Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэтому выделяют 3 характерные черты волевого поведения




Когда такие связи обнаруживаются. Например, действие, которое мы не хотим делать, мы включаем в какую-то деятельность – очень значимую, которая побуждается значимым для нас мотивом. Например, если мы рассматриваем ситуацию с зарядкой и утренней пробежкой. Там в молодом возрасте очень важны личностные отношения и успех среди противоположного пола – сильный мотив.

Каковы механизмы этой работы? Механизмами воли являются такие процессы, с помощью которых человек может усиливать соответствующие мотивационные тенденции, которые идут от этой цели.

Функции волевого действия

Воля выполняет сразу очень много действий.

1)Селективная функция. Действуют много мотивов, но при конфликте мотивов и целей надо выбрать 1. Избирательность человека. Благодаря воле существует избирательность в сфере мотивов.

2) Инициирующая функция. Надо это действие пробудить. И восполнить дефицит побудительности данной целью. Дефицит этот волевосполняем. Она инициируется соответствующей той цели действием.

3)Ингибирующая. Надо не только нужный мотив выделить и заставить работать, но и подавить все остальные мотивы. Ослабить эту нежелательную мотивацию – есть, спать и пить вместо того, чтобы бежать.

4)Стабилизирующая. Действие надо не только начать, но его надо поддерживать, потому что после первых 5и минут бега человек не только не хочет спать, есть и пить, потому что он хочет прекратить бег – он устал, ему тяжело. У него одышка. -Что ещё надо? Мне же тяжело. Я же побегал. Но мы рассматриваем традиционный случай, когда человек постановил пробежать от дома до лесопарка, побегать 5 минут, выполняя разные упражнения и с победой вернуться домой. На всё минут 25. Надо в течение этого времени заставить человека действовать, не свернув после 5и минут – стабилизирующая функция.

5) Произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов. Работа в плане образа и внешних действий. Человек подавляет нежелательные мысли. Он пробегает мимо обочины. Вместо того, чтобы забежать туда соблазнительные образы он оттормаживает. Пытается на их место поставить другие желательные образы – какой он сильный, смелый, красивый, здоровый. Он регулирует психическую активность и внешнюю деятельность. Это тоже осуществляет воля. Бывают различные варианты патологии воли, когда у человека даже взрослого это бывает не сформировано. Недостаток самой побудительности – это называется абулия (очень слабые побуждения, они слишком слабы, чтобы соответствующую деятельность начать. Бывает второй вариант – человек очень импульсивный. У него побуждения сильны, они непосредственны. Они не могут регулироваться из-за этой силы, человек подчиняется непосредственным импульсам, вместо того, чтобы организовывать деятельность сообразно сознательно выбранной цели. Один полюс – это абулия, другой – импульсивность.

Как это сделать? То есть, это работа с мотивами. Надо сделать так, чтобы цель побуждала, а остальное не мешало побуждать. Волевой акт обязательно включает борьбу мотивов, необязательно – преодоление внешних препятствий. Поэтому Отечественный специалист по психологии воли Иванников Вячеслав Андреевич рассматривает волевой акт как произвольное изменение побуждения к действию, то есть, действие сознательно, и человек меняет побудительную силу, стоящую за этим действием. Таким образом, тут может быть очень много вариантов, каким образом побуждение усиливать, остальные – ослабевать. Механизмом воли он называет изменение смысла, потому что для того, чтобы изменить побуждение, надо изменить его смысл. Мотивы они не берутся ниоткуда. Искусственно составить, создать мотив нельзя. Мотив возникает в деятельности. В деятельности они же трансформируется. Изменить смысл того или иного действия можно, лишь изменив деятельность в целом. Например, через изменение позиций субъекта. Завзятых двоечников или хулиганов воспитывают таким образом, когда меняют его позицию в школьном социуме- например, он двоечник, он не учится. Он начинает опекать малышей, следить за тем, чтобы они хорошо учились, чтобы они на 2 ки не учились.

Человек хулиган и его просят смотреть за дисциплиной. Он начинает лучше себя вести, подавая хороший пример достойным образом. Меняется положение человека в мире, меняется его отношение к миру. Появляется новая деятельность, которая рождает новые мотивы, связанные с сознательно поставленной целью.

