Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения счету (4 - 6 лет)

Лекция № 6 (2 ч.)

Тема 7: Формирование у детей знаний о числах. Обучение счёту (начало)

План:

1. Методика обучения счету

2. Методика обучения отсчитыванию предметов

3.Методика обучения порядковому счету

4.Формирование понимания сохранения количества

5.Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов

 

Ход занятия:

 

Счёт включает следующие компоненты:

1. Цель – выразить количество числом

2. Средства достижения цели – процесс счёта

3. Результат счёта – обобщающее число

Единого мнения по обучению детей счёту не существует. Леушина А.М. считала: не надо спешить, надо начинать учить считать после обучения операциям над множествами.

Перед тем, как обучать детей счету, необходимо создавать ситуации, в которых дети сталкиваются с необходимостью умения считать.

Обучение счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству.

1 этап. Ознакомление детей с назначением счёта. Обучение умению отвечать на вопрос «Сколько?», называя последнее при счёте число. Воспитатель сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число, отвечают на вопросы «Сколько?», «Поскольку?», «Чего больше?» Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов.

2 этап. Воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5, затем – 10 (по пр. «Пралеска»), по программе «Радуга» - до 20 (на седьмом году жизни). М. Монтессори разработала методику и материал для обучения счету в пределах 1000.

Рассмотрим пример обучения счету до трёх.

На 1 этапе воспитатель предлагает детям две группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки). Вопросы:

- Сколько зайчиков (белочек)?

- Поровну ли зайчиков и белочек?

Далее добавляется один предмет к одному из этих

множеств (прискакал зайчик).

- Поровну ли сейчас белочек и зайчиков?

- Сколько было, сколько стало зайчиков?

Воспитатель сам ведет процесс счета («Один, два, три». Обводит рукой все множество. «Всего три зайчика»). Дети следят за процессом счета и повторяют итоговое число – «три».

Добавляем еще одну белочку.

- Поровну ли теперь зайчиков и белочек?

- Сколько стало белочек?

Воспитатель считает белочек (одна, две, три; всего три белочки). Согласовывает существительные и числительные в роде и числе. Дети видят, что числительное «три» является общим показателем количества для зайчиков и белочек.

На 2 этапе, обучая детей процессу счета, воспитатель побуждает их придерживаться следующих правил:



1. Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением.

2. Не пропускать предметы, числа, не называть их повторно.

3. Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже.

4. После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно).

5. После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число.

6. Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное.

7. Счет необходимо вести правой рукой слева направо (чтобы у детей сложился стереотип).

8. Нельзя вместо числительного «один» говорить слово «раз» для ответа на вопрос «сколько?».

Процесс знакомства с числом:

1.Сравнение множеств

2.Сравнение чисел

3.Образование равенства, вспоминаем как образовать предыдущее число

4.Образование неравенства

5.Воспитатель пересчитывает элементы множества и интонационно подчёркивает последнее число

6.Сравнение множеств

7.Сравнение чисел

8.Образование равенства

9.Работа с раздаточным материалом

10. Ознакомление с цифрой (на что похожа, «нарисовать» в воздухе, найти в наборе и пр.)

Рассмотрим, как показать образование числа (например, числа 3).

Необходимо опираться на сравнение двух множеств по количеству. Вопросы:

- Сколько белочек? (две)

- Сколько зайчиков? (два)

Добавляем одного зайчика.

- Сколько стало зайчиков?

- Сколько было?

- Сколько добавили, чтобы стало 3?

- Как получить число 3? (Надо к двум добавить единицу, получим 3).

В дальнейшем (после того, как дети научатся считать до четырех) необходимо показать образование числа 3 путем уменьшения множества на единицу. Т.о., образование каждого числа показывается двумя способами, путем увеличения и уменьшения множества на 1.

2. Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет)

 

С помощью проблемной ситуации необходимо показать отличие процесса счета от процесса отсчитывания.

Сосчитать – это значит определить, сколько всего элементов в множестве.

Отсчитать – выделить указанное количество элементов из множества.

Правила счета и отсчитывания совпадают, однако при обучении отсчитыванию особое внимание следует уделить следующему правилу: числительное надо называть лишь на 1 момент движения.

Последовательность в обучении:

1. посчитать предметы образца, используя приём «жест рукой»

2. пересчитать предметы зрительно, назвать число

3.Отсчитать заданное число предметов

4. Ответить на вопрос «Сколько отсчитал? Почему?»

