Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйственный механизм на ж. д. транспорте




1. Финансы и их функции.

2. Основные фонды предприятия и показатели их характеризующие.

3. Оборотные средства и их классификация.

4. Налоги предприятий и физических лиц.

5. Ценообразование на транспорте.

Финансы и их функции

Под финансами предприятий ж. д. транспорта понимается совокупность денежных отношений, возникающих при образовании и расходовании фондов денежных средств в процессе выполнения плана перевозок, развития материально-технической базы транспорта и удовлетворения материальных и культурных нужд работников.

Сущность финансов проявляется в выполняемых ими функциях. Основными из них являются: производственная, распределительная и контрольная.

Производственная функция состоит в обеспечении предприятий денежными средствами для нормальной хозяйственной деятельности. Ж. д. должны в установленные сроки выплачивать з/п, оплачивать счета поставщиков, возвращать кредиты, полученные от кредитных организаций. Практически производственная функция финансов проявляется в том, что финансовые работники предприятий постоянно следят за поступлением и расходованием денежных средств, не допуская образования просроченных платежей и срыва хозяйственной деятельности.

Распределение общего фонда денежных средств осуществляется посредством финансов на основе финансового плана по установленным ценам, нормам амортизационных отчислений и т. д. В этом состоит распределительная функция финансов.

Контрольная функция финансов состоит в воздействии на предприятие через деньги и их использование. Если предприятие выполняет и перевыполняет задания по объему и качеству продукции, снижению ее себестоимости и росту прибыли, то оно обеспечено необходимыми финансовыми ресурсами и через систему контроля рублем поощряется в виде дополнительных финансовых ресурсов. Если предприятие не выполняет задания, то уменьшается поступление доходов, появляются просроченные платежи, возникают штрафы, неустойки, пени за невыполнение договоров и предприятие испытывает финансовые трудности.

Финансы включают в себя:

  1. доходы (Д) – это суммы, причитающиеся за выполнение перевозки и связанных с ней услуг конкретно данной дорогой в ее границах в соответствии с действующей системой распределения доходов между дорогами.

Доходные поступления – плата, взысканная с пассажира или грузоотправителя за перевозки в прямом сообщении и непосредственно дороге отправления в полном объеме не принадлежащая.

Непосредственно дороге отправления принадлежат доходы за начальные операции по грузовым и пассажирским перевозкам, дороге назначения – за конечные операции по грузовым перевозкам. Кроме того, дорогам, участвовавшим в перевозках, принадлежит доля за операции, выполненные в границах своей дороги.

Дополнительно, дороге, участвовавшей в обеспечении перевозки прямого назначения, передаются суммы в восполнение текущих зависящих расходов за пропуск порожних вагонов.

Расчеты за перевозки могут осуществляться децентрализованно (с оплатой непосредственно в кассы станций и товарных контор наличными деньгами по квитанциям разных сборов) и централизованно (с оплатой на счета Технологических центров по обработке перевозочной документации или непосредственно управлению железной дороги безналичным путем на основании документов, утверждаемых централизованно).

Доходы включают в себя:

ü доходы от грузовых перевозок:

§ за саму перевозку

§ за погрузку, выгрузку

§ за пробег подвижного состава

§ работа рефрижераторных секций

§ хозяйственные перевозки и т. д.

ü доходы от пассажирских перевозок

§ от перевозки пассажиров

§ перевозка багажа, почты и т. д.

ü дополнительные сборы

ü подсобно-вспомогательная деятельность

ü доходы от внереализационной деятельности (аренда)

К доходам, полученным от оказания дополнительных услуг клиентуре, входящим в состав выручки железной дороги относятся денежные средства, полученные железной дорогой от клиентуры за оказание услуг на станциях и иные дополнительные сборы, получаемые за подсобные работы в рамках основной деятельности. В состав указанных доходов включаются:

- доходы от предварительной продажи билетов, камер хранения и доставки багажа на дом;

- арендная плата от сдачи имущества пассажирских станций в аренду;

- доходы от передачи информации и рекламы, комнат длительного отдыха пассажиров и др.;

- сборы за перевес груза;

- поступления от реализации льда буфетам и ресторанам;

- штрафные санкции за нарушение правил перевозок и с лиц, нарушившим правила пользования железнодорожным транспортом.

