Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры и игровые упражнения в обучении дошкольников математике




Лекция № 4 (2 ч.)

Тема 5: Организация обучения детей дошкольного возраста математике (продолжение)

План:

1. Игры и игровые упражнения в обучении дошкольников математике

2. Методы обучения с точки зрения разных классификаций (+СУРС – их характеристика)

3. Методы исследования, их классификация, принципы выбора или отбора.

 

Ход занятия:

 

Для формирования у дошкольников элементарных математических представлений у дошкольников разработано большое количество игровых методов. Наиболее приемлемыми игровыми методами являются дидактическая игра и игровые упражнения. Они служат переходной формой от игры к учебной деятельности, так как позволяют «размыть» границу между игрой и обучением, сделать смену ведущего вида деятельности не такой ощутимой для детей дошкольного возраста.

Главная особенность игрового метода в том, что в игровой форме Деям предлагаются задания с математическим содержанием. Дети играют и не задумываются над тем, что осваивают какие-либо знания, вырабатывают конкретные умения и навыки.

Дидактические игры для дошкольников имеют свою устойчивую структуру: дидактическую задачу, содержание, правило и игровое действие.

Основным элементом игры является дидактическая задача, остальные элементы подчинены ей и обеспечивают её решение. Дидактические задачи решаются через игровые моменты и осуществление игровых действий. Игровые действия осуществляются согласно определённым правилам, договорённости. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры, благодаря которому педагог в ходе игры управляет поведением детей, образовательным процессом» (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. Технология игры в обучении и развитии. М.: Просвещение, 1996. – 249 с.).

Все структурные элементы игры взаимосвязаны, отсутствие одного из них нарушает саму игру. При описании игры правила и игровые действия не всегда выделяются, они подаются сразу после дидактической задачи в общем содержании.

В работе с дошкольниками используются разнообразные виды дидактических игр: игры с игрушками, с раздаточным материалом, с конкретными предметами, словесные игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетные и пр.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др.

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки, в которых ярко выражены цвет, форма, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет педагогу упражнять детей в решении определённых дидактических задач (например, разделить игрушки на группы по размеру, отобрать игрушки определённой величины, цвета, формы и т. д.)

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и пр. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Они не требуют наглядного материала и проводятся в основном после того, как у детей сформированы определённые знания о реальных предметах и явлениях.

Классифицировать игры можно по наличию в них следующих признаков (по И.В. Житко):

- элемент ожидания и неожиданности (у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.д.);

- элемент загадки (стимулирует творческую фантазию детей, создаёт проблемную ситуацию);

- элемент движения (смешивать, складывать, переставлять и т.д.);

- элемент соревнования (способствует повышению творческой активности детей);

- элемент поиска и находки (детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по каким-либо признакам, определять свойства этих предметов)

Для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду то, какие представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Дидактическая игра отличается от дидактических упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Игровые упражнения предлагаются в форме задания, организовываются как действия с демонстрационным и раздаточным материалом. Игровые дидактические упражнения могут предлагаться подгруппе детей и индивидуально (в разные режимные моменты). Выполняют функции образовательные, диагностические и коррекционные.

С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения математических заданий можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.

Репродуктивные основаны на простом воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью регламентируются взрослым в виде образца, пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать. Строгое следование им даёт положительный результат, обеспечивает правильное выполнение задания, предупреждает возможные ошибки детей. Ход и результат упражнений находятся под непосредственным наблюдением и контролем педагога, который указаниями, пояснениями корректирует действия детей.

Продуктивные упражнения характеризуются тем, что способ действия дети должны полностью или частично открыть сами. Это развивает самостоятельность мышления, требует творческого подхода, вырабатывает целенаправленность и целеустремлённость. Воспитатель говорит, что надо делать, но не сообщает и не демонстрирует способа действия. При выполнении упражнений ребёнок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, мобилизирует имеющиеся знания, учится использовать их в новой ситуации, проявляет сообразительность, смекалку и т.д.

Соотношение продуктивных и репродуктивных упражнений определяется возрастом детей, имеющимся у них опытом решения практических и познавательных задач, характером самих математических представлений и уровнем развития их у дошкольников.

В дошкольном учреждении в целях формирования элементарных математических представлений широко используют однотипные упражнения (т.е. преследующие одну и ту же цель и осуществляемые на одном содержании, но с использованием разного дидактического материала), благодаря которым вырабатываются необходимые способы действий; осуществляется овладение счётом, измерением, простейшими вычислениями; формируется круг элементарных математических представлений.

