Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности предмета статистики




Лекция 1. Предмет, задачи и метод статистики

Введение

 

Дисциплина "Статистика" является важной составляющей экономического образования студентов. Это связано с тем, что в настоящее время статистика служит фундаментом обеспечения информацией всех уровней управления рыночной экономикой и прогнозирования различных явлений и процессов в обществе.

Целью изучения статистики является познание методологических основ и практическое овладение приемами экономико-статистического анализа. Курс закладывает фундамент для дальнейшего изучения практически многих экономических дисциплин, использующих статистические методы анализа (финансы, кредит, финансовый и банковский менеджмент, ценные бумаги и другие).

Задачи: освоение методов получения, обработки и анализа статистической информации; ознакомление студентов с системой статистических показателей, отражающих состояние и развитие экономических и социальных явлений и процессов общественной жизни, методологией их построения и анализа.

В современном обществе статистика стала одним из важнейших институтов управления национальной экономикой. Развитие рыночных отношений в стране поставило перед статистикой новую задачу – реформирование общеметодологических и организационных основ теории и практики.

В процессе изучения курса студенты должны получить представление об области применения статистического учета, его отличии от бухгалтерского (финансового) учета; научиться организовывать статистическое наблюдение и обрабатывать статистические данные; освоить важнейшие методы статистического анализа; овладеть методологией исчисления важнейших статистических показателей, отображающих социальные и экономические процессы, понимать их сущность и взаимосвязь, владеть языком цифр, уметь анализировать статистическую информацию и формировать выводы, необходимые для принятия решений осуществления практической деятельности.

Студенты, изучившие курс, должны уметь организовать сплошное и несплошное наблюдение; строить статистические графики и таблицы; анализировать массивы статистических данных; исчислять и интерпретировать статистические показатели; формулировать выводы, вытекающие из проведенного анализа; осуществлять консалтинговые услуги заказчикам и потребителям обобщенной статистической информации.

 

Особенности предмета статистики.

Статистическая методология

 

 

В настоящее время данный термин «статистика» употребляется, по крайней мере, в трех значениях:

1) Под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни.



2) Статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя.

3) Статистикой называют отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения.

Рассмотрим основные черты и особенности предмета статистической науки.

Первой особенностью статистики как науки является то, что ис­следуются не отдельные факты, а массовые явления и процессы, выступающие как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признака­ми.

Задача статистического исследования состоит в получении обобщаю­щих характеристик и выявлении закономерностей в конкретных условиях места и времени, которые проявляются в большой массе явлений.

Закон больших чисел в наиболее простой форме гласит, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе.

Объект статистического исследования называют статистической совокупностью.

Статистическая совокуп­ность – это множество единиц, обладающих массовостью, однородно­стью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации.

Совокупности могут быть однородными и разнородными.

Отдельно взятый элемент множества или совокупности называется единицей статистической совокупности. Единицы статистической совокуп­ности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками.

Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющейся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основной ведущегося при обследовании счета.

Признак – это качественная особенность единицы совокупности.

Единицы совокупности наряду с общими для всех еди­ниц признаками, обусловливающими качественную определенность сово­купности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, от­личающими их друг от друга, т. е. существует вариация признаков. Ва­риация этих признаков обусловлена различным сочетанием условий, со­ставляющих развитие элементов множества.

Вариация – это изменение величины либо значение признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря – от одной единицы совокупности к другой. Обычно под вариацией мы понимает обусловленное перекрещивающимся влиянием различных факторов на данное явление изменение величин только в пределах однородной совокупности.

Именно наличие вариации предопределяет необходимость стати­стики. Вариация признака отражается статистическим распределением. Характер распределения и его параметры зависят от кон­кретных условий места и времени.

Наряду с распределением массовых общественных явлений статисти­ка устанавливает их размещение в пространстве. Размещение массовых явлений в пространстве требует тщательного анализа.

Второй особенностью статистики как науки является то, что она изу­чает прежде всего количественную сторону общественных явлений и про­цессов в конкретных условиях места и времени, т. е. предметом стати­стики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.

Например, статистика изучает размеры общественного производства, рас­пределения, потребления, явления культурной жизни, численность населения земного шара, его распределение по континентам и т. д.

Другим выражением количественной стороны общественной жизни являются числовые соотношения размеров общественных явлений.

Количественные характеристики, устанавливаемые статистикой, не являются зафиксированными раз и навсегда, одинаковы­ми для всех единиц совокупности. В каждый момент явления обладают определенными уровнями независимо от того, нахо­дят они свое выражение: в данных статистики или нет. Они меняются (варьируют) от одной единицы совокупности к другой в пространстве и во времени.