Полученные доходы от оказания дополнительных услуг клиентуре могут быть использованы на следующие цели:

· на развитие материально-технической базы пассажирского и грузового хозяйства;

· на улучшение обслуживания пассажиров, грузоотправителей;

· на содержание штата работников, связанных с обслуживанием пассажиров, благоустройства вокзалов и т.д.

За счет полученных штрафных санкций дорогой грузоотправителям и грузополучателям уплачиваются штрафы за невыполнение условий перевозок. Разница между взысканными и уплаченными суммами относится на финансовые результаты дороги для дальнейших взаиморасчетов с виновными лицами, либо с бюджетом по налог на прибыль. Следует отметить, что с суммы полученных штрафных санкций первоначально в доход бюджета уплачивается НДС.

К доходам от деятельности подсобных предприятий и хозяйств относятся доходы от промышленного производства, непромышленного производства и непромышленных хозяйств. В состав доходов от промышленного производства включаются доходы от производственной деятельности песчаных и каменных карьеров, льдозаводов, ремонтных мастерских.

Формирование доходов

Основными отчетами и документами, необходимыми для распределения доходов от перевозок грузов, пассажиров, багажа, почты и иных доходных поступлений, причитающихся дорогам, являются:

· дорожные ведомости: грузовой скорости (ф. ГУ-29, ГУ-29о, ГУ-29а, ГУ-29ц), на маршрут или группу вагонов (ф. ГУ-29б), на перевозку грузов в вагонах нерабочего парка (ф. ГУ-64), копии дорожных ведомостей смешанного сообщения при сдаче груза для его выдачи на водном (автомобильном) транспорте;

· корешки дорожных ведомостей по централизованным расчетам для лесных и нефтяных грузов;

· корешки багажных и грузобагажных квитанций (ф.ЛУ-12, ЛУ-12б, ЛУ-15);

· отчеты по продаже пассажирских билетов: местного и пригородного сообщения (ФО-1, ФО-1 АБ), сводные ведомости учета продажи билетов пригородного сообщения и учета месячной выручки по билетопечатающим аппаратам и машинам, отчеты о продаже билетов прямого и международного сообщений (ф. ФО-2), перечни служебных билетов и нарядов, выданных за плату (ф. АБУ-4).

· Корешки квитанций ЛУ-12а о пробеге почтовых вагонов.

Суммы, полученные за перевозки по перевозочным и иным документам, учитываются в сводах доходных поступлений по соответствующим статьям.

Доходы от перевозок в местном сообщении, полученные за перевозки в границах дороги и учтенные в составе доходных поступлений (отчет ф.БОД-2) между дорогами не перераспределяются, а передаются ЦФ дороге в полном объеме как доходы железной дороги.

К доходам местного сообщения относятся:
- доходы от перевозок грузов, багажа, грузобагажа и пассажиров в границах дороги (включая пригородное сообщение);

- доходы от перевозки грузов в вагонах нерабочего парка;

- штрафы, взысканные с пассажиров за безбилетный проезд, нарушения правил проезда в поездах;

- дополнительные сборы местного сообщения (за хранение груза, подачу и уборку вагонов, маневровая работа и пр.);

- прочие доходы (например, телефонно-телеграфный сбор).

Арендная плата, полученная железной дорогой от сдачи имущества основной деятельности в аренду, в состав доходов не включается, а в полном объеме перечисляется в доход федерального бюджета.

Доходы от перевозок в прямом сообщении включают:

- доходы от перевозок грузов, багажа, грузобагажа и доходы от перевозки грузов в вагонах нерабочего парка;

- суммы за начальные и конечные операции при перевозке грузов;

- доходы за перевозку пассажиров, за начальную операцию по формированию пассажирских поездов прямого сообщения, от перевозок в международном сообщении в пределах дорог РФ, от перевозок багажа, почты;

- доходы от дополнительных сборов.

Доходная ставка определяется:

 

,

 

где - тонно-км, рассчитанные по кратчайшему расстоянию по Прейскуранту 10-01.

Доходы по перевозке грузов за начальные и конечные операции определяются путем умножения количества погруженных / выгруженных тонн грузов на фиксированную ставку за тонну. Расчет производится в каждой группе груза на основании данных отчета ЦО-12.

Доходы от перевозки пассажиров прямого сообщения формируются по железным дорогам исходя из среднесетевого уровня полученных провозных

платежей и разного рода доплат, приходящихся на 1 пассажиро-км (доходная ставка), и выполненного объема пассажиро-км каждой дорогой за отчетный период.