С возрастом увеличивается степень самостоятельности детей при выполнении упражнений. Возрастает роль словесных указаний. пояснений, разъяснений, организующих и направляющих самостоятельную деятельность дошкольников. Дети уатся, выполнив задание, упражнение, оценивать правильность своих действий и действий других детей, осуществлять само- и взаимоконтроль.

Игровые элементы включаются в упражнения в виде сюрпризного момента, соревнования, поиска, имитационных движений, сказочного персонажа и т.д.

Развитие игровых действий может осуществляться с учётом предложений детей («Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Можно мне считалкой выбрать ведущего?» и пр.).

В целях формирования элементарных математических представлений игры могут проводиться как отдельно в свободное от занятий время, так и осуществляться в целом комплексе – учебно-игровом или тематическом (И. Житко, Т. Будько) – для решения образовательных задач.

По математическому содержанию игры можно разделить на:

- игры с числами и цифрами;

- путешествие во времени;

- ориентировку в пространстве;

- игры с геометрическими фигурами;

- логическое мышление.

Игры, направленные на умственное развитие ребёнка-дошкольника можно разделить на относительно самостоятельные группы:

- игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина.

- игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1-1,5 часов. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами. Происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному, и к концу дошкольного возраста дети могут сосредотачиваться на задании не только новом, привлекательном, но даже если оно не очень интересно.

- игры, направленные на развитие памяти, которая также как и внимание постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо и подбирать элементарные средства для выполнения этой цели (те средства, которые облегчают процесс запоминания). В этом помогут игры на развитие памяти.

- игры, направленные на развитие мышления, которое происходит при условии овладения ребёнком основными формами мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое). Первая форма мышления – мышление в действии – развивается в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольников – наглядно-образное – позволяет выделить самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Элементы логического мышления начинают складываться к концу старшего дошкольного возраста – у детей формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

- игры, направленные на развитие творческих способностей. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире разными способами, для чего ребёнок учится видеть в каждом предмете разные его стороны, учится строить образы, отталкиваясь от отдельных признаков предметов, учится не только фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

- игры, помогающие подготовить ребёнка к обучению в школе, которые развивают у дошкольников элементарные математические представления, знакомят с простейшими математическими понятиями, готовят руку к овладению письмом, формируют саморегуляцию, умение доводить начатое дело до конца.

При организации игровой деятельности с детьми следует учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Поэтому почти для каждой игры должны быть разработаны варианты упрощённого и усложнённого её проведения.

Игры для детей 3-4 лет строятся в основном на действиях ребёнка с предметами: сравнение по цвету, форме, величине и нахождение одинаковых. Причём на другие важные особенности предметов, например, назначение, не требуется обращать внимание малыша.

Требования к организации игр с математическим содержанием для младших дошкольников: не давать ребёнку для постоянного пользования игрушки, с которыми проводятся игры, чтобы у него не пропал интерес к ним; во время игры не отвлекать ребёнка посторонними предметами, действиями и пр.; длительность игры может быть от 5 минут, но обязательно стремиться к тому, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца.

Игры для детей 4-5 лет в основном продолжают те направления в формировании элементарных математических представлений, которые начали с трёхлетними детьми. Однако, они сложнее и разнообразнее, так как они ориентированны на новые возможности ребёнка. Предлагаются и совсем новые задания, направленные на подготовку к овладению письмом и счётом.

Основное требование к организации игр с детьми среднего дошкольного возраста – учёт особенностей возраста и индивидуальности ребёнка. Однако, игры с математическим содержанием должны длиться не более 20 минут.

В играх для детей 5-6 лет акцент делается на обучение планированию и последовательному выполнению намеченного плана, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения. В развитии мышления старшего дошкольника всё большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр для детей этого возраста много словесных. Некоторые игры и игровые упражнения специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства.

Требования к организации игр заключаются в том, чтобы они, будучи достаточно сложными и длительными, не утомляли ребёнка. Во время игры не акцентируйте внимание на недостатки, хвалите за успехи и не ругайте за ошибки.

Классификация игр:

1.Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием

2.Дидактические игры:

- настольно-печатные,

- словесные,

- с дидактическими игрушками;

Структура дидактической игры:

· Цель игры

· Игровые действия

· Познавательное содержание

· Оборудование

· Результат игры

3. Развивающие игры, логические игры. Цель: развитие познавательной сферы дошкольников

4. Игры с занимательным материалом, игры-забавы (загадки, шутки, считалки, ребусы, головоломки). Цель – закрепить знания, вызвать интерес к занятиям математикой, стимулировать умственную деятельность детей, развивать смекалку, чувство юмора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.