Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое сознание




«Самоограничение – признак сложившейся личности».

(Американская поговорка)

 

В глобальном масштабе проблемой экологической безопасности необходимо заниматься с позиций экологической педагогики и психологии, поскольку состояние защищенности, в первую очередь, определяется именно внутренними, субъективными причинами. О ком думает человек, когда боится? – О себе, любименьком. Когда страха нет, появляется возможность подумать о другом, о других, об охране природы, наконец. Экологический кризис на Земле – это прямое следствие кризиса антропоцентрического сознания – неспособности человека абстрагироваться от собственных интересов. Любой выбор в ущерб природе всегда обусловлен мотивацией человека и его отношением к среде обитания.

Государства не могут решить проблему разрушения окружающей среды, так как

· во-первых, имеют свои, совершенно обособленные интересы;

· во-вторых, не идут в силу различных причин на крупномасштабные финансовые траты по внедрению экологичных технологий;

· в-третьих, ведут войну с производственником – человеком, который тайно вывозит отходы, подкупает чиновников государственных природоохранных служб, реализуя, в общем, все тот же принцип Онсагера.

Следует закономерный вывод о том, что экологический кризис – это кризис мировоззренческий, напрямую связанный с совокупностью представлений индивидуума или группы о системе «человек – природа», с его отношением к природе и способами взаимодействия с ней, то есть с экологическим сознанием.

Сущность антропоцентрического экологического сознания выражает дословная трактовка термина «природопользование». Природа объявляется собственностью человечества, и с нее получают разнообразный «полезный продукт». Результатом такого легкомысленного отношения является крупномасштабная повсеместная деградация природных систем. Только тропические леса вырубаются со скоростью 25 га/мин. Согласно закону эмерджентности целое всегда имеет особые свойства, отсутствующие у его частей.

Человечество, будучи частью биосферы, не имеет главного из ее свойств – гармонии. Разрушение природных систем ведет к усугублению социальной деградации. Только в России на каждые 10 тыс. человек населения приходится 44 убитых, 30 самоубийц, 50 отравившихся суррогатами алкоголя, налицо кризис духовный и философско-идеологический.

Психологи выделяют 16 типов отношения человека к природе. В этой классификации отношение к природе меняется по линиям «прагматическая – непрагматическая» и «объектно-субъектная». Крайне прагматический тип – самый распространенный (главные его вопросы варьируют в пределах от «а оно мне надо?» до «а что я с этого буду иметь?»). Крайне непрагматический тип – самый привлекательный, он характерен для активистов природоохранных движений.

Естественно, возникает потребность в формировании системой современного образования экоцентрической личности с ее поступочным субъектно-непрагматическим отношением к природе. В переводе с психологического на русский – это такой человек, который не склонен использовать природу, относится к ней (а равно и к каждой букашке), как к живому существу, обязательно что-то делает ей во благо. Экоцентрическое экологическое сознание – это система представлений о мире как о гармоничном единстве человечества и природы (единстве каждого человека и каждого природного объекта), уложенная в систему действий направленных на достижение этого единства.

Первой важнейшей характеристикой экоцентрической личности является наличие у нее системы адекватных экологических представлений. Эта сумма знаний определяет психологическую включенность личности в мир природы, то есть субъектный подход. Формирование таких экологических представлений реализуется по нескольким направлениям:

· нужно понимать всю сложность внутренних взаимосвязей в природе, исходя из выраженных в аллегоричной форме законов Коммонера. Система в действительности настолько сложна, что до настоящего времени, например, распределение вещества и энергии в детритных пищевых цепях, участие бактериопланктона в жизни морских экосистем и другие вопросы практически не изучены;

· нужно понимать, что при неизбежном энергетическом обмене между биосферой и техносферой в биосфере происходят необратимые изменения;

· нужно иметь представления о мире природы как о духовной ценности. Через это осуществляется постепенный переход на субъектное (одушевленное) отношение к природным объектам.