Виды упражнений по отсчитыванию:

· Отсчитывание по образцу (столько-сколько); сначала образец дается в непосредственной близости, а затем на расстоянии;

· Отсчитывание по названному числу (или показанной цифре);

· Детям старшего возраста предлагается запомнить 2 смежных числа и отсчитать 2 группы предметов (из корзины отсчитать 2 яблока и 3 груши); обращается внимание на то, чтобы дети запомнили какое количество предметов надо отсчитать (просим детей повторить названные числа).

3. Методика обучения порядковому счету (4 – 6 лет)

 

1. Разница в назначении счёта (количественный – чтобы определить количество, порядковый – чтобы установить последовательность).

2. Используем различные числительные (один, два…; первый, второй…)

3. Количество не зависит от направления счёта, порядковое числительное зависит от направления счёта

1 этап. Сначала детям предлагаются подготовительные упражнения (с несколькими видами наглядного материала), в которых показывается, что для ответа на вопрос «сколько?» необходимо использовать числительные «один, два, три», т.е. количественные. При этом не важно, в каком направлении ведется счет и как предметы расположены в пространстве.

Затем знакомство с порядковым счетом проводится в процессе драматизации сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»).

Воспитатель показывает детям, что для ответа на вопрос «Какой по счету?» используются порядковые числительные: первый, второй, третий и т.д.. Важно, чтобы предметы располагались линейно и указывалось направление счета.

Пример: сказка «Теремок».

Воспитатель выкладывает героев сказки. Выясняет сколько всего, предлагает детям сосчитать. Затем сам рассказывает, кто какой по счету пришел: первая – мышка, вторая - лягушка…. После этого задаются 2 вида вопросов:

- Кто пришел первым, вторым, третьим…?

- Каким по счету стоит мышка, ежик…? (указывается, что считать следует слева направо).

Затем предлагается ответить на те же вопросы, но счет вести справа налево.

После этого воспитатель подводит детей к тому, что определить место предмета среди других можно лишь, если герои стоят в ряд.

Для закрепления проводятся упражнения, в которых определяется: какой предмет каким по счету расположен. Например: в процессе ознакомления с геометрическими фигурами: «Как называется фигура, которая стоит на третьем месте?».

2 этап. Показывается детям, в каких случаях используются количественные, а в каких порядковые числительные. Предлагаются упражнения, в которых задаем 2 вопроса: «Сколько всего?» и «Какой по счету?». Следим, какие числительные используют дети. Поясняем, в каком случае, какие числительные надо произносить. Детей подводят к выводу, что для того, чтобы определить, сколько предметов, используют количественный счет, а чтобы определить место предмета среди других, используется порядковый счет.

Кроме таких упражнений важно создавать ситуации в повседневной жизни и играх, в которых дети видели бы отличия в использовании количественного и порядкового счета. Например, в игре «Театр» уточняем, что обозначает цифра на билете: сколько всего мест или какое по счёту указанное место.

Виды упражнений:

- определить номер указанного предмета;

- назвать предмет по указанному номеру.

Игра «Что изменилось?» (Выясняется, на каком месте расположена игрушка. Дается команда «Глазки спят». Затем воспитатель меняет место расположения игрушки. После слов «глазки открыли» предлагается тем, кто заметил изменения, поднять руку и ответить: какой по порядку эта игрушка стояла раньше, а какой стоит сейчас).

4. Формирование понимания сохранения количества (4 – 6 лет)

 

Количество не зависит ни от качественных признаков предметов, ни от их пространственного расположения, ни от направления счета. Чтобы подвести детей к такому выводу, проводятся упражнения на сравнение двух групп предметов по количеству.

Сначала рассматривают группы предметов, которые отличаются только по одному признаку (например, величина), а потом по двум (величина и расстояние между предметами).

           
 
     
 

 

 

 

           
   
   
 
 
 

 

 

           
 
     
 

 

 

 

           
   
   
 

 

 


I. Сначала демонстрируется независимость от пространственных отношений. Вопросы: Одинаковое ли количество фигур? В чём мы убедились? Почему сначала казалось, что на первой полоске их больше? Вывод: количество не зависит от расстояния между предметами.

           
     
 
 

 

 

 

           
   
   
 

 

 

 


II. Демонстрируется независимость количества от величины. Делаем вывод

           
     

 

 

           
     

 

 


III. Сравниваем предметы, разные по величине и расположенные на разном расстоянии. Делаем вывод

           
     
 
 

 

 

           
   
     
 

 

 


На первом этапе подбираются легкие для детей признаки, с возрастом они усложняются: цвет – форма – величина – расстояние между предметами – разное расположение в пространстве – направление счета – объединение двух и более признаков. Каждое упражнение должно проводиться в различных вариациях. В упражнениях задания должны быть сформулированы так: каких предметов больше (меньше или поровну ли предметов), как узнать?

