Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Ценности и нормы культуры. Природа, общество, человек, культура как формы бытия




Функции культуры.

  1. Адаптивная – приспособление к среде;
  2. Знаковая (сигнификативная) – функция присвоения имён. Предметы и явления, не имеющие имени, для человека не существуют. Именные помогают действовать, избегать опасности. Эту функцию изучает культурная семантика;
  3. Познавательная (гносеологическая) – накопление знаний через науки и иррациональные системы;
  4. Информативная (трансляционная) – накопление и хранение информации, через коды, знаковые системы, передаются поколениям.
  5. Коммуникативная – общение человека с себеподобными для решения задач (через речь, письменность и т.д.);
  6. Интегративная – объединение контактов государств, народов, способствовать сплочению человечества;
  7. Нормативная (регулятивная) – система норм и требований в данной культуре;
  8. Аксиологическая (оценочная) – формирование системы ценностей, т.к. значимость предмета и явлений для жизни не одинакова;
  9. Социализация – процесс усвоения человеком знаний норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе;
  10. Инкультурация – Процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социальной группы; Инкультурация – сложный, длительный процесс включения индивида, группы, сообщества в инокультурную среду. В процессе инкультурации происходит адаптация новшества к прежнему образу жизни индивида, группы, сообщества.

Все функции переплетены, классификация условна.

 

1. Культурные ценности, виды, система ценностных ориентаций. Культура как фактор социальной регуляции включает нормативную систему, ценности, смыслы, знания. Нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык образуют духовную культуру.

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться, и вещей (идей), которые следует понимать.

Ценность – фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценностью является не объект как таковой, а усмотренная в нем человеком способность удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций. Объект есть лишь носитель ценности в глазах человека. Все ценности имеют духовную природу, поскольку представляют собой род смыслов; «материальными» и «духовными» называют не сами ценности, а объекты (блага), которые служат их носителями. К «духовным благам» можно отнести добро.

В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях — аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение). Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться, и вещей (идей), которые следует понимать. Ценности – выражение значимости для человека определенных явлений действительности. Ценности – представления об идеалах для большинства людей. В ценностях выражается смысл жизни (разделяемые в обществе убеждения в отношении целей, к которым люди должны стремиться и основных средствах их достижения). Ценность воздействует на социальную реальность через закрепление в сознании (индивидуальном и общественном).

В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) витальные — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; 2) социальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические — гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные — добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. 5) религиозные - Бог, Священное Писание, вера и пр.; 6) эстетические — красота, стиль, гармония и др.

Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием и влияют на социальную реальность. Смысл – содержание, значение того или иного предмета, явления. Значение – обозначаемое имя предмета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.