Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие течения поэзии 50-70-х годов

Поэзия второй половины ХХ века. Жанрово–стилевые поиски.

Вопросы

1. Каковы особенности прозы В. Астафьева?

2. Перечислите основные темы его творчества.

Задания

Проанализируйте повесть В. Астафьева «Царь-рыба» по вопросам

Вопросы по произведению «Царь-рыба»

1. Своеобразие композиции произведения?

2. На какие типы подразделяет автор героев произведения?

3. Охарактеризуйте браконьеров. По какому принципу располагает автор рассказы про этих людей?

4. Что является кульминационным моментом в книге? Почему?

5. Дайте характеристику героев, близких автору.

6. Каким изображен в повести Игнатьич? Почему именно он ловит царь-рыбу?

7. Прочитайте главу «Царь-рыба». Почему эта глава дала название всему произведению?

8. Как происходит поединок человека и природы? Кто победитель? Обоснуйте свою точку зрения.

9. Как ведет себя Игнатьич после схватки?

10. Как изображает природу автор? Какие художественные средства при этом использует?

11. Какова идея этого произведения?

12. Какие темы раскрывает автор?

 

 

 

После кризисного положения отечественной поэзии в 30-40 годы, с начала 60-х годов отечественная поэзия переживает настоящий бум. В это время любителей поэзии становится больше. Народ в поэтах хочет видеть «не подпевал, а запевал». Кумирами молодежи становятся поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина и др. «Эстрадная поэзия» собирает многотысячные аудитории на поэтические вечера на стадионе «Лужники». Поэзию отличает тематическая широта от больших тем, темы борьбы за мир до изображения интимных переживаний отдельного человека.

Активно развивается политическая лирика, поэты пытаются передать боль, надежду, поставить вопросы, которые волнуют современников. Не все стихи на эту тему были опубликованы сразу (например, Б. Чичибабин «Плач по утраченной Родине» (только в 1992 году). Традиционные темы для русской поэзии: философская и любовная также широко представлены в лирике этих лет. Философская лирика связана тесно с нравственными проблемами: поэтов отличает стремление дойти до самой сути, показать величие духа, разобраться в себе. Обращались поэты и к исторической теме (поэт и время, тема исторической памяти). Проблема нравственных исканий, проблема гуманизма, внимание к внутреннему духовному миру человека обязательные компоненты поэзии.

1. Поэты старшего поколения. Опора на широкий спектр поэтических традиций: от А.Пушкина, Ф. Тютчева до модернистов начала века. Смешали общее и индивидуальное в поэзии.

Л. Мартынов – поэт-мыслитель ярко выраженного философского плана, интеллектуализм и футуристический пафос; А. Тарковский- философичность; Д. Самойлов – историческая тематика.

2. Молодое поколение- феномен «эстрадной поэзии». Прямое публицистическое вмешательство поэтического слова в жизнь, ориентация не на читателя, а на слушателя, от которого требуется немедленный отклик. Единство стиха и зала: общность жизненного опыта, языка и этических представлений поэта и его аудитории. Экспрессивность поэтического стиля, установка на поэтический эксперимент, нестандартность ритмики, повышенная метафоричность, сложные ассоциации. Стремление увидеть общие закономерности современной жизни. Стремление к логическому объяснению явлений. Устремленность в будущее. Принятие прогресса, перемен в жизни. Герой поэзии – творец, созидатель. Обращаются к гражданским чувствам широкой аудитории.

Е. Евтушенко – наиболее адекватное отражение эпохи, стремление откликаться на все события современной жизни, говорить от имени поколения; А. Вознесенский – острое ощущение современности и глубокий историзм, умение увидеть в современности черты вечности.

3. «Тихая лирика» - возвращение в русскую поэзию интимности, утверждение духовной значимости, напоминание об опасностях прогресса, об уважении к истокам, исследование национального характера. Попытка проникнуть в строение природы, общества и человеческой души. Умение видеть и ценить тайну природы и души. Поиск истоков, корней. Возвращение к незыблемым ценностям. Герой – немногословный, сдержанный «сокровенный». Обращение к интимным чувствам каждого читателя.

4. Авторская песня. Разнообразие направлений и индивидуальных стилей. Диалог поэта и слушателя непривычный для советского человека, интонации доверия и участия.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Чаще всего авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина. Авторская песня была одной из наиболее действенных форм самосознания и самовыражения «шестидесятников». В это время необычайно широкое распространение в среде молодых интеллектуалов получили «дружеские компании», дополнившие разношерстные и разновозрастные дворовые компании детства и отрочества. Они были естественной средой формирования и реализации личностных качеств, не находивших применения в публичной жизни. Характерный для того времени взрыв самодеятельного туризма и альпинизма также был вызван все теми же потребностями становления личности.

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь «от компании к компании» устно или в магнитофонных записях. Она пока что не беспокоила власти, и они почти не обращали на нее внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Особняком, однако, стояли горькие и ироничные песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. обратился к резкой критике существующего строя, поражавшей неслыханной до того смелостью и откровенностью.

Эстетика «песни протеста» была продолжена В.Высоцком, ставшем поистине всенародным поэтом. Он необычайно расширил интонационный словарь. Сознавая огромную силу воздействия такой авторской песни власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати и т. д.

Повзрослевшие «барды» «первого призыва» продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим — настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Розенбаума, А. Макаревича, Б. Гребенщикова

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича | Вампилов Александр Валентинович
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.