управлением и профессионализмом. Бюрократия стремится к однородности в орга­низационных системах. Чрезмерная разнородность задач, функций и звеньев организации затрудняет руководство, хотя и создает боль­шие возможности для нововведений. Американские социологи Блау и Скотт на основе эмпирических исследований доказали, что группы, выполнявшие простые задачи, решают их лучше, если существует иерархическая структура управления. А группы, решающие слож­ные, комплексные и неопределенные проблемы, дают лучшие ре­зультаты, если организационные отношения исключают иерархиче­скую систему власти.

Бюрократия как идеально-типическая система организацион­ных отношений предусматривает преобразование единичных и осо­бых интересов во всеобщие интересы организации и, следовательно, исключает наличие собственного интереса у управляющих структур и лиц (канцелярии и учреждения создаются для реализации целей организации). Но внутри канцелярий и учреждений действуют кон­кретные индивиды, материальные и иные интересы которых больше связаны не столько с целями организации вообще, сколько с факта­ми существования учреждений и формами регламентации управля­ющей деятельности. Тем самым устойчивость данных учреждений и форм управления становится главной целью людей, занятых в уп­равлении. Уже К. Маркс отмечал существование особого корпора­тивного интереса бюрократии в государстве. В результате цели орга­низации преобразуются в средства поддержания устойчивости уч­реждений, форм регламентации деятельности и материальных интересов особых групп людей — правящей элиты. В советском об­ществе существовал особый класс людей, имевших свои, отличные от всего общества интересы, — класс партийно-хозяйственной но­менклатуры.

В качестве противовеса и компенсации недостатков формаль­ных организаций возникают и функционируют неформальные орга­низации. Неформальные организации представляют собой спонтан­но сложившуюся систему социальных связей, взаимодействий, норм межличностных и межгруппового общения. Неформальные органи­зации возникают там, где неисправность формальной организации вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего соци­ального организма функций. Они компенсируют его за счет функци­онально направленной самоорганизации и саморегуляции. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность инте­ресов организации и ее членов.

Известно, что функция в организации не тождественна ее но­сителю. Всегда существует зазор между разделением функций и личностями. Личность сохраняет определенную автономию по от­ношению к функции. Благодаря этой автономии работник получает определенный диапазон свободы в выборе конкретных форм слу­жебного поведения и взаимодействия с другими членами организа­ции. Неформальная организация как непосредственная спонтанная общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагает личностные неформализованные слу­жебные отношения, решение организационных задач способами, отличными от формальных предписаний и т. д. В ней нет жестокого закрепления безличных стандартов, делающих организацию ус­тойчивой. Напротив, в ней превалируют групповые нормы, а спон­танное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной — подобная структуpa носит ситуационный характер. Неформальная организация со­здает большие возможности для творческой, продуктивной дея­тельности, разработки и внедрения нововведений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные черты социальной организации | Государство и гражданское общество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.