 

Пути повышения доходности транспорта

Основные направления повышения доходности жд транспорта при действующей тарифной системе заключаются:

1. в обеспечении наиболее полного сбора денежных средств от грузовладельцев,

2. налаживание тесных партнерских экономически взаимовыгодных отношений с регионами и отраслевыми предприятиями,

3. отказ от большинства льгот,

4. совершенствование транспортно-экспедиционной деятельности и др.

В пассажирском движении основными направлениями повышения доходности являются:

1. Борьба с безбилетным проездом (в основном в пригородных поездах).

2. Повышение комфортности, скорости, удобства перевозок.

3. Модульный принцип формирования пригородных поездов, что позволяет с учетом внутрисуточной неравномерности пассажиропотоков оперативно изменять состав пригородных поездов, способствует повышению их населенности и снижению себестоимости перевозок.

Получение субсидий из бюджетов России и субъектов Федерации.

 

  1. прибыль (Р) – это сумма денежных накоплений предприятия, полученная от превышения доходов от реализации продукции над общей суммой расходов на производство этой продукции.

Р = Д – Э

У = Э – Д (убытки)

Различают прибыль:

ü балансовая – вся сумма прибыли, получаемой предприятием

ü облагаемая налогом – это сумма, с которой взимается налог, идущий в государственный бюджет

ü расчетная прибыль – меньше балансовой на величину рентных отчислений

ü прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – то, что остается после всех выплат и расчетов на самом предприятии, и которая расходуется на его цели.

Прибыль является основным показателем экономической эффективности предприятия.

 

  1. рентабельность (R) – является показателем прибыльности предприятия. Уровень рентабельности показывает отношение прибыли предприятия к эксплуатационным расходам.

 

R = (Рбал / Э) * 100%

Рентабельность отражает степень использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов предприятия.

Рентабельность является одним из важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Рост рентабельности должен обеспечиваться за счет роста прибыли в результате роста объема продукции, снижения ее себестоимости и фондоемкости.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства и, в частности, с себестоимостью продукции, ее фондоемкостью и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

Повышение уровня рентабельности, рассчитанного по балансовой прибыли, может обеспечиваться за счет трех основных групп факторов: увеличения массы прибыли, улучшения использования основных и оборотных средств.

Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижением себестоимости сравнимой продукции, роста оптовых цен при повышении качества продукции. Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на величину получаемой прибыли. Среди всего многообразия причин, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению стоимости продукции. Выбор путей сокращения текущих издержек производства основывается на анализе структуры себестоимости. В повышении качества продукции заложены большие возможности, которые обеспечивают дополнительный прирост прибыли. На производство продукции повышенного качества текущие издержки чаще всего возрастают. Однако реализация этой продукции по повышенным ценам позволяет предприятиям иметь более высокую прибыль.

 

Распределение доходов и прибыли дороги

На каждом предприятии образуется два фонда:

  1. фонд потребления, который образуется за счет:

ü части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия по нормативу, установленному коллективным договором

ü из экономии по ФОТ

ФП направляется на стимулирование специалистов и служащих, премирование работников за особо выполненные работы и по итогам года, на выплаты единовременной материальной помощи, поощрение работников уходящих на пенсию и т. д.

  1. фонд накопления образуется из:

ü ФН в части прибыли

ü Амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов предприятия

ü Выручка от реализации ненужного имущества

ФН направляется на оплату научных разработок, совершенствование техники и технологии, подготовку кадров, на пополнение собственных оборотных средств, финансирования капитальных вложений на производственное строительство и т. д.

Основные фонды предприятия и показатели их характеризующие

Все производственные фонды в зависимости от участия в производственном процессе подразделяются:

ü Основные фонды

ü Оборотные

Основные производственные фонды – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе (несколько производственных циклов) и, при этом, сохраняют свою форму, размеры и технические возможности. Основные фонды переносят свою стоимость на себестоимость продукции постепенно, по частям, по мере износа, в виде амортизационных отчислений.

Для учета и планирования основных фондов в денежном выражении необходимо, чтобы они определялись как в натуральной форме (количество, штуки и т.п.), так и в стоимостном выражении с учетом текущих индексаций цен.

