Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура заключения административных договоров




Вообще, ученые-правоведы по-разному относятся к административному договору. Одни отводят ему законное место в административном праве и в управленческой практике. Существует также мнение, что договоры не совместимы с публичным правом, что природе административного права более соответствует административный акт. Однако, анализ осуществления административных договоров в последние годы с целью определения их объемов и порядка использования говорит не только о признании административного договора в качестве инструмента управления, но и о его распространяющемся применении на практике. В частности, Постановление Правительства РФ от 14.08.93 № 812 (ред. от 26.06.95) "Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд Российской Федерации" в целях повышения экономической заинтересованности и ответственности участников инвестиционного процесса, укрепления договорной дисциплины, эффективного использования финансовых средств предполагает договорные отношения между заказчиками - субъектами публичного управления и подрядчиками. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 235 предусмотрено, что отдельные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения из числа переданных в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность могут быть переданы на обслуживание предприятию по договору о совместном использовании и финансировании этих объектов.

Поэтому можно утверждать, что в практике административного управления на сегодняшний день проблема состоит не в том, применять административный договор или не применять, а в том, подчиняется ли, и при каких условиях, административный договор требованиям законности публичного управления. Т. е. речь идет о том, должны ли административные договоры заключаться в рамках законных полномочий органов публичного управления или могут выходить за их пределы? Иначе говоря, распространяется ли на административные договоры принцип свободы заключения договоров, без сомнения действующий в сфере гражданского права? Эта проблема может быть прояснена, если ответить на следующие вопросы: 1) при каких условиях допустим административно-правовой договор и когда главенствует приоритет закона; 2) каковы требования к форме в принципе допустимого административного договора; 3) каковы требования к содержанию административного договора.

Стадии административно-договорного процесса

Отношения по поводу заключения и исполнения административных договоров регулируются материальными и процессуальными нормами. По поводу включения этих отношений в число административных производств в литературе высказаны различные мнения. Авторы, рассматривающие административный процесс в широком смысле слова, включают договорное производство в число элементов административного процесса. Такая идея высказана В.А. Юсуповым, включающим в классификацию административных производств и производство по заключению административных договоров. Другие авторы выделяют административно-договорный процесс непосредственно как вид административного процесса, входящей в его структуру и указывают, что административный договор представляет собой одно из административно-процессуальных производств. Думается, что деятельность государственных органов, связанную с заключением и исполнением административных договоров, нельзя отнести к административному производству, поскольку в данном случае прямой реализации властных полномочий не происходит. Данная деятельность носит процедурный характер, причем она в определенной степени обладает и некоторыми чертами административного процесса, а именно целенаправленностью, компетентностью, формализованностью, юридической результативностью, урегулирована нормами административного права. Договорной процесс тесно связан со всеми типами административного процесса, поскольку и нормотворчество и юрисдикционная деятельность уполномоченных государственных органов на определенной стадии затрагивают и договорное регулирование. Договорный процесс охватывает процедурную деятельность уполномоченных государственных органов по заключению и исполнению административных договор и регулируется процессуальными нормами, содержащимися как правило в подзаконных актах.

Можно выделить следующие стадии договорного процесса: предварительная подготовка (определение содержания договора, сбор информации, разработка проекта, финансовое и технико-экономическое обоснование, переговоры или конкурс); принятие решения о заключении договора; заключение договора; исполнение принятых обязательств, реализация предоставленных по договору правомочий, контроль, разрешение договорных споров.

Сегодня во многих государственных органах и организациях как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, созданы специальные договорные управления, отделы, непосредственными задачами которых являются разработка договорной политики и осуществление договорных процедур.

Предварительная подготовка. Необходимо отметить, что государство в подавляющем большинстве случаев выступает инициатором заключения административного договора, направляя и корректируя договорной процесс по мере продвижения его от стадии к стадии. При этом, как правило, довольно формализовано устанавливается, когда, с кем и на каких условиях административный договор может заключаться. Разумеется, речь не идет об ограничении дискретных полномочий государственного субъекта, его возможности реализовать в пределах компетенции свободу усмотрения. Имеется в виду возможность заключения административного договора исключительно в рамках компетенции конкретного государственного органа, причем свобода усмотрения государственно-властного контрагента в этих и других вопросах может быть существенно ограничена в целях недопущения государственного произвола и злоупотребления. На данном этапе осуществляется сбор информации, разработка проекта, финансовое и технико-экономическое обоснование договора, ведутся переговоры с партнерами либо они выбираются на конкурсной основе.

Содержание договора, хотя и вытекает из переговоров между государственным контрагентом и его партнером, тем не менее, как правило, государственный контрагент заранее разрабатывает ряд положений контракта, не подлежащих дальнейшему обсуждению.

Принятие решения о заключении контракта. Решение о заключении контракта принимается государственным контрагентом, наделенным на основании законодательства полномочиями по принятию такого решения.

Чаще всего административные договоры заключаются в ходе непосредственных переговоров с контрагентами. Но также нередко заключаются они и по итогам конкурса (различного рода подрядные торги). Это позволяет отобрать наиболее достойных партнеров для заключения договора, помогает избежать нежелательных моментов связанных с подкупом чиновников, взятками и протекционизмом. Критериями отбора выступают стоимость, сроки, специализация, иные показатели объективного характера.

