Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, воздействующие на груз




Классификация грузов, перевозимых автотранспортом

Транспортная характеристика груза

Транспортная характеристика груза - это совокупность свойств в комплексе с параметрами тары и упаковки, определяющих транспортабельность груза, условия его хранения, погрузки, транспортирования, разгрузки. Транспортабельность груза - это свойство груза сохранять качественные и количественные параметры при транспортировании в заданных условиях, т.е. пригодность груза к перевозке

К транспортной характеристике груза относятся физико-химические свойства груза; взаимодействие груза с окружающей средой; опасность; экологичность; совместимость грузов; объемно-массовые характеристики, а также вид упаковки.

Транспортная характеристика груза определяет режимы и способы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики грузов используются при выборе средств пакетирования, типов автотранспортных средств, способов погрузки-выгрузки. Частичное изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению способов погрузки-выгрузки, перевозки и оценочных показателей транспортного процесса. Одни и те же грузы могут иметь различные составляющие транспортной характеристики в зависимости от вида и размера упаков­ки. Например, сыпучие грузы (мука, цемент, минеральные удобрения и т.д.), упакованные в мешки, переходят в тарно-штучные грузы, что резко меняет способ погрузки, перевозки и выгрузки по сравнению с перевоз­кой этих грузов в автомобилях-цистернах. Изменением составляющих транспортной характеристики груза можно оптимизировать технические и технологические элементы транспортного процесса.

Грузы, перевозимые автотранспортом, обладают разными свойствами. Для обеспечения сохранности и качества перевозимых грузов, также безопасности транспортирования необходима их четкая классификация. Различают транспортную классификацию грузов и классификацию по частным (отдельным) классификационным признакам, которая влияет на транспортное состояние груза.

Транспортная классификация грузов строится в зависимости вида и физического состояния грузов, типа их упаковки, физико-механических и химических свойств, способов погрузки-выгрузки и условий перевозки.

На каждом виде транспорта применяется своя система транспортной классификации грузов. Например, на морском транспорте все грузы делят на три категории: массовые (наливные, навалочные и насыпные), генеральные (штучные грузы обширной номенклатуры) и особорежимные (опасные, скоропортящиеся и живые грузы).

С учетом отличительных особенностей автомобильного транспорта и сложившейся практики перевозок предлагается следующая система классификации грузов.

По условиям перевозки все грузы делятся на две категории: обычные не требующие особых условий при перевозке, и специфические требующие особых условий при перевозке. К специфическим грузам относятся опасные, скоропортящиеся, сверхнормативные (по габаритным размерам и массе) и живность, которые следует рассматривать отдельно.

Грузы обычные по физическому состоянию делятся на твердые и жидкие, по приспособленности к погрузке-выгрузке и перевозке на навалочные (насыпные), штучные (тарно-штучные, пакетированные, контейнерные) и наливные.

По физико-механическим свойствам навалочные грузы делятся на кусковые, сыпучие и липкие, порошкообразные и пылевидные.

Штучные грузы представляют собой обширную номенклатуру, в которую входят промышленные и продовольственные товары народного потребления, которые не требуют особых условий при перевозке, а также грузы различных отраслей производства (строительные грузы, лесные грузы, промышленные грузы и т.д.). Штучные грузы в большинстве случаев являются упакованными. В зависимости от вида упаковки различают грузы мешковые, киповые, тюковые, ящиковые, катно-бочковые, пакетированные и контейнерные. К штучным грузам без тары относятся, например, кирпич, кирпич, железобетонные изделия, металлолом, сортамент черной металлургии, лесоматериалы и т.д.

Наливные грузы перевозят наливом в специализированном подвижном составе автомобильного транспорта. Пищевые жидкие продукты, например, напитки безалкогольные (вода, квас, морс, сироп, соки) перевозят в автоцистернах. Следует отметить, что те же напитки, упакованные в потребительскую тару (ящики деревянные или полиэтиленовые) или пакетированные с применением пленок (термоусадочных или растягивающих), переходят в тарно-штучные.

