Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние эксплуатационных факторов на формирование качественных характеристик транспортного процесса




Надежность и качество транспортного процесса при перевозке грузов зависят от множества факторов, главными из которых являются транспортная характеристика грузов и условия эксплуатации автомобильного транспорта. Сочетание свойств грузов с условиями эксплуатации определяет выбор автотранспортных средств для перевозки грузов по конструктивным и эксплуатационным параметрам. Условия эксплуатации автотранспортных средств классифицируются по четырем группам: транспортные, дорожные, климатические и организационно-технические.

Транспортные условия эксплуатации определяются грузоотправителем, который представляет перевозчику при наличии договора перевозки груза соответствующую заявку, а при отсутствии договора - разо­вый заказ. При этом перевозчик является юридическим лицом или инди­видуальным предпринимателем, имеющим как собственные, так и находящиеся в его распоряжении или оперативном управлении грузовые автотранспортные средства общего пользования, выполняющим перевоз­ки грузов на коммерческой основе. В заявляемых документах заказчика указывается наименование груза, вид упаковки, количество мест, масса груза (нетто, брутто), общий объем перевозок, адрес и расстояние перевозки, условия и способ погрузки и разгрузки, вид перевозки, порядок оплаты и дополнительные условия.

Дорожные условия характеризуются нормируемыми параметрами элементов автомобильной дороги (табл. 2), планом автомобильной до­роги, продольным профилем и искусственными сооружениями. План автомобильной дороги - это проекция трассы на горизонтальную плоскость. Трассой называется положение геометрической оси дороги в пространстве. Каждое изменение направления трассы определяется углом поворота, который связан с круговой кривой.

Основной характеристикой кривой в плане является радиус пово­рота Автомобильная дорога со сложным планом вне пределов городов и пригородных зон имеет в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м. Продольный профиль автомобильной дороги характеризует рельеф, крутизну отдельных участков дороги, измеряемую продольным уклоном, расположение ее проезжей части относительно поверхности земли. Тип рельефа дороги определяется высотой над уровнем моря, соединенного с океаном.

Искусственные сооружения предназначены для сохранения непрерывности пути при переходе трассы дороги через различные препятствия. К искусственным сооружениям относятся мосты, трубы, тоннели, галереи. По назначению, особенностям и условиям работы различают мосты обычного типа, виадуки, путепроводы, эстакады, селедуки, акведуки, балконы и др. Трубы укладываются в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска небольшого водного потока. Трубы различаются по материалу (бетонные, железобетонные, металлические, каменные и т.д.), форме поперечного сечения (круглые, прямоугольные, треуголь­ные, овальные) и другим показателям. Тоннели сооружают на автомобильных дорогах для пропуска транспортного потока под землей в горной местности (горные тоннели), под реками и водоемами (подводные тоннели, под улицами (городские тоннели), для пешеходных переходов пешеходные тоннели). Галереи устраивают при строительстве дорог в горной местности для предохранения дороги от обвалов камней, снега, выносов породы с гор.

Дорожные условия ограничивают габариты, полную массу и нагрузку на ось автотранспортных средств.

Климатические условия с позиции грузоведения характеризуются географической широтой местности (зоны холодного, умеренного, теплого климата), рельефом местности, интенсивнотью солнечной радиации и атмосферных осадков, направлением (роза ветров) и скоростью ветра, влиянием морского побережья, влажностью воздуха и т.д. Агрессивное воздействие окружающей среды требует защиты груза от осадков, ветра, пыли, ультрафиолетового солнечного облучения, температурного воздействия и других факторов при хранении и транспортировании грузов.

Организационно-технические условия характеризуются материально-технической базой перевозчика, структурой парка грузовых автотранспортных средств, условиями хранения. Возможностью проведения технических обслуживаний и ремонта автотранспортных средств, режимом работы, наличием средств связи и контроля водителей на линии и другими факторами. С позиций грузоведения определяющим фактором является структура парка грузовых автотранспортных средств, которая оценивается по двум направлениям: специализация и оптимизация. Специализация парка определяется конструктивной приспособленностью кузовов автотранспортных средств к транспортной характеристике перевозимых грузов, что обеспечивает повышение качества транспортного обслуживания. Оптимизация парка определяется соответствием класса автотранспортных средств по грузоподъемности, партионности грузовых отправок, что обеспечивает наиболее полное использование грузоподъемности (грузовместимости) и снижение стои­мости перевозки. Сложившаяся структура парка грузовых автотранс­портных средств Российской Федерации по грузоподъемности и типу ку­зова (табл. 3) показывает, что наименьший удельный вес в структуре парка имеют автомобили малой грузоподъемности до 2 тонн, наиболь­ший - автомобили средней грузоподъемности свыше 2 до 5 тонн, а уро­вень специализации по основным типам кузовов составляет 49 %.

Таблица 3

Структура парка грузовых автомобилей РФ (в %)

 

По грузоподъемности По типу кузова
до 2 т   Бортовые  
2,1-5   Самосвалы  
5,1-8т   Фургоны  
8,1 и выше   Цистерны  

 

Вывод: анализ структуры парка грузовых автомобилей зарубежных стран показывает, что доля автомобилей малой грузоподъемности составляет 60-75 % в составе грузового парка, а уровень специализации - от 80 до 90 %. Средняя грузоподъемность автопоездов для междугородных перевозок грузов составляет в РФ 12-15 т, тогда как за рубежом 25-30 т. Имеющиеся диспропорции в структуре парка грузовых автомобилей РФ требуют дальнейших исследований по оптимизации его структуры. Ко­гда автомобильная промышленность будет работать на заказ (спрос) перевозчика, иметь гибкую структуру производства грузовых автомобилей, тогда оптимальная структура парка на разных уровнях (в масштабе страны, регионов, предприятий, индивидуальных предпринимателей) будет складываться автоматически, что определяется условиями рынка и подтверждается зарубежным опытом.