Практически каждая разновидность административного договора имеет свою типовую форму. Например: в целях укрепления договорной дисциплины в системе Роскомзема Председатель Роскомзема Приказом от 16 апреля 1996 г. № 28 утвердил договорную форму осуществления проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель.

Административные договоры являются формальными, заключаются, как правило, в письменной форме. Как исключение, допускаются и устные соглашения. Так, ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, вправе использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

В ряде случаев законодатель устанавливает, как обязательное условие действительности административного договора, обязанность регистрации его в специально установленных государственных органах (впрочем, это не является особенностью только административных договоров).

Исполнение договора есть реализация сторонами их прав и обязанностей, предусмотренных договором. В отношении последних наиболее ярко проявляется отличие административного договора от договора в области частного права. Суть в том, что при исполнении административного договора сказывается наличие и использование административным органом своих исключительных полномочий, вытекающих из статуса этого органа как выразителя общегосударственных интересов. Дело в том, что государственный контрагент в административном договоре обладает двумя видами полномочий: как обычное юридическое лицо, участвующее в договоре и как государственно-властный субъект. Но в некоторых отношениях договорного характера государство не может быть поставлено в положение обычного (частного) юридического лица. Поэтому, исходя из особенностей административно-правового регулирования, государственный контрагент в административном договоре должен обладать некоторыми преимуществами и прерогативами, как субъект реализующий не собственные, а публичные интересы. Соответственно, договорные преимущества и прерогативы государственного контрагента необходимо закрепить законодательно и конкретизировать в отдельных административных договорах.

В свою очередь контрагент государства должен иметь право на разумную компенсацию, если вследствие действий государственного участника он понес убытки. Если же считать государственный орган и частное лицо в качестве совершенно равных сторон административного договора, то возможности оперативного государственного вмешательства в случае необходимости защитить общественные интересы будут неизмеримо сужены. Ведь гражданско-правовые средства защиты предполагают длительные по срокам процедуры и большие материальные издержки

Что касается дополнительных возможностей и прерогатив государственного контрагента в отношении партнера, то таковыми являются:

1. Правомочие в одностороннем порядке внести в уже заключенный административный договор изменения без обращения в суд. Такие действия могут быть осуществлены в случае защиты или обеспечения публичных интересов, изменения фактической обстановки управления и в других общественно-значимых ситуациях. Внесенные изменения могут состоять и в наложении новых обременений (обязательств) на контрагента, который не вправе отказаться от их исполнения.

2. Правомочие в одностороннем порядке прекратить договор (без обращения в суд) а также возможность отказаться от заключенного договора с одним контрагентом и переложить его исполнение по своему выбору на другое лицо, если контрагент нарушает договор или не может его исполнить.

3. Правомочие непосредственно, в бесспорном порядке, налагать санкции на контрагента, если последний нарушает или не исполняет договорные обязательства. Помимо имущественных, здесь возможно установление и иных видов санкций (организационных, административных и т.д.), лишение определенных квот, льгот, преимуществ, прекращение финансирования.

4.Правомочие оперативного контроля над исполнением договора контрагентом. Способы осуществления контрольных функций должны быть оговорены в договоре. Это может быть истребование необходимых документов, инспектирование и т.д.

Данные полномочия оставляют для государственного участника общую возможность воспользоваться ими или нет, в то время как частное лицо вправе обратиться в суд за соответствующим возмещением убытков, если только оно считает, что государство причиняет ему своими действиями вред. Таким образом, партнер по договору имеет права на «финансовое равновесие», т.е. компенсацию ущерба, понесенного вследствие действий контрагента-государства.

Органы исполнительной власти обычно вправе контролировать исполнение административных договоров, особенно связанных с представлением контрагенту льгот и преимуществ. В качестве примера можно назвать целевые налоговые льготы, предоставляемые органами местного самоуправления предприятиям всех форм собственности в случае выполнения последними особо важных заказов по социально-экономическому и культурному развитию территорий. Чтобы получить такие льготы, налогоплательщик должен заключить административный договор – налоговое соглашение с местной администрацией, которое в последствие подлежит утверждению при рассмотрении бюджета. Местные органы исполнительной власти контролируют исполнение налогоплательщиками условий договора и в случае их нарушения вся сумма, причитавшаяся к уплате в бюджет при отсутствии соглашения, а также 25% суммы в виде штрафа взыскивается в него по решению администрации в бюджет.

Что касается конфликтов и споров, связанных с административными договорами, то за рубежом, например, они разрешаются специальными органами административной юстиции (административными судами или административными органами квазисудебного характера).

В России, где административная юстиция находится еще пока в стадии становления, подобные споры разрешаются либо в административном, либо судебном порядке. Возможны следующие варианты разрешения споров.

1.Арбитражными судами. Эта форма применяется для административных договоров между государством с одной стороны и юридическими лицами, а также гражданами –предпринимателями с другой.

2. Путем так называемых «согласительных процедур», т.е. по существу третейская форма разрешения споров.

3. Обычными судами, включая Верховный Суд РФ. Таким образом разрешаются договорные споры между государственными органами и гражданами (например, споры, вытекающие из контрактных обязательств с государственными служащими).

В заключение, можно отметить, что административной договор в качестве правовой формы деятельности органов государственной власти имеет большое будущее. Для его эффективного применения в государственно-управленческой деятельности необходимо лишь правовое урегулирование вопросов, связанных с использованием договорных форм.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.