Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Возрастные особенности дошкольников и их отношение к природе




 

Развитие субъектного отношения к природе у дошкольников было проанализировано психологами С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным, в исследованиях Л.М. Макаровой и в пособии по программе «Росинка» «В мире природы» (авторы Ж.Л. Новикова и В.Н. Сахарова) в разделе «Особенности формирования у дошкольников позитивного отношения к природе».

Для ребенка дошкольника характерны следующие основные черты отношения к природе.

1. Дошкольник сориентирован на мир природы, окружающий мир для него едины, мир людей и мир природы для него - единое целое.

2.Целостное восприятие природы у малышей формируется во время контакта с живыми организмами и в опыте общения со взрослыми.

3. Дети воспринимают неживые и живые объекты в качестве субъектов, для них характерно явление анимизма (одушевление объектов) и антропоморфизма (все окружающее воспринимают как подобное человеку, с которым можно общаться, как с человеком). Близок к этим понятиям и артификализм (объекты мира природы ребенок воспринимает как искусственные, сделанные человеком для своих целей)– он характерен для младших дошкольников.

4. Для ребенка-дошкольника, особенно младшего возраста, характерно восприятие объектов с точки зрения пользы («Парк нужен для того, чтобы я в нем гулял», «Рыба нужна для того, чтобы ее изжарить и съесть» и т.д.).

Таким образом, модальность отношения к природе у младших дошкольников является субъектно-прагматической, и только в старшем дошкольном возрасте, в подготовительной группе приобретает черты субъектно-непрагматического отношения к природе.

В структуре интенсивности отношения к природе у них преобладает когнитивный компонент.

К возрастным особенностям дошкольников различного возраста с точки зрения психопедагогики относятся следующие.

До 3 лет мышление преимущественно связано с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент. Уже в этом возрасте ребенок непосредственно взаимодействует с ближайшим природным окружением.

В младшем дошкольном возрасте (дети 2 младшей и средней группы) дети могут воспринять элементарные взаимосвязи живого организма со средой обитания. Среди мотивов учения преобладает эмоциональное отношение.

В 5-7 лет становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний, именно в это время у дошкольника происходит переход к мышлению общими представлениями, появляется способность к логическому мышлению, увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей. Мотивом учебной деятельности в этом возрасте становится познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей природы.

Важно отметить также и то, что для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности: ребенок мыслит, прежде всего, образами.

Особенностью работы с дошкольниками является также и то, что обучение идет в игре.

Кроме того, для старших дошкольников характерно увеличение координационных и двигательных способностей детей, что позволяет использовать экскурсии и походы.

Важно также учесть, что в старшем дошкольном возрасте идет социализация ребенка, что позволяет сформировать у детей основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.