Изменить побудительность действия можно за счёт работы воображения, представив себе некую ситуацию и именно в этой ситуации нарисовать образ будущих событий. В этой ситуации образ будущих событий обладает определённой побудительной силой – человек представляет себе что будет, когда он будет бегать и что будет. Когда он не будет бегать, он рисует себе негативный и отталкивающий образ себя в данной ситуации. Это может побудить. Студент хочет спать, но надо приготовиться к завтрашней контрольной, он представляет себе, как будет плохо, если он получит 2, как на него посмотрят окружающие и т.д.

У Симонова был такой пример,(он описывал его в одной из своих работ) как они пошли отдыхать и решили попрыгать с парашютом с парашютной вышки первый раз в жизни. Симонов был последним. По мере того, пока он поднимался всё выше и выше идея прыгнуть казалась всё более и более неразумной, товарищи поднялись, часть уже прыгнула. Симонов заставил себя подняться и совершить этот прыжок, только представляя себе последствия ситуации отказа от него. Как все бы прыгнули. А он бы сползал вниз по этой лестнице. Как на него смотрели бы товарищи. Эта картина обладала соответствующей побудительностью.

Ещё вариант. Их разделяют. Способ изменения побудительности. Нашу выбранную сознательную цель привязывают к какому-то мотиву. Или привязывают к какому-то мотиву или обнаруживают связи между этой целью и каким-то значимым для человека мотивом. Таким-то образом, когда эта связь цели со слабой побудительностью и сильного мотива установится. Вот этот мотив и будет одалживать побуждения соответственно данной цели.

Человек. Представляя себе как популярен он будет среди противоположного пола, обладающий шикарной фигурой – этот мотив одолжит побуждение сознательной цели.

Например, человеку не хочется готовится к семинару, но стать психологом ему очень хочется. Например, он говорит, что сейчас не хочется учить анатомическое деление отделов головного мозга да ещё по латыни. Но это необходимый этап становления меня как профессионального психолога. Он рисует себе в воображении. Как работает профессиональный психолог, а это средство достижения этого. Если я не сдам анатомию головного мозга. То я не получу диплом. Если я не получу диплом, то меня не возьмут в психологическую консультацию, где я смогу зарабатывать, работать и с огромным удовольствием налаживать межличностные отношения людей и так далее.

Вот связь со значимым мотивом. На самом деле, эта связь действительно существует. Можно установить связь нашей цели с мотивом, который абсолютно не связан по содержанию и даже по логике с этой целью. Например, девушка, готовясь к семинару, загадывает – если я сейчас подготовлюсь к этому семинару. То меня мальчик один, который в этой группе учится возьмёт вдруг и в кино пригласит. На самом деле, пока нет никаких отношений – он не догадывается о её чувствах. Но тем не мене, эта мистическая связь между мотивом – мальчиком, в которого она влюблена и сознательной целью – она устанавливается.

Другой пример. Женщина худеет и говорит себе, что если я ещё неделю продержусь. То куплю себе за это платье. Связь установлена. Произвольная связь. Содержания нет. Она сама её установила. Но мотив нового платья одалживает свою побудительность недельному похудению – голодовке. Таким образом, в данном случае это работа со смыслами – со значениями происходящего для меня. Устанавливается новое значение для меня, формируется новый смысл сознательно выбранной цели или соответствующего действия.

1) Волевое поведение можно идентифицировать по ситуации. Оно возникает всегда в ситуации, когда побуждение в действии слабо или нежелательно по каким-то другим причинам. Слабость побуждения к действию. Там. Где эта слабость есть, тогда возникает необходимость в волевой регуляции. Принципы саморегуляции – очень широкая сфера деятельности. Это многие процессы. Но там, где происходит работа в сфере мотивов и смыслов – там мы имеем дело с волей. Потому что саморегулировать можно любой психический процесс – мышление. Внимание и т.д. А вот это работа с мотивами. По психическому статусу волевое действие – действие с двумя смыслами. Один из которых – смысл реальный, а другой – созидаемый. Например, задаётся мотивом воображаемой ситуации, обнаруживаемый, формируемый. Получается, что этот волевой акт. Получается подключение малозначимого действия к сфере значимого мотива. По психическому статусу – действие с двумя смыслами. Одним он изначально обладал, другой мы создали. По организации волевое действие дважды произвольное и по способу осуществления и по способу мотивации. Структура волевого акта (не одномоментный акт, он постепенно развёртывается)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.