Денежный учет необходим для учета основных фондов в процессе производства, планируемого их воспроизводства, для установления степени износа, для начислений амортизации, для расчета себестоимости произведенной продукции, для определения рентабельности предприятий.

Согласно существующей в стране классификации основные фонды делятся:

  1. По элементам

ü Здания

ü Сооружения

ü Силовое и производственное оборудование

ü Транспортные средства

ü Инструменты, МБП, имеющие срок службы более года и имеющие большую стоимость

  1. По отношению к производственному процессу

ü Основные производственные фонды (ОПФ)

§ Активная часть – те фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе и активно на него воздействуют

§ Пассивная часть – участвуют в производственном процессе в небольшой степени, но обслуживают его.

ü Основные непроизводственные фонды

На предприятиях железнодорожного транспорта к основным производственным фондам относят локомотивы, вагоны, устройства пути, искусственные сооружения, устройства СЦБ, производственные здания и другие виды имущества, непосредственно использующиеся в процессе производства. Доля основных производственных фондов составляет примерно 90%.

Непроизводственные основные фонды – это жилые дома, детские сады, школы, больницы, объекты общественного питания, санитарно-бытовые здания и другие объекты, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе. Их доля на предприятиях составляет железнодорожного транспорта около 10%.

  1. По источнику образования ОПФ подразделяются на:

ü Собственные (прибыль, АО)

ü Заемные (средства банковского кредита)

  1. ОПФ подразделяются на:

ü Собственные

ü Арендованные

Собственные основные фонды – это фонды, числящиеся на балансе данного предприятия железнодорожного транспорта.

Арендованные основные фонды включают в себя средства труда (локомотивы, вагоны, погрузо-разгрузочные механизмы и так далее), привлекаемые для производства работ на определенный период времени за установленную плату из других организаций и ведомств.

К действующим основным фондам следует отнести средства труда, которые способны работать, пригодны к эксплуатации и используются для производственных и непроизводственных нужд, даже если они в какой-то момент отставлены от работы. Перерывы в использовании основных средств, вызванные изменением фронта и характера работ, выполнением ремонта, передислокацией, не являются основанием для отнесения их к бездействующим.

К бездействующим основным фондам относятся средства труда, которые находятся в запасе или на консервации.

 

Оценка стоимости основных производственных фондов

В связи с длительным участием основных фондов в процессе производства и постепенным их изнашиванием, а также в связи с изменением за период их службы условий воспроизводства применяют несколько видов денежной оценки основных фондов: по полной первоначальной стоимости; по восстановительной стоимости; по остаточной стоимости; по ликвидационной стоимости.

Полная первоначальная стоимость подвижного состава, погрузо-разгрузочных механизмов, передаточных устройств, зданий и других технических средств представляет собой стоимость приобретения (ценой), затратами на транспортировку и монтаж. Расчет ведется по ценам года приобретения.

Первоначальную стоимость технических средств за вычетом износа определяют по величине полных затрат, еще не перенесенных на выработанную продукцию, но уменьшенную на величину износа основных фондов. Эту величину принято называть остаточной стоимостью.

В связи с техническим прогрессом и ростом производительности воспроизводство товара с течением времени обходится дешевле. Стоимость товара определяется не тем временем, которое в действительности затрачено на его производство, а тем, которое необходимо для воспроизводства товара в современных условиях. Эта стоимость основного капитала называется восстановительной. Она характеризует воспроизводство основных фондов в производственных условиях и в сопоставимых ценах данного года. Для этих целей периодически проводят инвентаризацию и переоценку основных средств.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов определяется так:

 

 

Ликвидационная стоимость - это стоимость ОПФ после списания.

Изменение стоимости основных средств непосредственно связано с износом.

Основные фонды предприятия в процессе их использования постепенно изнашиваются. Существуют два вида износа:

a. физический износ;

b. моральный износ.

Физический износ наступает как при использовании основных фондов, так и в период нахождения их в запасе и на консервации. Физический износ действующих основных фондов зависит от качества основных фондов, степени их загрузки, особенностей технологических процессов, степени защиты их от внешних воздействий и агрессивных сред, качества ухода, уровня квалификации рабочих и их отношения к техническим средствам. Бездействующие фонды изнашиваются под действием атмосферных явлений и внутренних процессов, происходящих в материалах, из которых они изготовлены.