Количественную характеристику статистика выражает через опреде­ленного рода числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокупности в целом.

Статистический показатель – это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений.

Задачами статистики в этом направлении являются:

1. Правильное определение содержания статистического показателя (валового национального продукта, национального дохода, производительности труда и т.п.)

2. Разработка методологии подсчета и расчета статистического показателя.

Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определения система взаимосвязи общественных явлений. Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: страны, региона – макроуровень; предприятий, форм, объединений, семей, домохозяйств и т.д. – микроуровень.

Основная особенность статистики, состоит в том, что она изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений в данных условиях места и време­ни. При этом качественную определенность единичных явлений обыч­но определяют сопряженные науки.

Статистический показатель имеет три обязательных атрибута: ко­личественную определенность, место и время. Измеряя объем статистической совокупности или ее частей, статистик получает объемные показатели.

Такое свойство совокупности, как типичность, измеряется средними показателями.

Совокупность показателей, всесторонне отражая сложное явление, со­ставляет систему показателей.

Третья особенность статистики как науки заключается в том, что она исследует структуру общественных явлений. Структура – это внут­реннее строение массовых явлений, т. е. внутреннее строение стати­стического множества.

При анализе структуры выявляются составные части явлений. Эти составные части сопоставляются с явлением в целом и между собой. Производятся сравнение данной структуры с дру­гими однотипными структурами, а также с заданной (плановой, норма­тивной и т. п.) и выявление причин отклонений. Подготавливаются пред­ложения по оптимизации структуры. В процессе ее анализа используется метод группировок.

Признаки структуры многообразны, и задача статистики - выбрать наибо­лее существенные и важные признаки, отражающие структуру социально-экономических явлений. Выбор системы признаков предопределяется зада­чами, стоящими на данный момент, и зависит от условий места и времени.

Каждому общественному явлению свойственны измене­ния в пространстве и во времени. Изменения в пространстве, т. е. в статике, выявляются посредством анализа структуры общественного явления, а из­менения уровня и структуры явления исследуются во времени, т. е. в дина­мике. Такова четвертая особенность статистики как науки.

Анализ дина­мики включает:

- установление уровня общественных явлений на определен­ные моменты или промежутки времени и среднего уровня;

- выявление ха­рактера изменений за каждый промежуток времени и в целом;

- определение величины и темпов изменения;

- установление основной тенденции измене­ний, их закономерности и составление статистического прогноза.

Явления общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены - изменение одних явлений предопределяет другие; например, снижение затрат на сырье и материалы приводит к снижению себестоимости и на­оборот. Поэтому выявление связей является пятой особенностью стати­стики как науки, так как познание действительности невозможно без по­знания всех или по крайней мере основных взаимосвязей общественных явлений. Наибольшее значение имеет выявление причинно-следственных связей, чтобы воздействовать на общественные явления с целью их изме­нения в интересах общества.

С помощью специальной методологии статистика определяет количе­ственные связи между общественными явлениями.

Учитывая вышесказанное, сформулируем определение статистики как науки. Статистика - отрасль общественной науки, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.

Исходя из характера и основных черт предмета определим следующие познавательные задачи статистики как науки. Это изучение:

- уровня и структуры массовых социально-экономических явлений, взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;

- динамики массовых социально-экономических явлений.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. III. Особенности методики идентификации исполнителя
  2. IV. Особенности формы современного Российского государства.
  3. Анатомо-физиологические особенности глаза у детей
  4. Анатомо-физиологические особенности головного мозга.
  5. Анатомо-физиологические особенности органов грудной клетки и органов
  6. Анатомо-физиологические особенности системи дыхания у детей
  7. Анатомо-функциональные особенности спинного мозга. Пpоводниковая функция. Рефлектоpная деятельность. Висцеpальные pефлексы спинного мозга
  8. Ансамбли древнегреческих святилищ в Олимпии и Дельфах, особенности планировки, главные памятники
  9. Буржуазные реформы 1860 - 1870-х гг.в Российской империи. Особенности их проведения в белорусских губерниях.
  10. Взаимосвязь предмета с другими экономическими науками
  11. Виды и индивидуальные особенности мышления
  12. Виды кредитов и займов, особенности заключения договора кредита и займа. Учет кредитов банка. Учет займов.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.230.230
Генерация страницы за: 0.093 сек.