Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика некоторых основных общих условий предварительного расследования




Понятие подследственности. В самом общем виде под подследственностью понимается свойство уголовного дела, образуемое совокупностью таких его признаков, как: тяжесть совершенного преступления; место совершения преступления; лицо, в отношении которого совершено преступление, или лицо, совершившее это преступление. Установленная законом подследственность позволяет решить вопрос, каким органом дознания или предварительного следствия должно расследоваться каждое уголовное дело.

В доктрине уголовного процесса подследственность определяется как совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя Следственного комитета РФ, ФСБ, внутренних дел, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ).

Рассматривая приведенную дефиницию, следует отметить, что термины «подследственность» и «компетенция» взаимосвязаны, но не являются синонимами. Компетенция – это определенная совокупность прав и обязанностей субъекта, а подследственность – это признаки, позволяющие определить, распространяется ли право органа расследовать преступление в полном объеме на данный конкретный состав, но не само это право.

Виды (признаки) подследственности. Необходимо разграничивать подследственность уголовных дел следователю и подследственность уголовных дел органу дознания.[57] В свою очередь первая различается на подследственность уголовных дел следователя Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и следователя органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также подведомственность отдельным следователям каждого следственного аппарата (ст. 151 УПК РФ). Но два органа – Следственный комитет РФ и органы внутренних дел – обладают правом универсальной подследственности, то есть расследуют подавляющее большинство уголовных дел, относящихся к самым разнообразным сферам общественной жизни.

Уголовно-процессуальный закон различает следующие признаки (виды) подследственности: 1) предметный (родовой); 2) альтернативный (смешанный); 3) персональный; 4) территориальный (местный); 5) по связи дел.

Предметный (родовой) признак определяет подследственность по составу совершенного преступления. По этому признаку устанавливается подследственность уголовных дел следователям Следственного комитета РФ, федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств. В рамках предметного признака подследственности ст. 151 УПК РФ перечисляет преступления, расследование которых относится к ведению предварительного следствия или дознания. Таким образом, предметный признак служит для разграничения подследственности органов предварительного следствия и дознания различных ведомств (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

К подследственности следователей Следственного комитета РФ отнесены уголовные дела об особо тяжких и тяжких преступлениях против жизни – обо всех видах убийств, о половых преступлениях, о должностных и воинских преступлениях и некоторых других, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Таким образом, следователи Следственного комитета РФ обладают универсальной и вместе с тем исключительной подследственностью.

К подследственности следователей самого многочисленного следственного аппарата – органов внутренних дел – отнесены по предметному признаку уголовные дела о преступлениях против собственности, здоровья, а также преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, о бандитизме, об организации преступного сообщества и о ряде других преступлений, упомянутых в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (более 80 составов преступлений).

Следователям Федеральной службы безопасности в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ по рассматриваемому признаку подследственны дела о государственной измене, шпионаже, контрабанде, незаконном вывозе ценностей и валюты за границу, квалифицированном составе незаконного пересечения Государственной границы РФ, военном мятеже и ряде других преступлений.

К подследственности следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ отнесены дела о преступлениях, предусмотренных статьями: ч. 2 и 4 ст. 188 УК РФ, ч. 2 ст. 288 УК РФ, ч. 2 и 3 ст. 228 УК РФ, ст. 229 УК РФ и некоторые другие в связи со спецификой деятельности.

Альтернативный (смешанный) признак подследственности допускает производство предварительного следствия по делам одной и той же категории следователями различных ведомств (следственных аппаратов). По этому признаку подследственность определяется по органу, выявившему соответствующее преступление (ч. 5 ст. 151 УПК РФ).

Персональный признак подследственности связан с субъектом преступления. Персональная подследственность – это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект и какое совершил преступление. Например, дела о преступлениях, совершенных лицами, обладающими процессуальным иммунитетом (ст. 447 УПК РФ), или о преступлениях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами, подследственны следователям Следственного комитета (подпункты «б», «в» п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Совершение любого преступления указанными лицами исключает применение при выяснении подследственности предметного или альтернативного признаков.

Признак связи дел содержится в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которой по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 290-293, 306-310, 311 ч. 2, 316 и 320 УК РФ, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Территориальный (местный) признак определяет подследственность по месту совершения преступления. Он сочетается с любым другим из названных признаков.

