Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая подготовка исследовательской программы




Социологическое исследования начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования.

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо про­блемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В рас­крытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологи­ческое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время пе­ред производственными организациями.

Проблема — это всегда противоречие между знаниями о по­требностях людей в каких-то результативных практических или те­оретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.

Решить проблему — значит получить новое знание или создать тео­ретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в же­лаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное со­стояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формули­ровку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показате­лю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не эконо­мической теории, технологии производства и т. д. Например, постав­лена проблема разобраться в причинах низкой эффективности уп­равления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их ин­тересы, как стимулируется их участие в разрешении данной пробле­мы и т. д.;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как инфор­мационная база для рассмотрения неизвестных элементов (напри­мер, данные статистики и учета представляют собой готовый важ­ный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследова­тельского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по дан­ному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспер­тами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует уста­новить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффек­тивность производства низкая, а социальная напряженность высо­кая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

2. Организационное и физическое нахождение. В каком орга­низационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физи­ческих объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Ка­кие подразделения она затронула.

3. Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Ка­кие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты про­блемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4. Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производствен­ных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?

5. Временные рамки. С какого времени существует данная про­блема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? В результате предварительного ана­лиза проблемная ситуация получает четкое выражение в виде фор­мулировки проблемы. Причем эта формулировка может значитель­но отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

На основе предварительного анализа разрабатывается про­грамма исследования данной проблемы. Программа социологичес­кого исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Програм­ма является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследо­вание теоретическим или прикладным. Программа социологическо­го исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) те­оретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, опреде­ление понятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных); 3) орга­низационный (план исследования, порядок исследования подразде­лений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регули­рует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем за­трат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень уп­равления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управ­ления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

Объект и предмет исследования. Объект социологического ис­следования — область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Выбор объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией исследования. Объектом иссле­дования могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены исходя из проблемы данного исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе, а предпо­лагает своего носителя — определенную социальную общность. Объ­ект исследования характеризуется количественно, структурно и с точки зрения его пространственно-временной определенности. В на­шем примере это может быть коллектив предприятия, который ор­ганизационно подразделяется на коллективы цехов, смен, бригад. Подразделения предприятия пространственно обособлены, имеют определенные пространственно-географические границы и т.д.

Операционализация исследования — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три ос­новные задачи:

1. Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые ис­пользуются в данном исследовании.

2. Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.

3. Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Операционализация исследования включает в себя ряд проце­дур. Первая из них — интерпретация понятий. Смысл этой процеду­ры — четко, точно, определенно указать, что понимается в исследо­вании под тем или иным термином или понятием. Это важно потому, что большинство понятий многозначно, имеет множество смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе. Главное назначение этой процедуры осуществить перевод проблемной ситуации в фор­мулировку в строгих научных терминах.

Слёдующая процедура — это операционализация понятий, предусматривающая совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в социологическом исследовании, расчленя­ются на составляющие элементы, способные в совокупности описы­вать их содержание. С этой целью используется структурная интерпретация понятий, в ходе которой осуществляется деление объема понятий по правилам, аналогичное тем, которые приняты в формаль­ной логике. В случае аналитического исследования, кроме структур­ной интерпретации понятий следует провести их факторную интер­претацию, т.е. определить систему связи понятий с внешними объек­тами и внутренним субъективным фактором.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны количественному учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социаль­ной реальности являются понятиями-индикаторами. При этом со­циолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изу­чаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Формирование гипотезы — заключительная часть теоретичес­кой подготовки эмпирического социологического исследования. Гипо­теза исследования - это научно обоснованное предположение о струк­туре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез) 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она каса­ется. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая едино­образно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной се­рии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез не­обходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невоз­можно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальней­шие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипоте­зы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пи­лотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня ин­терпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они обра­зуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интер­претацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логиче­ских опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследо­вателем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобще­ния сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных ин­дикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.