Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход от интерпсихического к интрапсихическому называется интериоризация. Вращивание от 3го к 4му. Вращивание средств, а не функции, как таковой. 2-3 – интериоризация




Как формируется воля (волевой акт) как ВПФ? Какие этапы она проходит? Мышление словесно логическое. Произвольное внимание. Запоминание опосредованное. Какие этапы они проходят на своём пути?

Работа по усилению мотивационного значения цели. Работа в сфере мотивов. Приобретение нового смысла этим действием.

Сначала возникают побуждения и ставится произвольная цель какая-то сознательная потом начинается стадия борьбы мотивов. Когда обнаруживается недостаточность побудительной силы этой цели.

3)Выполнение. Для реализации нужна постоянная работа волевых механизмов. Чтобы поддерживать это действие. Разные исследователи по-разному подходили к изучению воли. Леонтьев понимал волю как культ иерархии мотивов. Сам по себе выбор между 2мя мотивами – конфликт. Есть мотив – есть иерархия. Мы выбираем более значимый. Ненужно подключать зачастую волю Необязательно нужен конфликт мотивов. То есть, он необходим, но недостаточен для того, чтобы было волевое действие. Иногда настолько очевидно. Что нам не приходится работать с побуждениями. Нам не приходится отношения между мотивами новые устанавливать. Очень значимый мотив. Совсем незначимый, этот побеждает, и т.д. Поэтому ситуация выбора сама по себе не является достаточной причиной волевого акта. Физическое усилие само по себе. Физическое усилие само по себе не является признаком воли. Животные могут в поисках пищи огромные территории обегать. Прежде чем найдут искомое, но это не воля.

Наличие препятствий тоже необязательно предполагают волю. Наркоманы в поисках дозы преодолевают невероятные препятствия. Идут на невероятные напряжения хитростей. Препятствие. Преодоление препятствий не является признаком воли. Единственно бывает что личность как бы (по Выготскому Вы знаете полевое-волевое) способность к волевому действию формируется постепенно. Формируется она в несколько этапов. Как формируется любая высшая психическая функция.

Сначала функция существует как интерпсихическая. Она существует в пространстве между 2мя людьми. Тоже самое относительно воли. Взрослый говорит ребёнку (выполняет функцию управления) ребёнок выполняет функцию реализации. Вот это совместное действие, направленное на регуляцию поведения. Идут взрослый и ребёнок, видят на пути весьма привлекательную для ребёнка лужу. Взрослый говорит – не надо. Это первый этап. Взрослый управляет ребёнком с помощью какого-то средства. В данном случае – это запретительное слово – не надо. Я наблюдала это как способность к регуляции своего непосредственного побуждения, то есть, способность к формированию воли. Контроль над своими импульсами на примере своего же ребёнка, когда тот в возрасте 8-9 месяцев потянулся к розетке, я строго погрозила ему пальцем – это запретительный жест - внешнее средство. Взрослый управляет ребёнком с помощью какого-то орудия – внешнего средства. Первый этап формирования ВПФ. В частности формирования воли. Взрослый управляет ребёнком с помощью внешнего средства. Это первый этап.

Второй этап – ребёнок управляет другим – часто взрослым.

Пример.

Первый этап - Сын огорчился, что нельзя трогать розетку. Второй этап - Он поднёс к розетке своего медведя и грозно (строго)погрозил ему пальцем. В данном случае медведь – переходный объект вместо другого. Ребёнок управляет непосредственным поведением другого с помощью запретительного жеста.

3) Третий этап. Когда она становится не интерпсихической, а интрапсихической – когда ребёнок будет управлять собою с помощью этого средства.

Например. Сидит в манеже. Видимо, что-то нехорошее обдумывает и сам себе грозит пальцем.

Третий этап – ребёнок управляет собой – подавляет свои непосредственные импульсы с помощью запретительного жеста. Начало формирования воли.

4) Четвёртый этап – внешние средства переходят во внутренний план, и человек управляет собою сам с помощью этих внутренних средств.

Например, рисует себе картины негативных последствий, если он не будет придерживаться сознательно выбранной цели. Одалживает побудительную силу у каких-то реально-значимых мотивов и т.д. Он управляет собой, поэтому волевой акт, как ВПФ, он проходит те же самые этапы, что и опосредованное запоминание, произвольное внимание.

(Проходили опосредованное заучивание.)

Если личность недостаточно зрелая, то пока ещё воля, как способность управлять своими побуждениями пока ещё не сформировалась. Или очень сильный мотив, который человек не может преодолеть. В учебнике Норковой(Нурковой?) и Березанской очень симпатичный пример недостаточно зрелой личности. Офицер и денщик легли спать. Офицер слышит, как в соседней комнате денщик ворочается и печально вздыхает.

-Иван ты что?-офицер

-Пить хочу…-денщик

-Так встань да попей!-офицер

-Неохота. –Иван

Вздохи денщика продолжаются.

-Иван, я приказываю тебе! Встань!

Встал.

-Иди принеси воды.

Принёс.

-А теперь пей.

Вот другой человек выполняет эту функцию воли, пока ещё у самого она недостаточно сформировалась. Недостаточно сильное побуждение. У ребёнка бывает такое, что воля у ребёнка не может это свершиться – ребёнок не умеет работать в сфере мотиваций, придавая соответственно воле более сильное побуждение. Или когда мотив обладает непосредственно силой, и воля не может преодолеть влияние этого мотива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.