Для выполнения задания и ответа на вопросы дети сами выбирают 1 из приемов сравнения групп предметов по количеству (наложение, соединение стрелками, счет и т.д.)

Игры: «Найди пару», «Найди свой домик», «Точечки».

5. Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов (4 – 6 лет)

 

Дети окружены множеством предметов и зрительно воспринимают множество как одно целое. В дальнейшем этот анализатор связывается с двигательным. Приёмы наложения и приложения ставят детей перед необходимостью видеть не только границы множества, но и его элементы.

Роль слухового анализатора в том, что дети воспринимают множество звуков. Дети не умеют считать и воспринимают множество звуков на основе чувственного восприятия. Воспитатель сначала выделяет только один звук, потом предлагает определить до трёх звуков. Требования: звуки ритмичные, выразительные, выделяются паузами между каждым звуком. Потом упражняют детей в откладывании по одному предмету на каждый звук.

Детям показывается, что считать можно элементы разных множеств, а не только видимые предметы. Это дети должны усвоить для обобщения понятия числа.

Виды упражнений: счет звуков; счет движений; счет предметов на ощупь.

1.Учим считать звуки, движения, которые выполняет воспитатель или сам, или с помощью дидактической игрушки (Сколько раз подпрыгнул зайчик? Сколько раз я стукнула в бубен?).

2.Потом задание усложняется – дети считают звуки и ли движения, которые делают сами (одновременно и делают, и считают). Эти движения и звуки должны быть разнообразны и интересны, ритмичны. Можно упражнять в соотнесении движений и звуков (на каждый звук сделать движение).

3.Соотносить число с первым моментом в движении, так как дети могут считать фазы движений (прыжок: считать только при отталкивании, или только при приземлении).

4.Счёт на ощупь. Сначала считать зафиксированные предметы (пришитые пуговицы, дырочки и пр.). Требование к дидактическому материалу: предметы больших размеров, расположенные на одинаковом расстоянии, небольшое количество (2-3 предмета). Потом счёт на ощупь предметов, которые не зафиксированы на поверхности (под салфеткой, в «чудесном мешочке», в коробке с закрытыми глазами).

Варианты упражнений:

- Выполнение по образцу (столько - сколько): хлопни столько раз, сколько я.

- Сосчитывание количества звуков (движений, предметов на ощупь). Результат счета можно называть или показывать с помощью цифр.

- Выполнение задания по названному числу или показанной цифре.

- Смешанные упражнения (например, присесть столько раз, сколько услышал звуков).

Усложнения:

· Выполнить движений на 1 больше или меньше.

· Посчитать сколько всего звуков и сколько звуков воспроизведено на каком инструменте.

На 1-м этапе (в мл.возр.) предлагается воспроизвести 1 или много движений (звуков) по образцу. В игре «Ходим кругом друг за другом» дети должны повторить те движения и столько раз, как показал ведущий.

На 2-м этапе (в ср.возр.) учат детей считать звуки и движения в пределах 5, считать предметы на ощупь (карточки, с нашитыми в один ряд пуговицами, прикрытыми салфеткой или в мешочке).

На 3-м этапе (в ст.возр.) учат считать звуки, движения и предметы на ощупь в пределах 10. (Пуговицы пришиваем мелкие, предметы раскладываем не обязательно в ряд).

Требования к извлечению звуков и выполнению движений: звуки должны извлекаться громко, ритмично, в умеренном темпе, за ширмой, обращаем внимание на то, чтобы дети слушали молча до самого конца, считали про себя, если дети неправильно сказали – педагог повторяет, если снова неправильно – уменьшает количество.

Движения должны быть ритмичные и в умеренном темпе (движения считаем в целом).

Игры «Угадай сколько», «Кто правильно».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Методика обучения счету (4 - 6 лет)

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2300; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Активные методы обучения на уроках РЯ
  2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
  3. Билет № 2, 14 Методика организации театрализованного массового праздника.
  4. Билет № 7 Методика организации школьного театрализованного представления.
  5. Билет № 9 Методика организации конкурсно-игровой развлекательной программы
  6. В конце изучения дисциплины предусматривается написание рефератов и сдача зачета в конце 2-го семестра обучения.
  7. Виды, формы и методы обучения персонала
  8. Внеплановый инструктаж является составной частью обучения работников безопасным методам труда и проводится в рабочее время
  9. Вопрос .Методы обучения детей элементам математики
  10. Вопрос 1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ И ПРИЁМАХ ОБУЧЕНИЯ.
  11. Вопрос 1. Понятие «форма организации обучения». Общие формы организации работы учащихся.
  12. Вопрос 1. СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.68.10
Генерация страницы за: 0.108 сек.