Физический износ – явление закономерное. Основная задача заключается в своевременном его устранении, а также в недопущении преждевременного проявления.

Основные фонды предприятия подвергаются не только физическому износу, но и моральному износу. Он возникает в результате экономического процесса, обусловленного снижением общественно необходимых затрат на производство машин и созданием новых, более совершенных по своей конструкции, экономичных и производительных машин.

Для возмещения стоимости ОПФ используется амортизационный фонд, который формируется из амортизационных отчислений, поступивших на расчетный счет предприятия после реализации продукции.

АО – денежные средства, которые ежегодно отчисляются от первоначальной (восстановительной) стоимости по каждому виду ОПФ и направляется на Реновацию (восстановление) этого вида ОПФ.

Начисление амортизации, то есть образование амортизационного фонда, осуществляется с помощью норм, которые устанавливаются в процентах от стоимости ОПФ.

Годовая сумма амортизации основных производственных фондов предприятия (цеха) определяется раздельно по видам и группам ОПФ:

,

где – среднегодовая первоначальная (балансовая) стоимость i-й группы ОПФ предприятия (цеха);

q i – норма амортизации i-й группы ОПФ на реновацию, %.

 

 

Объективность нормы амортизационных отчислений в значительной степени зависит от нормативного срока службы. Если установленный норматив завышен, то наступление физического износа наступит прежде, чем стоимость основного капитала будет перенесена на готовую продукцию. В случае занижения нормативного срока службы стоимость основного капитала будет перенесена на готовую продукцию еще до наступления полного физического износа.

Годовую сумму амортизации основных производственных фондов предприятия определяют раздельно по видам и группам ОПФ.

Предприятие самостоятельно использует всю сумму амортизационных отчислений, направляя ее в фонд накопления.

Существует несколько методов расчета амортизационных начислений.

Пропорциональный метод предусматривает начисление равной нормы амортизации в любой период жизни основных средств. Его достоинством является прямолинейное накопление амортизационных отчислений на основе прямолинейного обесценения основного капитала.

Ускоренный метод заключается в том, что основная доля амортизационных отчислений приходится на первые годы службы.

Метод убывающей стоимости предполагает, что норма амортизации по годам остается неизменной, а стоимость основных средств оценивается по остаточной стоимости.

 

Показатели использования основных производственных фондов

Эффективность научно-технического прогресса зависит не только от наращивания выпуска новейшей техники, но и от лучшего использования основных фондов, увеличения объема продукции с каждой единицы эксплуатационной длины железнодорожной линии, подвижного состава, оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Повышение интенсивности использования основных фондов позволяет сократить потребное количество погрузо-разгрузочных механизмов, локомотивов и вагонов и других транспортных средств, ускорить доставку грузов и быстрее реализовать продукцию народного хозяйства, снизить материальные, трудовые и денежные затраты на единицу продукции, улучшить технико-экономические показатели работы предприятий железнодорожного транспорта.

Для определения уровня, степени эффективности использования фондов предприятия применяется система показателей и оценок.

Основным обобщающим показателем использования основных фондов депо является фондоотдача.

1. Фондоотдача – характеризует, какое количество продукции, прибыли или доходов приходится на каждый рубль стоимости ОПФ. Измеряется этот показатель как в стоимостном, так и в натуральном измерении (т-км на 1 руб.).

 

 

При расчете этого показателя учитывают не только собственные основные фонды, но и арендуемые. Не учитывают фонды, находящиеся в резерве и на консервации, а также сданы в аренду другим предприятиям.

Фондоотдача показывает, с каким экономическим эффектом действуют вновь введенные и действующие фонды. Она свидетельствует о том, насколько эффективно используются производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование – все без исключения группы ОПФ.

2. Фондоёмкость – это обратная величина показателя фондоотдачи и определяется как отношение среднегодовой стоимости ОПФ к объёму выработанной продукции в натуральном или денежном выражении.

Фондоёмкость – какое количество ОПФ необходимо для получения 1 рубля прибыли, 1000 т-км.

 


Этот показатель используется при выборе наиболее эффективных путей технического прогресса, в ценообразовании, в разработке планов.

3. Фондовооруженность – показывает, какое количество ОПФ приходится на 1 человека.

 

 

- среднесписочная численность персонала.

Он характеризует обеспеченность работающих основными производственными фондами.

4. Фондооснащенность – показывает какое количество ОПФ приходится на 1 км эксплуатационной длины.