Другой важной характеристикой экоцентрической личности является ее субъективное отношение к природе, природным объектам. Оно строится на базовых и дополнительных параметрах. К базовым параметрам относятся:

· широта отношения – необходимость включения в субъективное пространство личности как можно большего количества природных объектов, расширение личностно значимого пространства (сначала одна кошка, потом две, потом три…)

· интенсивность отношения к природе на различных уровнях восприятия: умственном, чувственном, практическом и поступочном, т.е. сколько места занимает природа (природный объект) в ваших мыслях, чувствах, активности;

· осознанность отношения к природе;

· устойчивость отношения к природе, которая формируется только за счет непрерывного педагогического процесса, начиная с детского сада. Разовые природоохранные мероприятия не приведут к выработке устойчивого отношения к природе.

Среди параметров второго порядка:

· обобщенность (нежелание личности выделять своей симпатией определенный природный объект);

· доминантность идеи гармонии с природой;

· согласованность эмоций, интереса и действий во взаимодействии с окружающей средой;

· принципиальность (готовность на практике влиться в природоохранную деятельность);

· сознательность (отношение к природе как к объекту охраны).

Третьей важнейшей характеристикой экоцентрической личности является применение стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с природой. Формирование этих стратегий и технологий базируется на:

· эстетическом освоении природных объектов, навыках эстетического поведения в природе, умении наслаждаться красотой.

· научном познании мира природы (коллекционировании, ведении дневника наблюдении, натуралистических экспериментах).

· взаимодействии с природными объектами в антропогенной среде (домашними животными, комнатными растениями).

· индивидуальных технологиях природопользования в естественной среде, направленных на преодоление потребительского отношения к природе.

· природоохранной деятельности (на основе идеи посильной личной помощи миру природы), порождающая ощущение включенности в мир природы, психологическое единство с этим миром.

Очевидно, что формирование экоцентрического сознания будет осуществляться постепенно и только при задействовании всех уровней современного образования. Тогда возможно воспитание личности, для которой высшую ценность представляет совместное гармоничное развитие человека и природы. И, может быть, настанут еще времена, когда нам плевать слюной на Землю-Матушку будет стыдно, а здороваться с Солнцем – радостно.

Контрольные вопросы

1. Экологическое сознание, его необходимость

2. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание

3. Система адекватных экологических представлений

4. Субъективное отношение к природе

5. Стратегии и технологии непрагматического взаимодействия с природой


КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

1. НАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ:

Автотрофы, адаптация, антропогенный обмен веществ, антропоцентризм, апвеллинг, аутэкология, бентос, биогенные элементы, биом,биогеоценоз, биотический круговорот, биосфера, биотические факторы, биотоп, вид, гелиофиты, генофонд, гетеротрофы, гомеостаз, гумус, детрит, живое вещество, канцерогены, климаксное сообщество, консументы, круговорот веществ, лимитирующий фактор, литораль, мониторинг, ноосфера, озоновый экран, парниковый эффект, пелагиаль, пищевая цепь, планктон, популяция, природопользование, редуценты, сукцессия, техносфера, трофический уровень, фототрофы, хемотрофы, численность, эвтрофикация, экологическая безопасность, экологическая валентность, экология, экосистема, экоцентризм.

2. В представленном ниже Приложении (стр. 79) даны формулировки основных законов и правил экологии. выберите из приложения пять любых закономерностей и ПИСЬМЕННО ПРИВЕДИТЕ подтверждающие их ПРИМЕРЫ. На каждый закон необходимо два примера: первый – из жизни природных систем, второй – из жизни общества.

3. ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ:

1) Как называется научное направление, изучающее закономерности взаимоотношений живых организмов со средой обитания на надорганизменных уровнях организации?

а) Экология.

б) Биоэкология.

в) Прикладная экология.

г) Социальная экология.

2) Как называется научное направление, обобщающее сведения большинства естественных наук в рамках глобальной системы «человеческое общество – окружающая среда», изучающее взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной и техногенной средой?

а) Экология.

б) Биоэкология.

в) Прикладная экология.

г) Социальная экология.

3) К какой группе методов научного познания относится эксперимент?

а) Всеобщие.