В транспортной классификации навалочных грузов приведены примеры грузов, а в штучных грузах - отдельные группы грузов по отраслям производства (рис.1). С позиции грузоведения важно знать не только название груза, но и его происхождение, разновидности и транспортную характеристику. Например, в номенклатуре и классификации грузов, перевозимых автомобильным транспортом, среди навалочных грузов указана руда всякая как груз 1-ого класса (прил.1), что является недостаточной информацией для определения условий перегрузки, транспортирования и хранения рудных грузов. Каждый вид рудных грузов различается объемной массой в рыхлом (после добычи из шахты или карьера) и уплотненном состояниях, влажностью, гранулометрическим составом и другими свойствами, которые могут меняться в процессе добычи, обогащения и агломерации. Рудные грузы представляются к перевозке в виде сырой руды, рудных концентратов, агломерата и металлических окатышей. По составу полезных элементов руды подразделяют на металлические, полиметаллические, содержащие несколько металлов, и неметаллические. Рудные концентраты являются продуктами обогащения железосодержащих, цветных и полимерных руд на горно-обогатительных комбинатах. По гранулометрическому составу концентраты представляют собой порошкообразную массу. Для получения рудного сырья нужного гранулометрического и химического составов проводят процесс агломерации (спекания рудной мелочи и концентратов в куски) и процесс производства из железорудного концентрата окатышей-шариков определенного диаметра. К неметаллическим рудам относятся апатитовая руда, которая применяется для получения минеральных удобрений, фосфора и фосфорной кислоты; бокситная руда, которая является, в основном, сырьем для получения глинозема (оксида алюминия) из которого получают алюминий; серные руды, из которых получают серу.

Лесные грузы, например, делятся на круглые лесоматериалы, пиломатериалы, щепу, а также изделия из древесины (фанера, паркет, столярные изделия и т.д.). К круглым относятся лесоматериалы, получаемые поперечным делением бревен. Пиломатериалы получают в результате продольного деления бревен на части и продольного и поперечного раскроя полученных частей. К пиломатериалам относятся доски, бруски, брусья, шпалы и различные заготовки около 30 стандартов. Щепа (технологическая) является сырьем для производства целлюлозы, древесных плит и химических производств. Важными характеристиками лесных грузов являются порода древесины, твердость, пористость, удельная масса, влажность, цвет, запах, наличие пороков и типоразмеров сортиментов.

Более подробную информацию о происхождении и свойствах конкретных грузов можно получить в специальной и энциклопедической литературе.

Дополнительно грузы классифицируются по частным признакам.

По степени использования грузоподъемности автотранспортных средств грузы разделяются на четыре класса (табл. 1).

По величине отправок грузы подразделяются на: мелкопартионные, партионные и массовые. Партия груза - это определенное количество груза, физически и (или) юридически неделимое целое, принятое единовременной перевозке в один адрес от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю по одному перевозочному документу. Мелкопартионные грузы на автотранспорте имеют массу от 10 кг до q/2 т (где q - грузоподъемность автомобиля, - коэффициент статического использования грузоподъемности). Крупная партия груза может быть равна грузоподъемности автомобиля. Массовые однородные грузы состоят из нескольких крупных партий. Таким образом, партионность отправок грузов всегда соотносится с грузоподъемностью конкретных марок автомобилей.

По объемной массе (плотности) грузы разделяются на легковесные при р 0,5 т/м3 и нелегковесные при р > 0,5 т/м3. При перевозке легковесных грузов грузовместимость транспортного средства использует полностью, а грузоподъемность недоиспользуется.

По совместимости (возможности совместного хранения и транспортирования различных грузов) грузы делятся на три группы:

1. Обладающие агрессивными свойствами.

2. Подверженные воздействию агрессивных факторов.

3 Нейтральные.

Грузы первой группы подразделяются на влаговыделяющие, ядовитые, пылящие, одорирующие (выделяющие запахи), опасные. Грузы второй группы подразделяются на портящиеся под воздействием влаги, тепла, пыли, легковоспламеняющиеся от нагревания и окисления, подверженные воздействию ядовитых веществ, воспринимающие запахи. Совместимость грузов при перевозке определяется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.

По условиям учета и хранения грузы делятся на два вида: груз нетоварного и товарного характера. Груз нетоварного характера - материальные объекты, принятые к перевозке автомобильным транспортом, которые по своим качествам не имеют товарной или иной ценности для использования, владения или применения в жизнедеятельности человека, а также не требующие обязательных условий утилизации, переработки, учета или хранения, например, грунт, снег, строительный мусор, перевозимый в отвалы, бытовые отходы. Груз товарного характера подлежит обязательному складскому учету.

По организационному признаку (схеме) перевозок грузы можно подразделить на три вида:

1. Груз попутный - груз, принимаемый к перевозке в месте отправления (в случае недогруза автотранспортного средства) или в промежуточном пункте прямого рейса (в случае высвобождения грузоподъемности автотранспортного средства).

2. Грузы обратные - дополнительные грузы, перевозимые автотранспортным средством из места назначения в место отправления и

(или) из одного промежуточного пункта обратного рейса в другой, что позволяет повышать коэффициент использования пробега. Важную роль в обеспечении перевозчиков грузами обратными играют экспедиторы и транспортные брокеры.

3. Груз перевалочный (трансферный груз) - груз, перевозимый автомобильным транспортом при организации интермодальных, мультимодальных и унимодальных перевозок.

