Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Греции

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

Философское знание как мировоззрение отличается от научного знания. В философском мировоззрении слиты ценности и информация о мире и о человеке.

Философские предпосылки и основания науки заключаются в мировоззренческих и методологических принципах, востребуемых наукой и присутствующих в её идеалах и нормах. Они обосновывают онтологические постулаты, а также идеалы и нормы науки, однако не унифицированы. Наука нуждается в философских обоснованиях также по причине адаптации к социально-культурной среде. Сильная потребность науки в философии возникает в периоды научных революций. Пример - принцип относительности.

Объекты, изучаемые наукой часто не включены в практику и не соответствуют жизненным представлениям. Философские принципы служат тому, чтобы проинтерпретировать эти теоретические схемы для широкого познания.

Что изучает физик: микромир или взаимодействие микрочастиц с прибором? Принцип относительности Нильс Бора: мы познаем микрообъекты через макро системы. От этой макросистемы и зависит то, что представляет собой микрочастица.

Философские предпосылки и основания науки представляют общее видение оснований мира и познания человеком мира. В них рассматриваются вопросы, что такое истина, чему служит наука. Основания мира делят на онтологические и гносеологические. Онтологические оперируют понятиями вещь, свойство, отношение, процесс, состояние, а гносеологические - понятиями истина, метод, знание, объяснение, доказательство, теория, факт. Эти системы понятий исторически развиваются в зависимости от тех объектов, которые осваиваются наукой.

Нельзя сказать, что является более важным – наука или философия. Они обе важны друг для друга. В разные эпохи мнение ученых о месте науки и философии в системе знания различалось, сейчас же можно с уверенностью говорить об их взаимодействии, диалоге. Философия обладает чертами, присущими научному знанию, теоретической направленностью, использует логические инструменты, критический метод доказательств.

Парменид (540-480 до н. э.)

Считает, что бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом - важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, - это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишь мышлению. Это выражается в виде афоризма: «бытие есть, а небытия нет». Небытие не существует потому, что его «невозможно ни познать, ни в слове выразить». Есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»; и только бытие мыслимо. Существует только то, что мыслимо без противоречия, а то, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует.

Пифагор (предположительно 571-497 до н. э.),

Известно, что Пифагор ничего не писал. Посвященные давали клятву о неразглашении его учения. И все же некоторые фрагменты философии Пифагора стали достоянием последующей философской мысли. Не вода (Фалес), не воздух (Анаксимен), не огонь (Гераклит), а число как определенное соотношение космоса является первоначалом сущего. Зная это соотношение, а также дату, месяц и год рождения, можно многое сказать о человеке, о его характеристиках воли, энергетики, порядочности, здоровья, интуиции, обязательности и т. д. По мнению Пифагора, определенная комбинация чисел обеспечивает существование материи, от другой комбинации зависит идея и т. д., ибо «где нет числа и меры, там проживают хаос и химеры». Мысленная манипуляция с числами, как с абстрактными объектами, вела к фетишизации числа. Число рассматривается уже не как заместитель объекта, а как нечто, стоящее над реальностью этого объекта

Платон. (427-347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Платона – Аристокл. Прозвище Платон образовано от термина платюс (греч. широкий, широкоплечий).

Платон происходил из древнего аристократического рода. После смерти Сократа, своего учителя, он тяжело переживал и покинул Афины. Он долго странствовал (около 10 лет). По прошествии этого времени он посетил Сицилию (Сиракузы), где правил Дионисий старший (у него был сын Дионисий младший). Сначала тиран окружил Сократа всяческой лаской, однако, все это кончилось скверно. Платон пытался поучать Дионисия организовать идеальное государство, что не понравилось Дионисию. В результате Платон оказался на невольничьем рынке, т.е. его пытались продать в рабство.

Платон еще дважды плавал в Сиракузы к Дионисию Младшему чтобы он создал идеальное государство по замыслу Платона. Сын Дионисий младший оказался не лучше своего отца – он тоже попытался продать Платона в рабство. Но ему повезло – его выкупали друзья (в первый раз - киренаик Анникерид, затем пифагореец) (киренаики - представители греч. философской школы, последователи Аристиппа из Кирены).

Платон, возвратившись от тирана Сиракуз Дионисия Старшего, основал в 386 г. до н.э. в Афинах свою школу. Впоследствии она получила название Академия. Такое название случайно: Платон занимался со своими учениками в роще, рядом с памятником античному герою Академу. Эта школа существовала и долгое время после смерти Платона – в общей сложности она просуществовала 915 лет.

Объективный идеализм. Платон придерживался объективного идеализма (философская позиция, которая утверждает, что дух, мышление, идеи существует независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе). Идея, которая первична по отношению к природе, выражает безличный объективный идеализм Платона. Помимо этого, в философии Платона есть черты личностного (персонифицированного) идеализма, который связан с тем, что духу человека приписываются сверхъестественные качества, таким образом, дух становится сверхъестественным существом, которое порождает природу и человека. Это бог Платона. Итак, бог Платона выражает персонифицированный идеализм.