Конструктивная приспособленность грузовых автотранспортных средств к условиям перевозок определяется множеством эксплуатаци­онных качеств, в числе которых важное значение с позиций грузоведения имеют следующие: приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам; плавность хода; маневренность; готовность к движению; запас хода; проходимость; компактность; грузовместимость.

Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам опреде­ляется погрузочной высотой кузова - расстоянием от опорной поверхно­сти до пола кузова (для бортовых автомобилей) или до верхнего края бортов (для самосвалов). Кроме этого, учитывается возможность по­грузки и разгрузки с одной, двух, трех сторон и сверху; расположение, угол открывания и размеры дверей у фургона; наличие и характеристика грузоподъемных механизмов, которыми оборудован автомобиль. Эти эксплуатационные качества автотранспортных средств определяют тру­доемкость и продолжительность погрузочно-разгрузочных работ, а ино­гда и саму возможность их выполнения.

Плавность хода зависит от характеристики упругости подвески гру­зовых автотранспортных средств и во многом определяет сохранность перевозимых грузов в хрупкой таре.

Маневренность оценивается минимальным радиусом поворота ав­томобиля, габаритным коридором поворота между внутренним и наружным радиусами поворота. Это качество очень важно при доставке грузов в населенных пунктах, что характерно для перевозки торговых грузов в торговые точки, находящиеся в жилой застройке. Маневренность автомобиля определяет конфигурацию подъездных путей и размеры площадок маневрирования в пунктах погрузки и разгрузки. Для удобства производства погрузочно-загрузочных работ, а также для улучшения усло­вий маневрирования желательно использовать кузова с шиберными (сдвигающимися) дверями [9].

Готовность к движению измеряется длительностью подготовки автомобиля к выезду со стоянки и зависит от условий хранения автомобиля и пусковых свойств его двигателя.

Запас хода рассчитывается отношением емкости топливного бака (баков) к расходу топлива на 100 км пробега и определяет возможность доставки груза без дополнительной дозаправки. Радиус действия автомобиля равен половине запаса хода.

Проходимость автомобиля определяет возможность выполнения перевозок в трудных дорожных условиях и зависит от числа ведущих осей (колесная формула), совпадения колеи передних и задних колес,отношения массы, приходящейся на ведущие колеса, к полной массе автомобиля и других характеристик.

Компактность автомобиля характеризует рациональность использования его габаритных размеров. Она определяет маневренность автомобиля в стесненных условиях, размер площади и объем пространства для хранения и стоянки. Для оценки компактности применяется несколько показателей.

Коэффициент использования габаритной площади автомобиля

где а - внутренняя длина кузова, м; в - внутренняя ширина кузова, м; А-габаритная длина автомобиля, м; В - габаритная ширина автомоби­ли, м.

Коэффициенты компактности Kq2/т) и K'q3/т):

,

где - q - номинальная грузоподъемность автомобиля, т; Н - габаритная высота автомобиля, м.

Чем меньше числовые значения Кq и К'q, тем более совершенную конструкцию имеет данный автомобиль. Наилучшие показатели компактности имеют автомобили с кабиной вагонного типа (двигатель под кабиной).

Грузовместимость определяет наибольшее количество груза, которое может быть единовременно перевезено автотранспортным средством. Обобщенной характеристикой грузовместимости является удельная объемная грузоподъемность, т/м3

,

где Vk - объем кузова, м3, h - внутренняя высота бортов кузова, м.

Грузовместимость зависит от объемной массы перевозимого груза р, которая имеет ту же размерность, что и удельная объемная грузоподъемность - т/м3.

При выборе автотранспортного средства сопоставляются значения удельной объемной грузоподъемности qv данной модели с объемной массой перевозимого груза р. При этом возможны три случая:

при р = qv - полностью используется грузоподъемность и вмести­мость кузова;

при р> qv- полностью используется грузоподъемность при непол­ном использовании вместимости кузова;

при р < qv - полностью используется вместимость кузова при неполном использовании грузоподъемности.

При перевозке на бортовых автомобилях легковесных штучных грузов (когда р < qv) для повышения использования грузоподъемности применяют наращивание бортов на высоту h1, которая определяется условия qv = р. Формула удельной объемной грузоподъемности q'v в этом случае имеет вид:

где - коэффициент использования объема кузова, зависящий от геометрической формы грузовых мест (бочки, ящики, мешки, кипы и т.д.) и плотности их укладки.

Величина h1 может иметь различные значения, но общая высота груженого автомобиля не должна превышать 4 м от поверхности проезжей части.

Выбор рационального типа автотранспортного средства для перевозки груза начинается с выбора типа кузова, а затем грузоподъемности. Определяющим фактором является транспортная характеристика груза. Грузоведение является основой формирования качественных характеристик транспортного процесса. Чтобы обеспечить гарантированную и качественную доставку грузов в соответствии с требованиями заказчика при проектировании транспортного процесса, следует учесть эксплуатационные факторы для конкретных условий перевозок и дать количественную оценку влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность и себестоимость перевозок, что является предметом изучения последующей специальной дисциплины «Грузовые автомобильные перевозки».

ГЛАВА 2. ОБОБЩЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.