Интермодальные перевозки - смешанные перевозки, выполняе­мые двумя и более перевозчиками различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному документу с перевалкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладельца, напри­мер, автомобильно-железнодорожные перевозки по схеме «автомо­биль-железная дорога-автомобиль». Договор перевозки с грузоотпра­вителем обычно заключает первый перевозчик, непосредственно при­нимающий груз в месте отправления. Термины «комбинированные пе­ревозки» и «прямые смешанные перевозки» используются как синонимы термина «интермодальные перевозки».

Мультимодальные перевозки - смешанные перевозки, выполняе­мые транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в оперативном управлении. Ответственность за перевозки грузов несет один из перевозчиков, либо экспедитор (оператор), оформивший от своего имени перевозочные документы.

Унимодальные перевозки - перевозки грузов из места отправление в место назначения одним видом транспорта с перегрузкой в пути следования по прямому варианту (например, из дорожных автомобилей в автомобили внедорожные повышенной и высокой проходимости) или по складскому варианту (грузы выгружаются из одного автомобиля в склад, затем из склада загружаются в другой автомобиль).

Приведенная система классификации грузов отражает сложив­шуюся практику перевозок грузов на автомобильном транспорте.

В процессе транспортирования и хранения в массе груза могут происходить качественные и количественные изменения под действием внешних факторов: взаимодействием груза с внешней средой, механическим воздействием на груз в процессе движения, погрузки и выгрузки, неисправностями кузовов автотранспортных средств и складских устройств.

Большое влияние на качество грузов оказывают влажность, температура и газовый состав воздуха, запыленность, наличие в его составе микробиологических форм и свет. Под действием указанных факторов в массе груза могут происходить различные биохимические, физико-химические и микробиологические процессы, свойственные отдельным видам продукции.

Атмосферный воздух представляет собой смесь сухих газов (табл.5), водяного пара и различных примесей.

Таблица 5

Состав сухого воздуха

  Газ Доля, % Плотность по отно­шению к воздуху
объемная массовая
Азот,N2 78,08 75,50 0,967
Кислород,О2 20,95 23,14 1,105
Аргон, Аr 0,93 1,28 1,379
Углекислый газ, СО2 0,03 0,04 1,529
Остальные газы 0,01 0,04 -
Сухой воздух     1,000

Плотность сухого воздуха равна 1,293 кг/м3 при 0 °С и атмосферном давлении 101,325 Па - 760 мм рт. ст. (нормальные условия) Воздух, имеющий температуру 20С и относительную влажность 70 % при нормальном барометрическом давлении 760 мм рт. ст., называется стандартной атмосферой.

Наличие в воздухе паров воды характеризуется абсолютной влажностью, влагоемкостью, относительной влажностью и точкой росы.

Абсолютная влажность - это количество водяного пара в грам­мах, содержащееся в 1 м3 воздуха. Если при данной температуре имеет место полное насыщение воздуха водяными парами, абсолютная влаж­ность Е называется насыщенностью. Содержание водяного пара по объему в зависимости от температуры воздуха меняется от 0 до 4 %.

Влагоемкость воздуха характеризует способность воздуха погло­щать влагу при данной температуре: d = Е-.

Влагоемкость находится в прямой зависимости от температуры воздуха, поэтому степень сухости или влажности воздуха оценивается его относительной влажностью.

Относительная влажность определяется отношением абсолютной влажности воздуха к его насыщенности при той же температуре, %:

φ

Точкой росы называется температура, при которой влагоемкость воздуха равна нулю. Дополнительное понижение температуры воздуха приводит к выпадению влаги в виде тумана, росы или инея. Разность между температурой воздуха t и точкой росы τ называется дефицитов

точки росы: Δ = t - τ.

Температура воздуха может быть выражена в градусах Цельсия и Кельвинах. Соотношение между температурами в градусах Цельсия (t °С) и в Кельвинах (Т К) определяется уравнениями:

TK = 273,15 + t ° C; t °= TK-273,15.

Если температура груза равна или ниже точки росы, то на груз из воздуха выпадает конденсат, приводящей к порче ряда грузов (зерно, кожи всякие, металлоизделия и пр.). Если рассматриваемая разность положительна, то происходит отдача тепла и влаги грузом (усушка), что также ухудшает технологические свойства, внешний вид и качество ряда грузов (кожи, волокна, вяленая продукция, фрукты, овощи и т.д.). Разность между температурой груза и точкой росы воздуха называется температурным запасом груза. Среднее значение температурного запаса груза для большинства гигроскопических грузов допускается до 5 ° С.

Механическое воздействие на груз проявляется в виде статических и динамических нагрузок.

Максимальные значения статических нагрузок достигаются в ниж­них ярусах грузов, уложенных в штабель.

Динамические нагрузки возникают при падении отдельных грузовых мест, соударениях грузов в процессе погрузки, выгрузки и движения автотранспортных средств. Для предохранения груза от повреждения в местах касания используются подкладки из различных материалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.