Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. С. Тарасюк




Антимонопольное регулирование в Российской Федерации

 

Для противодействия монополизации рынков и защиты конку­ренции государство разрабатывает законы, на основе которых мож­но выявлять и наказывать фирмы, обладающие монопольной влас­тью. Оно создает организации, которые проводят антимонопольную политику и поддерживают предпринимательство, помогают в созда­нии новых фирм, противодействующих монополизации рынков и разрушающих ее. Еще в 1908 г. в России была предпринята попыт­ка создания антимонопольного законодательства. Но принятие за­конодательного акта было сорвано организацией российских пред­принимателей. Только в 1991 г. появился закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренцией. В настоящее время к ос­новным законодательным актам по антимонопольному регулирова­нию в России относятся: Конституция Российской Федерации, За­кон «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках» 1991 г. (в редакции Законов РФ от 1992 г. и Федеральных законов от 1995 и 1998 гг.), Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 1999 г., указы Президента Российской Федерации, постановления и распо­ряжения Правительства РФ. Например, в 1996 г. было принято По­становление Правительства РФ «О Реестре хозяйствующих субъек­тов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 про­центов». Федеральным органом исполнительной власти, т. е. федеральным антимонопольным органом, является Федеральная ан­тимонопольная служба (ФАС)*. В Законе «О конкуренции», в час­тности, устанавливается:

• запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее по­ложение на рынке, если их результатом оказывается существен­ное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

• запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ог­раничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

• подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией. К ней, в частности, относятся:

— распространение ложных сведений о товарах и фирмах конку­рентов;

—обман покупателей относительно реальных свойств и качества товара;

—незаслуженное принижение в рекламе качества товаров конку­рентов;

—незаконное использование чужих названий и товарных знаков, а также копирование формы, упаковки и внешнего оформления то­варов конкурентов;

—похищение у конкурентов их коммерческих секретов, а также технической, производственной и торговой информации.

Предметом регулирования Федерального закона «О защите кон­куренции на рынке финансовых услуг» являются отношения, влия­ющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и финансовых услуг и связанные с защитой конку­ренции на данном сегменте рынка.

В настоящее время в России существует следующий ком­плекс проблем в области государственного антимонопольного регу­лирования и обеспечения добросовестной конкуренции:

1. Недостатки антимонопольного регулирования политики обес­печения добросовестной конкуренции наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действенных ме­ханизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в це­лях завышения цены; отсутствуют четкие и научно обоснованные ме­тодики регулирования цен в естественных монополиях и высокомонополизированных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Вследствие этого растет ин­фляция издержек и ценовые диспропорции, подрывающие финансо­вое положение предприятий обрабатывающей промышленности, сфе­ры услуг и агропромышленного комплекса.

2. Сохраняется неудовлетворительное положение с защитой прав потребителей. Проверки качества товаров народного потребления продолжают фиксировать очень высокую долю непригодных к по­треблению товаров, в особенности импортного производства.

3. Процессы концентрации собственности также остаются вне поля зрения органов антимонопольного регулирования. Вследствие этого формируются крупные горизонтальные монополии, контроли­рующие целые отрасли. В ряде случаев этот контроль устанавлива­ется зарубежными компаниями, которые скупают акции российских предприятий, в том числе оборонной промышленности.

 

Вывод:

 

В данной лекции была рассмотрена деятельность монополистически кон­курентных фирм и олигополий. Теперь мы знаем, как монополистичес­кий конкурент выбирает оптимальный объем производства в краткос­рочном и долгосрочном периодах, и как устанавливается долгосрочное равновесие фирмы. При изучении олигополистического типа рыночной структуры было уделено особое внимание основным моделям олигопо­лии и основным задачам антимонопольного регулирования в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.