Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Химические свойства

С позиции грузоведения рассматриваются такие химические свой­ства твердых грузов, которые влияют на сохранность грузов и безопас­ность перевозки. К таким химическим свойствам относятся самонагре­вание, самовозгорание, окислительные свойства, коррозионность.

Самонагревание - повышение температуры в мессе груза под дей­ствием протекающих химических, биохимических и физических процес­сов (окисления, разложения, адсорбции) Самая низкая температура вещества, при которой начинается его самонагревание, называется температурой самонагревания. Самонагреванию подвержены зерновые грузы и продукты их переработки, ископаемые угли, торф и др. Самона­гревание груза каждого вида объясняется характерными для него при­чинами.

Например, самонагревание грузов сельскохозяйственного произ­водства объясняется наличием процесса дыхания продукта, жизнедеятельностью микроорганизмов и сельскохозяйственных вредителей. Следует знать, что к зерну относятся не только зерна и семена разных культур, но и продукты их переработки, если их свойства аналогичны свойствам зерна в натуральном виде. Зерновые грузы делятся на четы­ре подгруппы: злаковые (пшеница, рожь, кукуруза, овес, ячмень, рис, сорго, просо и др.); бобовые (фасоль, соя, горох, какао-бобы, кофе в зернах и др.); семена масличные (подсолнечника, хлопка, льна, мака и др.); крупа, мука (крупа овсяная, гречневая, манка, мука пшеничная и др.). Интенсивность дыхания возрастает с ростом температуры и влаж­ности продукта. Окисление и расход органических соединений сопрово­ждается выделением тепла (разновидностями процесса окисления яв­ляются дыхание, горение, гниение, коррозия). Вследствие малой тепло­проводности теплота в массе груза накапливается, и его температура повышается, что приводит к самонагреванию и последующей порче продукта. Из продуктов переработки зерновых культур следует отметить жмых, который представляет собой семена масличных культур после выделения из них масла прессованием. Особенностью жмыхов является наличие в их составе химических веществ, активно поглощающих влагу из воздуха, что в значительной мере определяет интенсивность их са­монагревания.

Ископаемые угли, отличающиеся степенью углефикации (бурые, каменные, антрациты), склонны к самонагреванию и самовозгоранию по причине поглощения кислорода воздуха. По мере окисления происходит выделение и накопление тепла. Наиболее устойчивы к самонагреванию антрациты, а наиболее неустойчивы - бурые угли.

Торф, являющийся продуктом разложения растительных остатков в болотах, при недостаточном доступе воздуха, при длительном хране­нии подвержен самонагреванию и самовозгоранию вследствие химиче­ских, биохимических и физических процессов, протекающих в массе груза при взаимодействии с кислородом воздуха. Самонагреванию торф подвержен при влажности 20-65 %. Интенсивность выделения тепла возрастает с ростом влажности торфа.

Самонагревание может привести к самовозгоранию или самовос­пламенению. С момента начала интенсивного самонагревания до мо­мента самовозгорания проходит некоторое время, которое называется периодом индукции или временем запаздывания самовозгорания.

Самовозгорание - горение вещества без внешнего источника за­жигания, когда температура самонагревания достигает температуры го­рения.

Вещества, способные самовозгораться при соприкосновении с воз­духом, называются пирофорными.

Температура груза, при которой начинается бурный процесс окис­ления с последующим самовозгоранием, называется критической тем­пературой. Отдельные грузы, подверженные самонагреванию, имеют различные значения критической температуры. Например, критическая температура для бурых углей составляет 50°С, для каменных углей - 60-65°С, для антрацитов - 80-83 °С.

Различают самовозгорание тепловое, микробиологическое и хими­ческое. Тепловым называется самовозгорание, вызванное самонагрева­нием под воздействием внешнего нагрева вещества выше температуры самонагревания. Микробиологическим называется самовозгорание в ре­зультате самонагревания под воздействием жизнедеятельности микро­организмов в массе вещества (торф, хлопок, растительные материалы). Химическим называется самовозгорание, возникшее в результате хими­ческого взаимодействия веществ

Для предотвращения самовозгорания необходимо постоянно кон­тролировать температуры груза, изолировать его от воздуха и охлаж­дать до температуры ниже критической путем отвода тепла.

Окислительные свойства - способность грузов легко отдавать избыток кислорода другим веществам. Примесь окислителей может вызвать загорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горе­ние без доступа воздуха. Некоторые окислители вместе с органическими веществами способны к образованию взрывчатых смесей, взрывающихся вследствие детонации, трения или удара. Особенно активными окислителями являются жидкие кислоты, щелочи, соли, минеральные удоб­рения, перекись водорода и т.д.

Активные окислители несовместимы с горючими материалами при перевозке в одном автомобиле и требуют применения необходимых мер нейтрализации их коррозирующего воздействия на металлические части подвижного состава и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Коррозионность - способность металлов и металлических изделий разрушаться вследствие их химического или электрохимического взаи­модействия с внешней средой. При коррозии металл переходит в окисленное ионное состояние в результате процесса присоединения к металлоидам кислорода, хлора, брома и других элементов. Примером кор­розии металлов является ржавление железа. Для условий автомобиль­ных перевозок наиболее характерна атмосферная коррозия, обусловленная электрохимическими процессами, где электролитом является тонкая пленка или отдельные капли влаги. Скорость коррозии воз­растаете повышением влажности и температуры воздуха, его загрязне­ния угольной пылью золой, хлоридами или газами (особенно сернисты­ми).

В целях защиты от коррозии металлы и металлоизделия тщатель­но упаковывают с применением водонепроницаемых материалов, по­крывают антикоррозионными смазками, не допускают их совместную пе­ревозку с грузами, являющимися активными окислителями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физические свойства | Характеристика опасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.