Истинное бытие, согласно Платону, это не то бытие (сущее) которое нам представляется с помощью органов чувств. Истинное бытие – идеальное бытие. Его можно постигнуть только умом. Оно существует вне времени и вне реального пространства. Если умопостигаемое бытие, по мнению Парменида, едино, то, по Платону, умопостигаемое идеальное бытие множественно. Идеальное бытие состоит из множества идей (синоним термина идея из древнегреч. обыденного языка – эйдос). (перевод. идея – внешний вид, наружность, тип, вид, род, форма). Сходные значения имеет термин эйдос. В своих произведениях Платон чаще использует термин эйдос, хотя его философия получила название объективный идеализм. Эти идеи – элементы умопостигаемого духовного множества (идеального бытия). Они вечны и неизменны.

Платон не приводит ясного ответа о взаимоотношениях между идеями и вещами, существующими в соответствующих мирах. Он приводит лишь следующие соображения: вещи, с одной стороны, подражают идеям; с другой стороны, вещи причастны к идеям (т.е. вещи – некоторые подобия идей). Таким образом, мир чувственных вещей – это мир теней; вещи – это всего лишь тени, бледные отображения идей, а идеи – некоторые стандарты, образцы вещей.

Аристотель (384-322 до н. э.)

Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философской школы. Систематизатор философского знания. Энциклопедист. Произведения Аристотеля условно можно разделить на логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политэкономические и эстетические. Логику Аристотель рассматривает как инструмент научного исследования. Вопросам логики посвящены «Аналитика», «Топика», «Категории». Естественнонаучные сочинения проходят под общим названием «Физика». В них доминируют вопросы природы. Важное место в философском наследии Аристотеля занимают трактаты «О душе», «Никомахова этика», «Поэтика», «Риторика», «Политика» и «Экономика», где рассматривались вопросы политики, нравственности, искусства, государственного устройства. Общефилософские вопросы рассматриваются в сводном трактате «Метафизика». Каждое сочинение древнегреческого мыслителя начинается с анализа наследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и суммируя положительное знание, Аристотель делает выводы:

философия не есть продукт индивидуального творчества, а итог работы целых поколений. Для установления истины отдельный философ оставляет после себя очень мало информации, но когда все собирается вместе, - получается величина, достойная внимания и изучения;

философия всегда терпела поражение, когда уходила в область пустых абстракций, софистики и спекуляций;

основная задача философии состоит в том, чтобы разобраться в сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к небытию;

философия имеет право на существование лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины, а также сверхчувственные, вечные сущности. Если бы нематериальных причин, неизменных и вечных сущностей не было, а была бы лишь природа, то на первое место среди наук следовало бы ставить физику, а не философию.

Аристотель сформулировал золотое правило нравственности, которое в той или иной форме существует у разных народов: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Хотя в чистой форме у Аристотеля это правило не встречается, но в его этике есть много созвучных суждений,

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (КИТАЙ)

В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба. В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы.

Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ. Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.

Конфуций (551- 479 до н.э.)

В тысячелетней истории мировых цивилизаций есть немало великих личностей. Но среди всех великих людей прошлого и настоящего найдётся не так много тех, которые посвятили бы всю свою жизнь установлению и распространению норм морали и нравственности в обществе, что их окружало. Их единицы. И одним из этих немногих людей был Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция. Восток и выходцы из него всегда будоражили ум западного человека своей таинственностью и загадочностью, однако, позволю себе предположить, что, кроме Конфуция, никто другой не был так понятен для нас своими взглядами и поведением, сутью своего учения. Каков же был учитель Кун?

«Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду...»

Конфуций родился в 551 г. до нашей эры на территории современного Китая, в царстве Лу. Отец Конфуция ШулянХэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик всё же родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, ШулянХэ решился на третий брак, и его женой согласилась стать молодая девушка из рода Янь, которая считала, что этим поступком выполнит волю своего отца, завещавшего ей выйти замуж за достойного человека. Видения, которые посещали третью жену ШулянХэ после её свадьбы и зачатия сына, предвещали появление из её лона великого человека. По свидетельствам исторических документов, рождению этого необыкновенного ребёнка сопутствовало множество чудесных обстоятельств. Более того, согласно традиции древней науки физиогномики, на теле Конфуция при рождении имелось 49 знаков его будущего величия.

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом своего княжества. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение императора Китая посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем некой древней общемировой традиции, каковым его считали многие современники. Впоследствии он решил создать свою школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций всегда хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. В отношениях же со своими учениками Конфуций был прост и твёрд: «Почему тот, кто не задаёт себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трёх углов, — я для того не повторяю», — говорил великий учитель, желая учить тех, кто стремился к получению знания.

В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой из странствий в которые отправился из-за клеветы и гонений, и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого — Ши цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и другие книги. Ученики же Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь юй» («Беседы и суждения»), которая впоследствии стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Идеалом учения Конфуция было создание и сохранение гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию, свою социальную роль. Гармоническое общество должно быть построено на идее преданности (чжун) — гармонии в отношениях между начальником и подчинённым, старшим и младшим, сильным и слабым, направленной на сохранение человеческого общества. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Место философии в мировоззрении | Аврелий Августин (354 – 430 н. э.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.