Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эколого-картографическое источниковедение




Лекция № 3.

Использование ранее созданных тематических карт в качестве источника информации об экологической обстановке оправдано лишь в части, касающейся наиболее устойчивых во времени характеристик. Во всем остальном более целесообразно обращение непосредственно к картографическим источникам. Любой картографический источник является первичным или вторичным по отношению к результатам исследования, проведенного тем или иным методом.

 

Источники информации об экологической обстановке могут быть классифицированы:

• по ведомственной принадлежности (материалы государственных органов, предприятий, научно-исследовательских учреждений, общественных организаций);

• по научным методам и техническим приемам, использованным при получении информации.

 

Классификация информационных источников по ведомственной принадлежности

 

При классификации информационных источников по ведомственной принадлежности обращают внимание на специфику деятельности соответствующих организаций и ее влияние на характер получаемых данных. Среди организаций—источников экологической информации различают:

ü государственные организации (в том числе ведомства и научные организации),

ü производственные (коммерческие) организации,

ü общественные (некоммерческие) организации.

 

Государственные органы

 

Государственные органы собирают информацию в основном для того, чтобы исполнять функции управления и контроля. Поэтому каждый орган, у которого есть четко определенный круг полномочий и обязанностей, собирает именно ту информацию, которая необходима для выполнения его функций, и систематизирует эту информацию в наиболее удобном для себя виде. Таким образом, экологическая информация, содержащаяся в государственных органах, собрана, организована, проанализирована и оформлена в соответствии с их внутренними нуждами и требованиями, и возможность ее использования для других целей (в том числе картографических) ограничена не только наличием необходимых сведений, но и формами представления.

Государственные органы, являющиеся источниками экологической информации, в настоящее время включают:

Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет),

Федеральную службу охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (МПР),

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор),

Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

 

Ниже приводятся сведения об особенностях экологической информации указанных организаций. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой обязанностью этого ведомства; слово «мониторинг» входит и в его полное название. Росгидромет обеспечивает участие России в Глобальной системе мониторинга окружающей среды. Одна из важнейших задач Росгидромета — отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения.

На организацию измерений в Росгидромете существенно влияет характер антропогенного загрязнения окружающей среды. Так, многие посты на реках установлены ниже сбросов крупных предприятий. Действуют стационарные, передвижные, подфакельные посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха, ориентированные на выбросы определенных предприятий. Программы измерений для конкретных пунктов зависят также от приоритетных для данного места загрязняющих веществ. Измерения в системе Росгидромета выполняются систематически и регулярно. Так, посты наблюдения за качеством воздуха в населенных пунктах должны проводить измерения несколько раз в день. Органы Росгидромета располагают систематизированными данными измерений, проводившихся в одних и тех же точках по единым методикам в течение многих лет. Эти ряды данных по своей полноте и продолжительности являются уникальными, по ним можно судить о долговременной динамике тех или иных показателей. Сеть постов Росгидромета, проводящих измерения состояния окружающей среды, оказывается относительно редкой. На субъект федерации обычно приходится несколько десятков постов, обычно в крупнейших городах. Территориальную структуру Росгидромета образуют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), каждое из которых охватывает несколько субъектов федерации. Им подчинены центры мониторинга окружающей среды областного (краевого, республиканского) уровня. Этим центрам могут быть подчинены лаборатории, обслуживающий персонал постов, однако предоставлением информации сами лаборатории и посты не занимаются. Предоставление информации в системе Росгидромета довольно сильно коммерциализировано. Существуют установленные прейскуранты, причем система ценообразования на конкретные результаты измерений является довольно жесткой. Доступ к информации, особенно первичной, может быть затруднен по материальным соображениям.

Первичные данные наблюдений фактически закрыты; доступны лишь обобщенные характеристики за тот или иной период. Росгидромет регулярно издает справочники, посвященные состоянию природной среды:

«Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации»,

«Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России»,

«Ежегодник качества поверхностных вод Российской Федерации»,

«Ежегодник состояния экосистем поверхностных вод» (информация по гидробиологическим показателям),

«Ежегодник. Загрязнение почв Российской Федерации токсикантами промышленного происхождения».

Управления гидрометеослужбы издают ежемесячники и ежегодники загрязнения атмосферы и выбросов вредных веществ на территории деятельности. Ежегодники и ежемесячники содержат сведения о концентрациях загрязняющих веществ по постам и (иногда) о выбросах и сбросах по городам. Значительный объем данных о загрязнении накоплен НПО «Тайфун» (г. Обнинск), однако не опубликован и распространяется в электронном виде, на коммерческой основе. Росгидромет в течение ряда лет ведет также наблюдения за загрязнением почв. К сожалению, при характеристике загрязнения почв в Росгидромете обычно ограничиваются приближенной административной привязкой мест отбора проб, тогда как для загрязнения почв характерна очень резкая изменчивость уровней и состава.

