Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социокультурной среды, и ее влияние на управление

Управление — процесс воздействия на деятельность человека с целью согласования его труда с деятельностью других людей. Особенности восприятия и реакция чело­века на конкретные рычаги воздействия во многом зави­сят от его характера, физических и интеллектуальных способностей, мотивационной структуры, системы цен­ностей и верований и т.д.

Социокультурная среда з адает нормы и ограничения деятельности и поведения людей, отражает ценности и традиции, принятые в обществе, и требует от человека определенного соответствия им. Влияние конкретной социокультурной среды на формирование человека прояв­ляется в том, что она либо предоставляет возможность для реализации его способностей, либо ограничивает эту возможность в соответствии с принятыми в обществе нормами деятельности и поведения.

Факторами конкретной социокультурной среды, ока­зывающими влияние на экономическую деятельность человека, а следовательно, и на управление этой де­ятельностью, являются:

1) нормативная культура обще­ства;

2) экономическая культура общества;

3) система ценностей;

4) культурные традиции;

5) менталитет.

Нормативная культура — это явные или неявные пра­вила поведения, возникшие в ходе эволюции культуры и регулирующие поведение людей через законы, традиции, этические и конвенциальные нормы.

Экономическая культура — это совокупность законов, правил, норм и традиций, обусловленных ценностной системой хозяйственной деятельности, соответствующих им социальных институтов, способов деятельности и ме­тодов принятия хозяйственных решений.

Система ценностей — это набор стандартов и крите­риев, которым следуют в своей жизни и деятельности че­ловек, группа людей (коллектив), нация, класс или обще­ство в целом. Ценности носят абстрактный, обобщающий характер и проявляются в виде заповедей, утверждений, декларируемых или скрытых норм. Система ценностей человека и групп людей формиру­ется под влиянием воспитания и образования, она не яв­ляется жесткой и статичной. С течением времени система ценностей может развиваться и изменяться, что необхо­димо использовать в целях антикризисного управления.

Важным составляющим элементом социокультурной среды являются культурные традиции. Они складываются в течение десятков и сотен лет, вследствие чего являются устойчивыми и плохо поддаются корректировке, что обусловливает сложность их изменения. Истоками тради­ций являются религия и история государства.

Менталитет является глобальным, обобщающим фактором социокультурной среды. Он формируется под влиянием культурных и экономических норм, традиций, ценностей и представляет собой совокупность истори­чески сложившихся психологических особенностей пове­дения нации.

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 27. Социокультурные факторы антикризисного управления | Антикризисное управление российскими работниками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.