Признаки территориальной подследственности закреплены в ст. 152 УПК РФ, в которой сказано, что предварительное следствие производится в том районе, где совершено деяние, содержащее признаки преступления. Оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения обвиняемого, подозреваемого или большинства свидетелей только в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования и соблюдения процессуальных сроков (ч. 4 ст. 152 УПК РФ).

Установив, что имеются признаки преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания (дознаватель) обязан в порядке ст. 146 УПК РФ возбудить уголовное дело и произвести все неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ), после чего передать дело руководителю следственного органа в соответствии с ч. 3 ст. 149 УПК РФ.

Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК РФ).

В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток (ч. 1 ст. 152 УПК РФ).

Вопрос об определении подследственности возникает, как правило, при возбуждении уголовного дела или в ходе расследования, если, например, устанавливаются новые обстоятельства, влияющие на квалификацию преступления.

Вместе с тем, закон не исключает определение подследственности материалов о совершенном преступлении до возбуждения уголовного дела. В п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ подчеркивается, что по подследственности могут быть переданы заявления или сообщения о совершенном преступлении до возбуждения уголовного дела. Споры о подследственности недопустимы, а в случае возникновения, их разрешает прокурор.

От споров о подследственности необходимо отличать конкуренцию подследственности, которая возникает в тех случаях, когда уголовное дело обладает такими признаками, которые позволяют передать его для расследования следователям различных ведомств (следственных аппаратов). Это может быть при наличии: а) признаков предметной, альтернативной либо персональной подследственности; б) когда дело по предметному признаку подследственности может быть отнесено к ведению следователей различных ведомств.

На практике в ряде случаев трудно решить вопрос о подследственности по предметному признаку, когда деяние может быть отнесено к ведению различных ведомств. Здесь речь может идти как об идеальной (когда одним действием одного лица совершено несколько преступлений, например, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ст. 286 УК), так и о реальной (различными действиями одного лица совершено несколько преступлений, например, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ст. 158 УК) совокупности преступлений. На практике дело расследуется либо следователем того аппарата, где оно было возбуждено, либо передается следователю того аппарата, к подследственности которого относится наиболее тяжкое преступление.

Когда лицом совершено два преступления, одно из которых отнесено к подследственности органа дознания (например, ч. 1 ст. 188 УК РФ), а другое – к подследственности следователя (например, ч. 2 ст. 322 УК РФ), дело подлежит передаче для расследования следователю, поскольку орган дознания не вправе производить предварительное следствие, а следователь может расследовать дело, отнесенное к компетенции органов дознания (ч. 1 ст. 151 УПК РФ).

Предметная, территориальная и другие виды подследственности распространяются и на «ускоренное» (упрощенное) расследование по делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в порядке ст.ст. 223-225 УПК РФ.

Своевременное начало, соблюдение места и сроков производства предварительного расследования. Предварительное расследование начинается после констатирования наличия в распоряжении компетентного органа или должностного лица повода к возбуждению уголовного дела и основания, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ). Обычно в таких случаях органом дознания, дознавателем или следователем, в пределах компетенции выносится соответствующее постановление о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) и с этого момента осуществляется одна из форм предварительного расследования.

В постановлении обязательно указывается факт принятия соответствующим должностным лицом уголовного дела к своему производству. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству, копию которого направляет прокурору.

Закон устанавливает, что не любой орган дознания или должностное лицо вправе возбудить уголовное дело, а значит – начать предварительное расследование. Компетенция большинства органов дознания (за исключением органов внутренних дел) ограничена ст.ст. 40, 151 УПК РФ. Так, дознаватели пограничных органов ФСБ России – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК РФ, а также о преступлении, предусмотренном ч.1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов), дознаватели таможенных органов вправе производить дознание только по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ.

По общему правилу, орган дознания, дознаватель (например, пограничных органов ФСБ России) вправе производить неотложные следственные действия, а значит – начинать расследования по любому преступлению (ст. 157 УПК РФ). Но и из этого правила есть исключения. Так, производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц имеет свои особенности (гл. 52 ст.ст. 447-451 УПК РФ).