 

 

Рост показателя фондоотдачи и снижение фондоемкости продукции свидетельствует об улучшении использования ОФ и наоборот.

Для повышения эффективности использования ОФ необходимо повышение степени их загрузки, обновление фондов, использование прогрессивного оборудования, современных технологий и квалифицированных работников.

Общее представление об использовании станочного оборудования дают также коэффициент годности, сменности, обновления, износа, прироста и выбытия.

Коэффициент износа различных видов ОФ равен отношению суммы износа основных фондов к первоначальной их стоимости и определяется отдельно для каждого средства.

 

Коэффициент годности представляет собой отношение разности первоначальной стоимости и суммы износа к первоначальной стоимости основных фондов.

 

 

Практикой эксплуатационной работы установлены основные направления и пути улучшения использования производственных фондов:

- своевременное обновление основных фондов;

- модернизация основных фондов;

- механизация и автоматизация производственных процессов, труда;

- полная загрузка оборудования и сокращение простоев;

- уменьшение количества недействующего оборудования и недействующих основных фондов;

- повышение интенсивности работы технических средств за счёт применения новых технологий и внедрения достижений науки и техники;

- применение передового опыта организации работ и др.

 

 

 

Оборотные средства и их классификация

 

Оборотные средства – характеризуют средства и предметы труда, а также денежные средства, участвующие в производственном процессе в течение 1-го цикла и сразу же переносят свою стоимость на себестоимость вновь созданной продукции.

Каждое предприятие осуществляет свою деятельность не только в сфере производства, но и в сфере обращения, реализуя собственную продукцию, работу или услуги и покупая товары др. предприятий. Это вызывает потребность в фондах обращения, которые функционируют только в сфере обращения и обслуживают ее.

Оборотные средства включают в себя:

ü оборотные фонды (материалы, топливо, электроэнергия, тара, МБП, производственные запасы, спецодежда и т. д.)

ü фонды обращения (денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия, готовая, но нереализованная продукция, незавершенное производство и т. д.)

Оборотные средства подразделяются:

1. нормативные (нормируемые), т. е. те, для которых на предприятии определены нормы и нормативы (материалы, топливо, электроэнергия).

Норма выражает потребность предприятия в оборотных средствах на единицу продукции, 1 рубль расходов, на одного работника и др. единицы деятельности предприятия.

Норматив – денежное выражение потребности предприятия в собственных оборотных средствах.

Различают следующие нормы оборотных средств для производственных запасов:

ü Текущие запасы (транспортные) Нтз зависят от частоты поставок, дальности поставщиков и сроков доставки

ü Страховой запас Нсз существует для обеспечения потребности предприятия в необходимых ресурсах в условиях перебоя снабжения, стихийных бедствиях, авариях и т. д.

ü Подготовительный запас Нпз определяется периодом времени необходимым на приемку, выгрузку и складирование поступающих на склад ресурсов

Нобщ = Нтз + Нсз + Нпз

 

2. ненормативные (ненормируемые), к ним относят: отгруженные товары, дебиторскую задолженность, др. денежные средства.

По источникам образования оборотные средства подразделяются:

1. собственные

ü оборотные средства, находящиеся в составе уставного фонда предприятия, либо приобретенные за счет прибыли, направлены на пополнение собственных оборотных средств

2. приравненные к собственным, т. е. не принадлежащие предприятию, но постоянно находящиеся в его распоряжении (минимальная задолженность по з/п работникам, задолженность по отчислениям в бюджет до наступления момента выплат)

3. заемные, т. е. не принадлежащие предприятию (краткосрочные кредиты, аренда)

Показатели использования оборотных средств

Для анализа использования оборотных средств, оценки финансового состояния предприятия и разработки организационно-технических мероприятий по ускорению их оборота используется система показателей, которые отражают реальный процесс движения оборотных средств и величину их высвобождения.

Расчетная потребность в оборотных средствах прямо пропорциональна объему производства и обратно пропорциональна их скорости их обращения (число оборотов). Чем больше оборотов, тем меньше потребность в оборотных средствах, и тем лучше они используются.

Для характеристики качества использования оборотных средств применяют коэффициент оборачиваемости и продолжительность одного оборота в днях.