Федеральная служба охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (МПР). Территориальные подразделения МПР занимаются непосредственными измерениями качества воды и воздуха лишь в незначительной степени, как правило, в связи с конкретным предприятием-загрязнителем. Это соответствует разделению обязанностей в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая поручает МПР «организацию мониторинга источников антропогенного воздействия», в отличие от Росгидромета, к чьим обязанностям относится организация мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Определение качества воды и воздуха проводится органами МПР, прежде всего, в связи с функционированием экономического механизма природопользования — платежами предприятий за загрязнение окружающей среды (экологический налог), штрафами и т.п. Эти платежи устанавливаются исходя из объемов выбросов и сбросов предприятия и их соответствия установленным предельно допустимым. В существующей системе предприятие само осуществляет контроль за своими выбросами и сбросами. Основной источник определения их объемов — статистическая отчетность предприятия (статистические формы 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), 2-ТП (токсичные отходы)).

Целью измерений, проводимых органами МПР, являются, как правило, не систематические наблюдения, а выборочный контроль за достоверностью статистической отчетности, за выполнением требований нормирования.

Подразделения Министерства природных ресурсов, связанные с использованием и охраной недр (бывшее Министерство геологии), проводят радиационные съемки, налаживают мониторинг подземных вод, экзогенных геологических процессов, издают карты радиационного и/или химического загрязнения почв.

Департамент лесного хозяйства МПР путем регулярного обновления соответствующих карт отслеживает состояние лесов, включая возрастной и породный состав, плотность стояния деревьев, бонитет лесонасаждений. Следует отметить, что органы МПР могут также располагать ценной информацией о состоянии окружающей среды, полученной от других ведомств. В рамках разделения обязанностей, установленного в ЕГСЭМ, именно МПР отвечает за координацию деятельности всех министерств и ведомств в области мониторинга окружающей среды. В МПР должны стекаться результаты всех видов мониторинга, связанного с окружающей средой. МПР РФ и его подразделения в регионах ежегодно издают «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды» — наиболее общие документы об экологическом состоянии территорий.

Данные Росгидромета, комитетов по земельным ресурсам, комитетов по недрам, органов Госсанэпиднадзора занимают существенное место в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды. Государственные доклады изобилуют цифровыми характеристиками выбросов и сбросов, почерпнутыми из обобщения отчетности предприятий, а также обобщающими данными о загрязнении воздуха, воды, почв, состоянии растительности и животного мира по материалам соответствующих ведомств.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор). К компетенции системы Госсанэпиднадзора относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружающей среды. Поэтому в обязанности данного ведомства входит и мониторинг состояния окружающей среды в той мере, в какой оно связано со здоровьем населения. Органы Госсанэпиднадзора измеряют параметры качества воздуха внутри и на границах санитарно-защитных зон хозяйственных объектов. Отбор проб обычно проводится под факелом выброса промышленных зон и крупных предприятий (подфакельные наблюдения). В отличие от Росгидромета, Госсанэпиднадзор проводит контроль выборочно (раз в сутки, в течение одного месяца в квартал), либо эпизодически, по заявкам предприятий, осуществляющих мониторинг. Программа измерений обычно включает 4—6 веществ (концентрации СО, S02, NOx), а также параметры, установленные с учетом местного перечня приоритетных загрязняющих веществ. К компетенции Госсанэпиднадзора относится прежде всего контроль качества питьевой воды. Проводятся химические и бактериологические анализы воды у водозаборов, после водоподготовки, в некоторых местах водоразборной сети. В сферу внимания

Госсанэпиднадзора попадают также используемые для питьевых целей родники, колодцы, водоемы официально установленных рекреационных зон (пляжи и т.п.), сбросы муниципальных очистных сооружений и предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов.

Госсанэпиднадзор — единственная система, которая занимается контролем качества воздуха внутри помещений, в частности в рабочей зоне предприятий. К компетенции этого ведомства относятся также измерения, связанные с «экологией жилища», т.е. определение качества воздуха в жилых помещениях и качества питьевой воды.

Органы системы Госсанэпиднадзора действуют как на уровне субъекта федерации (республики, края, области), так и на уровне района, причем система Госсанэпиднадзора — единственная из ведомственных систем, которая имеет районные подразделения со штатными средствами измерений и лабораториями. Однако эти лаборатории обычно оснащены устаревшим оборудованием и имеют только внутриведомственную аккредитацию. Как следствие, концентрации одних и тех же веществ, по данным Росгидромета и Госсанэпиднадзора, могут сильно различаться в одних и тех же местах. Информация системы органов Госсанэпиднадзора обобщается в федеральных и региональных докладах о санитарно-эпидемиологической обстановке, а также используется при составлении государственных докладов о состоянии окружающей природной среды. Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Министерство и его подразделения на местах владеют информацией о загрязнении сельскохозяйственных угодий, главным образом остаточными количествами минеральных удобрений и пестицидов. Соответствующие исследования выборочно проводят сельскохозяйственные научно-исследовательские институты. Государственный комитет по статистике. Комитет и его подразделения на местах систематизируют многочисленные социально- экономические характеристики по регионам, административным районам, населенным пунктам. Во многих административных районах регулярно издаются сборники «Паспорт... района за... год»; на региональном и федеральном уровнях издаются статистические сборники.

