Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Леонтев определяет потребность, как состояние нужды в чём-либо, а мотив-как предмет потребности или опредмеченную потребность

Тема – основные понятия психологии мотиваций.

Сама лекция

У психологической теории деятельности есть операционально – техническая сторона- деятельность-действие-операция и есть сторона мотивационная – мотив – цель задача.

Она дополняет определение потребности – как состояние активной нужды. Понятия нужды и потребности в психологии разводятся следующим образом – не всякое состояние нехватки чего-либо предполагает активное состояние по устранению этой нужды.

Бывает, что организм нуждается в чём-то, но он не вооружён никакими механизмами для обнаружения и устранения этой нужды. В таком случае, нужда так и не становится потребностью.

Возможна такая ситуация – организм испытывает нехватку чего-либо, но невозможно эту нехватку восполнить. Так как нет механизмов обнаружения, что гомеостаз нарушился. Относительно некоторых условий среды такое бывает. Без специальных приборов невозможно обнаружить, что радиационный фон повысился. А живое существо живёт только при определённом – достаточно низком уровне радиации. При повышении его – организм заболевает, и даже возможен летальный исход. То есть, сам организм этого не чувствует. Отсутствуют механизмы обнаружения и устранения.

Или, например, наш организм приспособлен к определённой силе земного тяготения – 9,8 Н/кг (Ньютон на килограмм). Мы адаптированы к этому. Когда человек попадает в условия невесомости он это ощущает, но восстановить прежнее состояние не может никак – не может восстановить прежнее состояние. Он начинает на это реагировать – нарушается обмен веществ, нарушается динамика обмена (течения) крови в организме. Начинают атрофироваться мышцы опорно-двигательной системы, начинаются нарушения в организме, приводящие к болезни. Нет механизмов устранения нужды по определённой силе притяжения. Нужда не выходит на уровень потребности.

Поэтому, мы определим потребность, как нужда + механизмы её обнаружения и устранения.

Механизмы обнаружения работают по принципу гомеостаза – при отклонении жизненных показателей от каких-то оптимальных констант – они включаются, и подаётся сигнал, который служит началом механизмов устранения этой нужды. Механизмы устранения работают по принципу гомеостаза.

Однако, эволюция живых существ шла по увеличения этого принципа гомеостаза, поэтому механизмы устранения не подчиняются полностью этому принципу. Животное может двигаться, несмотря на боль в поражённой конечности, если оно убегает от опасности. Поэтому принцип гомеостаза он существует. Но ему не подчиняется работа всех механизмов. Механизмы устранения и обнаружения нужды Вилюнас называет их механизмами потребности.

Потребность может удовлетворяться на разных уровнях. Она может не существовать как психологическое явление. Например, человек нуждается в определённом комфортном для него температурном режиме. Температура где-то 20-25 градусов. Ниже ему холодно, выше жарко. Происходит отклонение от этих показателей. Сначала механизмы устранения могут действовать за счёт работы физиологических механизмов, за счёт работы самого организма. Психика до поры до времени может быть не нужна. Например, стало в аудитории жарко, но человек может сначала этого не ощущать.

Сигнал о том, что стало теплее, чем обычно для организма означает, что начинает работать сердечно-сосудистая школа, сосуды начинают расширяться, которые располагаются ближе к поверхности кожи. Лицо розовеет, усиливается обмен с внешней средой, за счёт этого происходит охлаждение. Начинают работать потовые железы, и тоже происходит охлаждение. Пока ещё потребность удовлетворяется на физиологическом уровне. Но когда этого недостаточно нужно подключать поведение. А где поведение, там и психика. Поэтому возможно удовлетворение потребности.

Если потребность существует, как физиологическая, то есть удовлетворяется за счёт работы физиологических механизмов. Удовлетворяется на физиологическом уровне, но, возможно, если этого недостаточно, возможно выстраивание соответствующего поведения, которое устраняет влияние этого гомеостаза – человек открывает окно, снимает лишний свитер.

То есть, это уже потребность, которая удовлетворяется на психическом уровне. Это психологическая потребность. Для самого человека она тоже представлена на уровне психики в виде ощущения жары или ощущения духоты, если ему не хватает кислорода в воздухе. Сначала он может начать чаще дышать – усиливается процесс газообмена в лёгких, за счёт этого количество кислорода увеличивается. Но если этого недостаточно – он начинает ощущать, что ему душно, и открывает окно.

Вот потребность, которая выполняет определённую функцию – она побуждает организм к совершению определённого поведения. У потребности, с точки зрения Леонтьева, признаётся функция побуждения. Оно вызывает активацию живого существа (необязательно направленную). Потребность до поры до времени может существовать как неопредмеченная потребность. Она тогда вызывает к жизни поисковое поведение (ненаправленное поведение). Легко посмотреть на клетке активности в экспериментах, которые устраивали бихевиористы – крысу депривировали в плане еды – не кормили её, не кормили. Тогда пищевая потребность усиливалась, усиливалась и усиливалась. Хотя клетка имеет ограниченный объём. Животное видит, что никакой еды поблизости нет. Тем не менее оно всё быстрее и быстрее бегает по этой клетке. Увеличение активности (в клетке активность можно фиксировать по количество и сжатию пружин – пол в клетке активности делается на пружинах – чем быстрее и больше бегает крыса – тем чаще сокращаются эти пружины или (если колесо активности) колесо крутится быстрее – постоянно и без перерывов. Чем более крыса голодна – тем больше активность.

Здесь мы имеем дело с ненаправленным поведением – когда мотив ещё не появился. Когда потребность ещё не опредметилась – это происходит до встречи потребности с её предметом до появления мотива – до формирования опредмеченной потребности. Поисковую активность обычно поясняют на крысах – хотя в человеческом поведении тоже самое.

В юношеском возрасте весьма сильна потребность любить и быть любимым. Человек (пока не появился мотив) пока потребность не опредметилась в определённом человеке, он ведёт активный образ жизни посещает всякие вечеринки и другое, где в принципе возможна встреча своей потребности. Как только появляется мотив, формируется предмет потребности, то поведение сразу становится направленным, поэтому одна из функций мотива – направляющая.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функциональные принципы гражданского процесса | Павлов изучал деятельность желёз желудочно-кишечного тракта 15 лет. Потом ещё 25 лет изучал ВНД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.