1. Длительность одного оборота

Тоб =360* НОС / Д

НОС – нормируемые оборотные средства или средний остаток оборотных средств на предприятии

Д – доход или однодневная сумма выручки от реализации продукции

360 – продолжительность периода, принимается равной 360 дней в году, 90 дней в квартале, 30 дней в месяце.

Длительность одного оборота показывает через сколько дней возвратятся на предприятие его оборотные средства в форме выручки от реализации продукции.

2. Коэффициент оборачиваемости

Коб = Д / НОС

Характеризует количество оборотов, которые совершат оборотные средства за определенный период времени.

3. Сума высвободившихся оборотных средств за счет снижения времени оборота

Овыс = (Т0об - Т/об)*Д/ / 360

Д/ - размер доходов по фактическому варианту при изменении времени оборота

 

4. Минимальная необходимая сумма оборотных средств для обеспечения запасов материалами

ΣО = Мпл * Нзап / Тпл

Тпл – количество дней в плановом периоде

Мпл – расход основных материалов в плановом периоде

Нзап - запас предприятия согласно установленных норм.

 

 

Налоги предприятий и физических лиц

Экономическая сущность налога характеризуется денежными отношениями, которые складываются между государством и физическим или юридическим лицом. С помощью налогов денежные средства мобилизируются в руках государства. Различают два вида таких отношений: налог, сбор.

Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, который взимается с организаций или физических лиц в форме отчуждений принадлежащих им денежных средств в целях финансирования деятельности государства.

Налог обладает 4 основными признаками:

1. обязательность уплаты

2. денежная форма

3. индивидуальность, безвозмездность

4. финансовое обеспечение деятельности государства

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий в отношении плательщика юридически значимых действий (выдача лицензии, права, разрешения).

Плательщиком является организация или физическое лицо, филиалы организаций плательщиком не являются.

Экономическая сущность налогов проявляется в следующих функциях:

1. фискальная, благодаря которой происходит распределение национального дохода между отраслями и предприятиями, она позволяет государству участвовать в организации хозяйственной жизни страны, а также регулировать деятельность предприятий, организаций, физических лиц через налоги.

2. экономическая

ü контролирующая

ü распорядительно-регулирующая

a. стимулирующая (реализуется через различные льготы)

b. ограничивающая (реализуется через отсутствие льгот, повышение ставки налога)

Различают также воспроизводственную функцию, которая характеризуется тем, что в налоговой системе существуют виды налогов, имеющих четкую отраслевую принадлежность (водный, земельный, лесной налог).

Существование и наличие распорядительной функции приводит к появлению и развитию контрольной функции, которая используется для:

ü количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах

ü оценки эффективности каждого налогового канала и налогового процесса в целом.

В результате выявляется необходимость в изменении налоговой системы государства.

 

Классификация налогов

Существует пять признаков налога, которые можно представить в виде таблицы

 

 

Квалификационный признак Группы налогов пример
1. возможность переложения тяжести налога на потребителя (через цены) 1.1. Косвенный налог – оплачивает потребитель товара, работы или услуги, плательщиком выступает поставщик товара, продукции или услуги. 1.2.прямой налог – плательщиком является собственник имущества, получатель дохода или прибыли. 1.1 НДС, акцизы 1.2 налог на имущество организации и физических лиц, имущество, переходящее в порядке дарения или наследования, налог на доходы физических лиц, подоходный налог
2. бюджетный кодекс 2.1. закрепленные налоги, т. е. те, которые четко закреплены и поступают в соответствующий установленный бюджет 2.2. регулирующий налог, т. е. федеральные и региональные налоги, по которым установлены %-е нормы для зачисления в нижестоящие бюджеты 2.1. целевые сборы 2.2. налог на прибыль, на воду
3. зависимость размера ставки от величины налога 3.1. пропорциональные налоги, т. е. ставка налога для всех одинакова и не зависит от величины прибыли и дохода 3.2. прогрессивные налоги, т.е. увеличивается доход, соответственно увеличивается ставка налога 3.3. регрессивные, т. е. увеличивается доход предприятия, снижается ставка налога 3.1. НДС, налог на прибыль 3.2. налог на имущество, передаваемое в порядке наследования или дарения 3.3 в России примеров такому налогу нет
4. источник возмещения расходов по уплате налогов 4.1. налоги, расходы по уплате которых относятся на себестоимость продукции 4.2 расходы по уплате налога относятся на финансовое развитие предприятия 4.3. расходы по уплате налогов осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль   4.1 земельный налог, платежи за загрязнение окружающей среды, единый социальный налог 4.2 целевые сборы на содержание милиции, образовательных учреждений, благоустройство территории 4.3 налог на операции с ценными бумагами
5. политическое устройство государства 5.1. Федеральный налог, является обязательным, средства от него перечисляются в государственный бюджет. 5.2. региональный налог, является обязательным, но только определенный % его уходит в федеральный бюджет, остальная часть остается в регионе 5.3. местные налоги, размер ставки и обязательства уплаты определяется местными органами власти 5.1. НДС, акцизы, подоходный налог, гос. пошлина, налог на прибыль, таможенная пошлина, федеральные лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами. 5.2. налог на имущество предприятий и физических лиц, транспортный налог, региональные регистрационные и лицензионные сборы 5.3. налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории.