Для экологического картографирования наибольший интерес представляют параметры, прямо или косвенно характеризующие техногенную нагрузку на природную среду:

количество жителей в населенных пунктах,

поголовье скота,

число единиц сельскохозяйственной и транспортной техники,

обеспеченность водопроводом и канализацией,

наличие и мощность предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, количество внесенных удобрений и пестицидов и т.д.

 

В федеральных и региональных статистических сборниках обычно имеются разделы «Охрана окружающей среды», где с большей или меньшей полнотой приводятся данные об объемах выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образовании твердых отходов, обеспеченности очистными сооружениями и эффективности их работы, размерах платежей предприятий за загрязнение, количестве и структуре правонарушений в сфере природопользования и размерах наложенных и взысканных штрафов и др.

Таким образом, в статистических сборниках содержится довольно обширная информация, пригодная для составления обзорных мелкомасштабных карт, в том числе с использованием распространенных пакетов прикладных ГИС-программ (Maplnfo) и др.

Однако недостатком информации органов Госкомстата является ее недостаточная дифференцированность по территории. В федеральных сборниках обычно приводятся данные лишь по регионам в целом, в региональных — по административным районам и городам.

 

 

Научные учреждения

 

Большим количеством информации о качестве окружающей среды располагают научные учреждения, как подчиненные указанным выше ведомствам, так и входящие в систему РАН и в высшие учебные заведения. Нередко эти учреждения выполняют научно- исследовательские работы (НИР) по проблемам качества окружающей среды и обладают материалами, исключительно ценными в связи с экологической ситуацией в пределах тех или иных территорий. Однако сбор материалов научных учреждений сильно затруднен в связи с тем, что результаты НИР, выполненных даже в рамках одной ведомственной системы, находятся в распоряжении различных учреждений и их подразделений. Единого каталога, как правило, не существует. НИР в настоящее время выполняются за счет средств из разных источников финансирования. Ограничения на доступ к результатам нередко накладываются заказчиками, поэтому узнать о существовании нужного исследования бывает непросто. Некоторая информация о работах научных организаций иногда содержится в официальных докладах федерального и территориального уровней. Кроме того, научные учреждения выпускают журналы и сборники научных трудов.

Результаты исследований разных организаций находят отражение в материалах научных конференций соответствующей тематики, а также обобщаются в реферативных журналах. По содержанию публикаций можно судить о тематике исследований научных учреждений и отдельных научных школ в тот или иной период и при необходимости решать вопросы доступа к материалам непосредственно с соответствующими научными подразделениями. Перечни экологических карт, созданных различными организациями, опубликованы в обзорах Института географии РАН и Российской государственной библиотеки. Однако экологическое картографирование развивается быстро и к настоящему времени оба каталога в значительной степени устарели. Кроме того, в них практически не нашли отражения электронные карты.

 

Коммерческие организации

 

К ним относятся организации, которые занимаются определением качества воды, воздуха или почвы на коммерческой основе. Некоторые такие фирмы организованы при подразделениях государственных организаций, например Госсанэпиднадзора. Другие действуют при научно-исследовательских институтах, или же сами институты выполняют за плату соответствующие измерения. Ряд подобных организаций сотрудничает с риэлтерскими агентствами, поскольку проблема качества окружающей среды является актуальной в связи с обменом или приобретением недвижимости. Возможности использования информации коммерческих организаций в значительной степени зависят от того, располагает ли она аккредитованной лабораторией или сотрудничает с такими лабораториями, может ли оформить результаты измерений в виде официального документа; имеет ли на это лицензию. Предполагается, что в ближайшие годы по мере формирования нормативной базы экологического аудита роль коммерческих организаций будет возрастать и к ним постепенно перейдут функции контроля отчетности предприятий об объемах выбросов, сбросов и размещения токсичных отходов.

 

Некоммерческие организации

 

Некоммерческие (общественные) организации могут отбирать и направлять в аккредитованные лаборатории пробы воздуха, воды и почв, а при значительных масштабах деятельности и финансовых возможностях даже выступать заказчиками научно-исследовательских работ и обладать их результатами. Общественные организации редко располагают систематическими сводами материалов, сколько-нибудь сопоставимыми с массивами данных, которые накапливают государственные организации. Лишь немногим из них по силам организация масштабных научных исследований, например с целью прогнозирования развития экологической ситуации. Многие материалы, создаваемые общественными организациями, профессионалы квалифицируют как «не научные, а научно-популярные», что, впрочем, не является недостатком, а определяется целью создания таких материалов, их предполагаемой аудиторией.

Информация общественных организаций может быть полезной в отношении локальных ситуаций — состояния озера или леса, экологической ситуации микрорайона. Их работа заключается в сборе информации об экологической обстановке из различных источников и ее анализ. Общественная организация может работать и с проблемами большего масштаба, но именно на локальном уровне эта ниша практически свободна. Таким образом, материалы общественных организаций могут использоваться для картографических целей при крупномасштабных работах, на локальном уровне природопользования, преимущественно для образовательных и просветительских целей.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.