б) Общенаучные.

в) Частнонаучные.

г) Эмпирические.

4) Кто выдвинул специальный термин «экология»?

а) К. Рулье.

б) Э. Геккель.

в) А. Тенсли.

г) В.И. Вернадский.

5) К уровням организации живой материи, изучаемым в экологии, относятся…

а) Популяционный.

б) Биологический макромолекулярный.

в) Организменный.

г) Биоценотический.

6) Главным свойством живых организмов является…

а) Способность к самовоспроизведению и передаче наследственной информации.

б) Способность к эволюции через адаптации к изменяющимся факторам окружающей среды.

в) Способность к обмену веществ, состоящему из взаимодополняющих процессов синтеза и распада веществ.

г) Рост и развитие, как усложнение организации при увеличении количества клеток, молекул и пр.

7) По источнику углерода живые организмы делятся на …

а) Миксотрофы.

б) Сапротрофы.

в) Автотрофы.

г) Фототрофы.

д) Гетеротрофы.

е) Хемотрофы.

8) Основаны на структурных особенностях организма…

а) Поведенческие адаптации.

б) Этологические адаптации.

в) Морфологические адаптации.

г) Физиологические адаптации.

9) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…

а) Антропогенные факторы среды.

б) Биотические факторы среды.

в) Абиотические факторы среды.

г) Техногенные факторы среды.

10) Набор экологических валентностей по отношению к разным факторам среды составляет…

а) Экологический спектр вида.

б) Экологическую валентность.

в) Пределы выносливости.

г) Пределы толерантности.

11) Как называются организмы, у которых из-за относительно низкого уровня обмена веществ главным источником разогрева является внешнее тепло – температура среды и солнечная радиация?

а) Пойкилотермные организмы.

б) Гомойотермные организмы.

в) Гетеротермные организмы.

г) Все организмы.

12) Канцерогенный эффект через воздействие на ДНК имеет…

а) Ультрафиолетовое излучение УФ-А.

б) Ультрафиолетовое излучение УФ-В.

в) Ультрафиолетовое излучение УФ-С.

г) Инфракрасное излучение.

13) Как называются генетически закрепленные внутренние ритмы с периодом около 24 часов?

а) Цирканные ритмы.

б) Циркадные ритмы.

в) Сезонные ритмы.

г) Суточные ритмы.

14) Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) Гидрофиты.

б) Гидратофиты.

в) Гигрофиты.

г) Ксерофиты.

15) Как называется население одного типа местообитания (биотопа), характеризующееся общим ритмом биологических циклов и характером образа жизни?

а) Подвид.

б) Географическая популяция.

в) Экологическая популяция

г) Локальная популяция.

16) Соотношение самцов и самок среди новорожденных – это…

а) Половая структура популяции.

б) Первичное соотношение полов.

в) Вторичное соотношение полов.

г) Третичное соотношение полов.

17) Как называется соотношение в популяции особей разных возрастных групп?

а) Половая структура популяции.

б) Возрастная структура популяции.

в) Генетическая структура популяции.

г) Пространственно–этологическая структура популяции.

18) Удельная скорость роста популяции называется…

а) Рождаемостью.

б) Абсолютной рождаемостью.

в) Скоростью роста популяции.

г) Биотическим потенциалом.

19) Когда особи в популяции размножаются быстро, менее конкурентоспособны, скорость размножения не зависит от плотности популяции – это…

а) Выживаемость.

б) К–стратегия выживания.

в) R–стратегия выживания.

г) Экологическая стратегия выживания.

20) Как называется способность популяции или экосистемы поддерживать устойчивое динамическое равновесие в изменяющихся условиях среды?

а) Саморегуляция.

б) Гомеостаз.

в) Обмен веществ.

г) Обмен энергии.

21) Обмен совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?

а) Экосистема.

б) Биогеоценоз.

в) Биоценоз.

г) Популяция.

22) Растительноядные животные на суше и, в основном, зоопланктон в океане – это…

а) Продуценты.

б) Консументы 1 порядка.

в) Консументы 2 порядка.