Место производства предварительного расследования как правовой институт тесно связано с территориальной подследственностью. Как уже отмечалось, предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (ст. 152 УПК РФ). Вместе с тем, законодатель в приведенной формулировке, говоря о предварительном расследовании, подразумевал не только место начала расследования, но и место, где оно должно быть завершено. Поэтому данное общее условие распространяется на все формы предварительного расследования. Приведенное правило не касается дознания в виде производства неотложных следственных действий (ч. 5 ст. 152 УПК РФ). Последний из названных видов уголовно-процессуальной деятельности не является расследованием в полном объеме. Это вид предварительного расследования и его часть. И поэтому дознание в порядке п. 3 ст. 149 и ст. 157 УПК РФ осуществляется в том районе и тем органом, где и которым оно выявлено (обнаружено). Аналогичным образом решается вопрос о производстве дознания в виде «ускоренного» (упрощенного) расследования в порядке ст.ст. 223-225 УПК РФ.

Строгое соблюдение сроков дознания и следствия – одна из важнейших обязанностей следователя и дознавателя. Сроки производства предварительного следствия, «ускоренного» (упрощенного) расследования и в виде дознания в порядке п. 3 ст. 149, ст. 152, ст. 157 УПК РФ определены в соответствующих нормах.

Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее, чем в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ст. 162 УПК РФ). В срок предварительного расследования включается время со дня возбуждения дела и до момента направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо до прекращения производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ч. 3 ст. 162 УПК РФ).

Полномочиями на продление срока предварительного следствия теперь обладает только руководитель следственного органа (п. 8 ч. 1 ст. 39 УПК РФ). Законодатель в ч. 4 ст. 162 УПК РФ определяет реализацию этого полномочия.

При возвращении прокурором уголовного дела следователю, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок для исполнений указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не превышает одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях и в порядке ст. 162 УПК РФ.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее, чем за 5 суток до истечения срока предварительного следствия. Указанное постановление должно содержать:

1) дату возбуждения уголовного дела, а в случае соединения в одном производстве нескольких дел – дату возбуждения каждого из них;

2) фабулу – краткое содержание дела;

3) сведения о личности обвиняемых, даты задержания и избрания меры пресечения, сущность предъявленного обвинения, основные доказательства виновности;

4) обоснование необходимости дальнейшего продления срока предварительного следствия (дознания);

5) решение суда по жалобе на арест или продление сроков содержания под стражей. В случае применения повторного ареста обвиняемого – основания и дату его избрания;

6) сведения о движении дела: назначении судебных экспертиз, ознакомлении с материалами дела, направлении дела в суд, а при возвращении его на дополнительное расследование – даты поступления дела к прокурору, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, и принятия следователем дела к производству, а также даты иных решений по делу;

7) причины, в силу которых следствие не может быть окончено в установленный срок, и объем предстоящей работы по делу;

8) при повторном возбуждении ходатайства в постановлении следователя должно быть отражено, выполнены ли следственные действия, для производства которых испрашивалось предыдущее продление, причины их невыполнения и принятые в связи с этим меры.

С постановлением соответствующему руководителю следственного органа направляются определенные документы. К ним следует отнести:

1. Справку, содержащую в себе результаты тщательного анализа доказательств, не подлежащих преждевременному разглашению, в том числе опровергающих доводы обвиняемых в свою защиту.

2. Копии судебных определений или постановлений, если судом по ходатайству сторон или по обоснованной инициативе уголовное дело возвращалось прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом либо удовлетворена жалоба на арест или продление сроков содержания под стражей.

3. Представление к ходатайству о продлении процессуальных сроков перед руководителем следственного органа. В последнем отражается, изучалось ли уголовное дело, какие недостатки и нарушения выявлены при его изучении, а также меры, принятые для их устранения и завершения следствия.

Руководитель следственного органа вправе указать конкретную дату окончания предварительного следствия в пределах отведенного законом срока.

Расследование уголовных дел следственной группой.. По общему правилу предварительное расследование по уголовным делам производится дознавателем, следователем единолично.

В случае сложности дела или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено нескольким следователям (ст. 163 УПК РФ), т.е. следственной группе.

