Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации и деятельности государственного аппарата.




Классификация государственных органов.

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:

· По способу формирования: - назначаемые (Совет министров);

- избираемые (парламент).

· По характеру выполняемых задач (принципу разделения властей):

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные.

· По порядку осуществления компетенции (по порядку принятия решений):

- единоличные (единоначальные) (Президент)

- коллегиальные (парламент)

Единоличный орган отличается от должностного лица государства, не являющегося государственным органом, тем, что в единоличном органе компетенция должностного лица и государственного органа совпадают.

· По характеру полномочий:

- общей компетенции (Совет Министров);

- специальной компетенции (министерства);

· По правовым формам деятельности:

- правотворческие;

- правоприменительные;

- правоохранительные.

· По территориальному признаку:

- федеральные;

- органы субъектов федерации;

- местные.

· По форме реализации государственной деятельности:

- представительные;

- исполнительно-распорядительные;

- судебные;

- прокурорские;

- иные контрольно-надзорные органы.

При этом органы, называющиеся органами местного самоуправления, обычно не являются государственными и не входят в систему органов государства. Однако, как правило, они не только осуществляют местное самоуправление, Нои выступают как специфические элементы механизма государственной власти, поскольку по закону наделяются отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.

· По срокам полномочий:

- постоянные (без ограничения срока действия);

- временные (для достижения краткосрочных целей).

Государственный аппарат – система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, ле­жащие в основе его построения и функционирования».

Говоря о принципах формирования и деятельности государственного ап­парата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов го­сударства. К таким принципам в литературе относят:

- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

- принцип законности (конституционности) в организации и деятельно­сти государственного аппарата (обязательность соблюдения всеми госслужащими Конституции, законов и подзаконных актов);

- принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государствен­ных органов;

- принцип профессионализма государственных служащих, ( использование наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны).Включает требование профессиональной этики;

- принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах, о практической деятельности конкретных государственных органов;

- принцип иерархичности в построении и принцип субординации в дея­тельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и по­дотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

- принцип координации в деятельности государственных органов, выра­жающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

- принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата;

- принцип разделения властей.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве.

Главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживанияи взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.

Система разделения властей включает:

· четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

· взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;

· взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативная правовая база.

 

Тема 5 «Основы теории правового государства.

Гражданское общество».

 

1. Понятие и основные черты правового государства.

2. Гражданское общество: понятие и признаки.

3. Гражданское общество и правовое государство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.