 

Ценообразование на транспорте

 

Тарифы на железной дороге представляют собой цены плат сборов, взимаемые за перевозки грузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Единицей перевозочной работы железных дорог принято считать 10 т-км и 10 пассажиро-км. Тарифные ставки – цены устанавливают на эти измерители. Расходы железных дорог и транспортные издержки отраслей народного хозяйства и предприятий различных форм собственности покрываются тарифными поступлениями, составляющими доходы транспорта. Транспортные издержки входят в конечную цену продукции. Поэтому те или иные изменения тарифов в ту или иную сторону оказывают влияние на конечную цену товаров, перевозимых по железным дорогам.

Существует несколько видов тарифов:

- Фиксированные тарифы. Их централизованно устанавливает ОАО РЖД по согласованию с государственными органами;

- Регулируемые тарифы. Устанавливаются самостоятельно предприятиями транспорта с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен;

- Договорные тарифы. Устанавливаются предприятиями транспорта по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности;

- Свободные тарифы. Устанавливаются самостоятельно предприятиями транспорта с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг.

В основе гибкой тарифной политики лежат двусторонние экономико-финансовые интересы железнодорожного транспорта и пользователей его услуг. В соответствии с этим тарифы должны учитывать уровень эксплуатационных издержек транспортного производства и платежеспособный спрос на перевозки.

Гибкое тарифообразование, учитывающее, с одной стороны, уровень эксплуатационных затрат железнодорожного транспорта, а с другой – уровень платежеспособности спроса клиентов (рыночную конъюнктуру), сочетает в себе затратный и рыночный принципы ценообразования, что позволяет адаптировать действующую тарифную систему к рыночным условиям без кардинального изменения ее внутренней структуры.

Особенностями ценообразования на железнодорожном транспорте является:

1. при ценообразовании транспортной продукции исходят из того, что цены должны обеспечивать возмещение издержек производства и получение прибыли;

2. эффективность работы транспорта зависит от того, как используется подвижной состав грузоотправителями и грузополучателями при погрузке и выгрузке; от применения методов уплотненной погрузки и укладки грузов.

3. тарифы являются частью системы ценообразования.

В основе ж. д.-х тарифов лежит стоимость (цена) перевозки.

Цена – это денежное выражение стоимости единицы продукции, включающее в себя стоимость необходимого и прибавочного продукта.

 

Ц = с + v + m

c – затраты овеществленного труда (топливо, электроэнергия, материалы, амортизация основных средств)

v – затраты живого труда (ФОТ с отчислениями)

m – прибавочная стоимость, созданная живым трудом.

Цена выполняет следующие функции:

1. учетно-плановая, предполагает, что учет и планирование деятельности любого предприятия осуществляется не только по натуральным показателям, но и по стоимостным. Выход на стоимостные показатели осуществляется через цены на приобретенную продукцию и на соответствующее производство

2. распределительная, заключается в том, что благодаря ценам происходит распределение национального дохода между отраслями и предприятиями

3. стимулирующая, через цены и их изменение осуществляется стимулирование отдельных отраслей или производств. Те производства, у которых цена на продукцию увеличивается получают возможность для расширения своего производства

4. функция соответствия спроса и предложения, эта функция может регулироваться:

ü по соответствию суммарных цен товарной массы и суммарных денежных доходов населения

ü сбалансированность спроса и предложения по каждой отдельной группе товаров. В этом случае, если величина спроса превышает предложения необходимо повышать цену на данную продукцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.208 сек.