Правом создания следственной группы пользуется руководитель следственного органа. О производстве предварительного следствия следственной группой выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В постановлении указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы.

Работа группы следователей по одному делу позволяет вести расследование одновременно в разных направлениях и в разных местах. Представляя собой более сложную форму расследования, работа нескольких следователей по одному делу особенно нуждается в четкой организации. И наиболее специфическим в данном отношении является вопрос о разделении труда. Его решение зависит, во-первых, от процессуального положения следователя в группе; во-вторых, от характера исследуемых обстоятельств; в-третьих, от уровня квалификации и профессионализма, а также индивидуальных способностей каждого из следователей и, в-четвертых, конечно, от числа следователей в группе.

К сложным делам, следует отнести такие категории уголовных дел, которым свойственны многоэпизодность расследуемых деяний, а также с множеством версий, которые следует отрабатывать одновременно; о преступлениях преступников-«гастролеров», когда совершаемые ими преступления имели место в разных городах и районах и даже странах (ближнего и дальнего зарубежья); большое число обвиняемых; по преступным организациям и сообществам; дела, расследование которых усложняется многообразием методов совершения и сокрытия преступлений.

Обязательным требованием к делу, расследуемому группой следователей, является положение об обязательности вынесения отдельного постановления о создании следственной группы и ее количественном составе и отражения в нем момента начала работы группы следователей.

Особенность процессуального положения следователей, включенных в группу, состоит в том, что в соответствии со ст. 163 УПК РФ только один из них принимает дело к своему производству и руководит действиями других следователей. Руководитель следственной группы принимает все ключевые решения по уголовному делу: о выделении уголовных дел в отдельное производство, прекращении, приостановлении и возобновлении, об объеме обвинения, о привлечении лица в качестве обвиняемого, продлении срока и т.д. Таким образом, по смыслу закона в группе есть следователь-руководитель, и есть следователи – члены группы. Приняв дело к своему производству, следователь-руководитель полностью отвечает за результаты расследования.

Руководящая роль следователя, принявшего дело к производству, не лишает деятельность остальных членов группы творческого характера, не превращает их в технических исполнителей. Наряду с общим планом, который составляет руководитель, каждый член группы планирует свою работу в пределах порученной ему части, составляет планы отдельных следственных действий. Индивидуальный план составляется на основе общего плана, детализирует и конкретизирует общий план.

Следственные действия, которые произвел член группы, имеют такое же юридическое значение, что и действия, выполненные руководителем. Вместе с тем, в ст. 163 УПК РФ ничего не говорится о включении в следственную группу работников органов дознания, что не исключает их привлечение к работе следственной группы. Их взаимоотношения регулируются правилами ст.ст. 38, 40 УПК РФ и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»[58]. Между тем, при «бригадном расследовании» система взаимоотношений между несколькими следователями и привлеченными к их работе должностными лицами органа дознания значительно усложняется большим объемом следственного производства. Разногласия между членами следственной группы в зависимости от их сути разрешаются ее руководителем либо руководителем следственного органа.

Производство дознания группой дознавателей.

Федеральным законом от 23.07.2010 № 172-ФЗ внесены изменения и дополнения в УПК РФ, позволяющие проведение дознания группой дознавателей. В соответствии со ст. 41.1 УПК РФ начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, – полномочиями руководителя этой группы.

Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (ст. 223.2 УПК РФ). Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания путем вынесения соответствующего постановления. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.

Руководитель группы дознавателей принимает решения о: 1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст.ст. 153-155 УПК РФ; 2) прекращении уголовного дела полностью или частично; 3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; 4) письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления; 5) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; 6) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; 7) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания; 8) возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.

Руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.

Соблюдение порядка и формы взаимодействия следователя с органами дознания. Существуют различные формы взаимодействия следователя с органами дознания: организационные и процессуальные.

Организационной формой взаимодействия является создание следственно-оперативной группы (СОГ). Члены следственно-оперативной группы обладают разным процессуальным статусом и используют разнообразные методы работы: следователи – только процессуальные, а оперативные работники – в основном, в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскные методы[59]. Процессуальное положение всех членов следственной группы одинаково – все они являются следователями, реализуют процессуальные функции следователя и используют только процессуальные методы работы.