г) Редуценты.

23) Биомасса, созданная за единицу времени фотосинтезирующими организмами, – это…

а) Биологическая продуктивность.

б) Первичная продукция.

в) Чистая продукция.

г) Вторичная продукция.

24) Последовательная смена сообществ на одной территории под действием дестабилизирующего фактора – это…

а) Сукцессия.

б) Первичная сукцессия.

в) Вторичная сукцессия.

г) Дигрессия.

25) «Ярусность» и «мозаичность» относятся к понятиям…

а) Видовой структуры биоценоза.

б) Видового разнообразия.

в) Пространственной структуры биоценоза.

г) Экологической структуры биоценоза.

26) Как называется взаимовыгодное, но не обязательное сосуществование организмов?

а) Хищничество.

б) Протокооперация.

в) Мутуализм.

г) Аменсализм.

27) Как называется дно океана с населяющими его донными организмами?

а) Литораль.

б) Пелагиаль.

в) Бенталь.

г) Эвфотическая зона.

28) Сообщества организмов, обитающих на нижней поверхности камней, – это…

а) Планктон.

б) Нектон.

в) Ритрон.

г) Бентос.

29) К какому типу водоемов относятся глубоководные озера?

а) К эвтрофным водоемам.

б) К олиготрофным водоемам.

в) К лентическим водоемам.

г) К логическим водоемам.

30) Искусственные живые сообщества, созданные с целью максимального повышения продуктивности, – это…

а) Агроценозы.

б) Тропические леса.

в) Северные хвойные леса.

г) Урбоценозы.

31) К какой части биосферы относятся континентальные, в основном пресные воды?

а) К фитосфере.

б) К фотосфере.

в) К аквабиосфере.

г) К маринобиосфере.

32) Благодаря какой функции живого вещества произошло образование залежей полезных ископаемых (нефти, сланцев, известняков, железа и т.д.)?

а) Средообразующей.

б) Концентрационной.

в) Окислительно-восстановительной.

г) Энергетической.

33) Какой процесс протекает без участия живых организмов и охватывает обширные области за пределами биосферы?

а) Антропогенный круговорот (обмен).

б) Круговорот углерода.

в) Геологический круговорот.

г) Геохимический круговорот.

34) Какой процесс не относится к круговороту кислорода?

а) Фотосинтеза.

б) Океанических преобразований гидрокарбонатов.

в) Разложения продуктов жизнедеятельности организмов и мертвых тел с помощью бактерий.

г) Почвенного дыхания.

35) К проблемам антропогенного азота относятся…

а) Эвтрофикация.

б) Кислотные дожди.

в) Фотохимический смог.

г) Разрушение озонового слоя.

36) Ксенобиотиком не является…

а) Свинец.

б) Молибден.

в) Мышьяк.

г) Цинк.

37) Из какого положения учения Вернадского о биосфере следует, что земная жизнь – не случайное явление на Земле?

а) Из закона биогенной миграции атомов в биосфере.

б) Из закона бережливости в использовании живым веществом химических элементов и соединений.

в) Из принципа гармонии (организованности) биосферы.

г) Из космической роли биосферы в трансформации энергии.

38) Рациональное природопользование …

а) Вовлекает в общественное потребление природные ресурсы с целью создания материальных благ и услуг.

б) Осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов.

в) Связано с высокой материалоемкостью производства, истощением и деградацией природных систем, нарушением экологического баланса.

г) Связано с комплексным использованием ресурсов, безотходным и экологически чистым производством; воспроизводством и восстановлением ресурсов.

39) Совокупность представлений о системе «человек – природа», с его отношением к природе и способами взаимодействия с ней – это…

а) Антропоцентрическое экологическое сознание.

б) Экоцентрическое экологическое сознание.

в) Экологическое сознание.

г) Система адекватных экологических представлений.

40) Характеристикой экоцентрической личности не является …

а) Применение технологий непрагматического взаимодействия с природой.

б) Доминантность идеи гармонии с природой.

в) Система адекватных экологических представлений.

г) Объективное отношение к природе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.