Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные требования к уровню подготовленности учителя в области физической культуры

Курс.

Курс.

Курс.

Содержание ППФП будущих учителей

Методика подбора средств ППФП студентов

Характеристика ППФП студентов

Факторы, определяющие содержание ППФП

Конкретное содержание ППФП обусловлено наличием факторов, связанных с особенностями профессиональной деятельности. Одним из таких факторов считают форму труда. Основные формы труда – физический и умственный. Хотя это разделение довольно условно.

Другую группу факторов составляют условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы). Характер труда также определяет содержание ППФП. Здесь учитывается степень напряжённости трудовых усилий, их длительность, внешние воздействия, эмоциональная нагрузка. Режим труда и отдыха, который оптимально сочетает высокую эффективность труда и здоровье работающих. Особенности динамики работоспособности также необходимо учитывать при подборе физических упражнений. (Строят «кривую работоспособности», используя показатели пульса, давления, частоты дыхания, внимания, скорости психической реакции и т.д.).

Кроме перечисленных факторов на конкретное содержание ППФП могут оказывать существенное влияние индивидуальные особенности человека (возраст, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, интересы, имеющийся двигательный опыт, теоретическая подготовленность и др.).

Учебная деятельность студентов, в основном, умственная и протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к повышению утомляемости и снижению работоспособности, ухудшению общего самочувствия. Большие умственные нагрузки, особенно в период экзаменационных сессий, создают нервно-эмоциональное напряжение, которое может привести к нарушению психики. Правильное чередование труда и отдыха – одно из условий высокой продуктивности учебной деятельности. Учёными доказано, что организм быстрее восстанавливается в результате активного отдыха, когда один вид деятельности сменяется другим.

Физические упражнения, физические нагрузки как бы «заряжают» нервные центры энергией, помогают снять утомление, повышают работоспособность. На этом основывается целенаправленное использование средств физической культуры в процессе обучения в вузе.

Ведущим фактором ППФП студентов является формирование у них мотивации в физкультурной деятельности с профессиональной направленностью, понимании важной роли занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют не только теоретические занятия, но и умелое проведение физкультурно-оздоровительной работы в вузе, наличие материальной базы, формирующие положительное отношение и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Подбор средств ППФП производится с учётом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

1) прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта – использование в учебных занятиях специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, соответствующих профессиональной деятельности. Особое внимание следует уделять упражнениям «на выносливость», т.к. по мнению большинства исследователей именно общей выносливости отводится ведущая роль в обеспечении высокой профессиональной работоспособности.

2) прикладные виды спорта. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определённых физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

3) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обучение приёмам закаливания организма, мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (различные бани, специальные водные процедуры). С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, резким колебаниям температуры воздуха.

4) вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность, - это различные тренажёры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

При подборе средств ППФП необходимо помнить, что ППФП осуществляется в тесной связи с ОФП (общей физической подготовкой) и должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение ОФП и ППФП может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей ОФП почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии. Но требуются дополнительные знания и навыки самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики и лечения таких неблагоприятных явлений, как головокружение, раннее проявление остеохондроза шейного отдела позвоночника, являющихся следствием длительного неподвижного наклона головы вперёд.

Одним из важнейших факторов, определяющих содержание ППФП студентов педагогических вузов, является её направленность на формирование готовности к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию детей.

Задачами теоретического раздела является формирование знания закономерностей физического воспитания школьников, содержания и организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и др.

На практических занятиях формируются профессионально значимые физические качества и двигательные умения, укрепляется здоровье.

На методических занятиях в процессе инструкторской практики формируются методические умения и навыки по использованию средств физической культуры в воспитательной работе с учащимися и для собственного укрепления здоровья и физического развития.

1. Умение управлять строем.

2. Умение составить и провести комплекс ОРУ.

3. Умение подобрать игру для детей младшего школьного возраста и провести её.

1. Умение составить конспект и провести подготовительную и заключительную части урока физической культуры.

2. Умение подобрать игру для детей среднего и старшего школьного возраста и провести её.

1. Умение составить комплекс упражнений по развитию отдельных физических качеств и провести его.

2. Умение составить конспект и провести отдельные части занятия по физической культуре.

3. Умение составить и провести «Весёлые старты», «День здоровья» и другие физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Эти умения отрабатываются и совершенствуются в процессе летней и педагогической практик.

Данные требования условно можно разделить на 3 группы.

1 группа – требования к теоретической подготовленности:

1) знание спортивной терминологии;

2) знание закономерностей физического развития школьников;

3) знание содержания, организации и методики проведения массово-оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий в режиме дня школы, внеклассной и внешкольной работы;

4) убеждённость в необходимости использовать средства физической культуры и спорта для всестороннего развития личности.

2 группа – требования к практической подготовленности:

1) овладение жизненно важными умениями и навыками (бег, лыжи, плавание, прыжки и др.);

2) умение показать технику выполнения упражнений;

3) иметь хорошее здоровье, постоянно самосовершенствовать физические качества и двигательные способности, укреплять здоровье.

3 группа – требования к методической подготовленности:

1) умение подавать команды, распоряжения и управлять строем;

2) умение составлять и проводить комплексы УГГ, гимнастики до занятий, физкультминутку, комплексы ОРУ и упражнений для развития отдельных мышечных групп и физических качеств;

3) умение проводить подвижные игры, организовать игры на переменах, «спортивный час» в группе продлённого дня;

4) умение организовывать и проводить «Весёлые старты», «Дни здоровья» и другие спортивно-массовые и физкультурно0оздоровительные мероприятия;

5) умение организовывать и проводить спортивные соревнования, судейство;

6) умение организовать и провести туристский поход;

7) умение обучать отдельным физическим упражнениям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины производственного утомления и профессиональные заболевания учителей | Методические основы производственной физической культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.