Во-вторых, принципиально различна нормативная основа деятельности групп следователей и следственно-оперативных групп. Для следственной группы это уголовно-процессуальный закон (ст. 163 УПК). Относительно следственно-оперативных групп закон специальных указаний не содержит. Процессуальной основой их деятельности можно считать лишь правила ст.ст. 38, 149 УПК РФ о действиях органа дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие после передачи этих дел следователю, а также предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ право следователя давать органам дознания поручения и указания. Основной нормативной базой деятельности следственно-оперативных групп являются приказы и инструкции.[60] Следственно-оперативная группа в настоящее время – чисто организационная, но не единственная форма взаимодействия следователя с органами дознания.

Взаимодействие – это согласованная деятельность органов предварительного следствия и дознания, основанная на законе, ведомственных актах и общности назначения и задач в уголовном судопроизводстве, наиболее разумное сочетание и эффективное использование полномочий и методов работы, присущих каждому из указанных органов, обусловленное различием в их компетенции и формах деятельности, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.

Из приведенного определения следует, что основным содержанием взаимодействия является правильное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В уголовно-процессуальном законе содержатся соответствующие положения, которые можно считать правовой основой такого сочетания. В ст. 21 УПК РФ указывается, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель должны принять все предусмотренные законом меры в каждом случае обнаружения признаков преступлений для установления события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в его совершении. В законе наряду со следственными действиями названы и оперативно-розыскные меры (ст. 89 УПК РФ). Прямые или косвенные указания на необходимость или возможность сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер содержатся также в других нормах, например, в ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК РФ.

Одним из главных условий правильного сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер следует считать четкое разделение функций участников взаимодействия. Недопустимо сращивание следственной и оперативно-розыскной работы, так как такое положение всегда связано с опасностью нарушения законности, предвзятости, односторонности в ходе расследования. В принципе, теперь невозможно такое положение, когда и следственные действия и оперативно-розыскные меры до передачи дела следователю производит одно и то же лицо – это вытекает из содержания ч. 2 ст. 41 УПК[61]. Эти ограничения косвенно указывают на то, что производство следственных действий – главным образом прерогатива следователя и дознавателя. В то же время подчеркивается, что оперативно-розыскные меры в целях раскрытия преступления органы дознания продолжают осуществлять и после передачи дела следователю. По закону, да и тактически целесообразнее, когда следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия выполняют разные должностные лица, выполняющие функции ОРД. При таком положении достигается лучшее качество проводимой работы (каждый делает то, к чему он больше подготовлен, привычен), усиливается контроль и объективность в процессе сбора и оценки доказательств, обеспечивается полнота расследования.

Процессуальные формы взаимодействия – это такие формы, которые закреплены в законе. К их числу относят:

1. Выполнение поручений (указаний) следователя (дознавателя), в частности: а) выполнение органом дознания следственных и розыскных действий по поручению следователя (дознавателя); б) привлечение следователем (дознавателем) представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий; в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных и процессуальных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.; г) выполнение постановлений следователя (дознавателя) о приводе, задержании и аресте.

2. Содействие органа дознания следователю (дознавателю) в стадии возбуждения уголовного дела.

3. Возбуждение дознавателем уголовных дел, по которым обязательно предварительное следствие обязательно, и производство по ним неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ) и передача дела следователю, который ведет дальнейшее расследование.

4. Использование следователем (дознавателем) данных, полученных органом дознания с помощью оперативно-розыскных мер.

5. Совместная согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Организационными (или организационно-тактическими) формами взаимодействия следователя либо лица, производящего предварительное расследование в форме дознания, с органами дознания называют формы, не регламентированные законом. Среди них выделяют следующие:

1. Совместную согласованную деятельность в составе следственно-оперативных групп (СОГ).

2. Немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства предварительного следствия.

3. Организацию следственно-оперативных групп, в которые включаются следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных преступлениях.

4. Согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий.

5. Межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следствия и дознания.

6. Совместное проведение занятий в системе служебной подготовки.

Процессуальные формы взаимодействия находят достаточно широкое применение на практике. Особенно это касается дачи и исполнения отдельного поручения дознавателем, следователем в порядке ст.ст. 38, 56, 188, 210 УПК РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.