Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. n специальные устройства: фотоаппарат, видеокамера, диктофон, термометр, аудиметр, гальванометр, тонометр и др




Анкета.

Орудия исследования

n анкета

n специальные устройства: фотоаппарат, видеокамера, диктофон, термометр, аудиметр, гальванометр, тонометр и др.

Состоит из следующих частей:

I. Введение: цель, кто, зачем

II. Содержательная часть: вопросы анкеты

III. Информационная часть – паспортичка:. информация о респонденте

Главная задача введения — сообщить респонденту цель и задачи исследования и убедить его принять участие в опросе. Текст введения зависит от того, есть ли необ­ходимость в сокрытии цели исследований, а также от сложности исследования и степени деликатности собираемой информации. Цель введения — побудить респон­дента к сотрудничеству, уменьшая тем самым ошибку, связанную с отказом от отве­та (см. главу 6). Хотя тексты введений различных анкет отличаются друг от друга, существует несколько общих элементов.

Явное или косвенное указание на важность проводимого исследования. Введение
должно подчеркнуть важность исследования (т.е. убедить респондента в том,
что он недаром потратит время на заполнение анкеты) и важность получения
личного мнения респондента (это увеличит вероятность его участия).

Общая информация о причинах и целях исследования. Уровень детализации зави­сит от степени предполагаемого разглашения цели исследования.

Выраженное в явной форме приглашение к участию. Можно сказать во введении:
"Мы будем вам чрезвычайно признательны, если вы согласитесь поделиться
своими мыслями и чувствами..."

Заверение в том, что задача участвующего не слишком обременительна и не по­требует много времени. Вы говорите респондентам: "Вы сможете быстро и легко ответить на большинство вопросов. По нашим расчетам, заполнение анкеты займет у вас не более десяти минут".

Необходимость получения правдивых ответов. Например: "Мы заинтересованы
в получении вашего личного мнения. Не существует правильных или непра­вильных ответов..."

Заверение в конфиденциальности. Например: "Ваши ответы будут носить
строго конфиденциальный характер. Данные будут представлены в обобщен­
ном виде..."

Заверение в том, что это настоящее, реальное исследование. Например: "Мы
проводим исследования, чтобы изучить мнения таких людей, как вы. Это не
уловка агентов по продаже. Мы не пытаемся продать вам что-либо. Никто не
будет вам звонить впоследствии, предлагая купить что-либо".

Пространность пояснений во введении к анкете зависит от метода сбора данных. Введения к личному интервью или телефонному опросу обычно относительно неве­лики. В них вкратце сообщается причина исследований, приводятся заверения в конфиденциальности и в том, что анкета не преследует цели навязать покупку, и со­держится приглашение принять участие в исследовании. Например.

Доброе утро. Меня зовут Элиза МакКенна (Е1узе МсКеппа). Я представляю независимую компанию по маркетинговым исследованиям Е1у$е МсКеппа Магкепщ Кезеагск. Я — не менеджер по продажам, и не собираюсь навязывать вам какую-либо покупку. Мы прово­дим беседы с респондентами, чтобы понять их отношение к работе радиостанций города Сан-Диего. Руководители этих радиостанций чрезвычайно заинтересованы в изучении мнения таких людей, как вы. Они будут учитывать высказанные вами мысли при выборе музыки, приглашении к участию в передачах известных людей, размещении рекламы, "раскрутке" товара. Я хочу задать вам несколько вопросов. Заверяю вас, что опрос займет всего 10 минут, а то и меньше. Вы сможете быстро и легко ответить на многие вопросы. Помните, что не существует правильных или неправильных ответов. Все, что нам нуж­но, — это услышать от вас правдивые ответы. Само собой разумеется, что все ваши ответы будут носить строго конфиденциальный характер. Ваше имя не будет известно никому за пределами нашей компании.

Типы вопросов в вопроснике:

n открытые

не предусматривают перечень ответов и ограничений по ним

(без заданной структуры, подбор словесных и других ассоциаций, завершение рисунка, предложений, тематический апперцепционный тест)

n закрытые

предлагают ограниченный перечень ответов и имеют заданную структуру (альтернативный, выборочный, со шкалой Лайкерта, семантический дифференциал и др.)

Альтернативные вопросы. Альтернативные (дихотомические) вопросы — самый про­стой тип измерения на номинальном уровне. Они используются для отнесения от­дельных лиц, объектов, отношений или других ответов к одной из двух исчерпываю­щих, взаимоисключающих групп. Наиболее распространенная форма альтернативных вопросов — вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа.

Вы видели рекламу жевательной резинки ВиЬЫе Уит перед покупкой товара?

Да_________ (1) Нет_________ (2)

Есть ли в вашей семье дети в возрасте до 18 лет, проживающие с вами постоянно?
Да_________ (1) Нет_________ (2)

Вопросы многовариантного выбора. Вопросы многовариантного выбора — это изме­рительные инструменты номинального уровня, предъявляющие респонденту три или большее количество исчерпывающих и взаимоисключающих категорий ответов. Эти вопросы используются для разбивки свойств респондентов или реакций на бо­лее узкие и сфокусированные категории, чем те, которые получаются с помощью альтернативных вопросов. Пример использования такого типа вопросов — сбор де­мографической информации.

К какой из следующих групп относится ваша семья по уровню получаемого общего годо­вого дохода?

 

До 15 000 долл. (1)
15 000-24 999 долл. (2)
25 000-34 999 долл. (3)
35 000-44 999 долл. (4)
45 000-54 999 долл. (5)
55 000 долл. и выше (6)

Графическая шкала и шкала в виде перечня пунктов. Сопоставляющие и не сопоставляющие оценочные шкалы могут быть представлены как в графическом (называемом иногда непрерывным) формате, так и в виде перечня пунктов.

Графическая оценочная шкала предлагает респонденту дать свою оценку, поста­вив отметку (галочку или крестик) в соответствующем месте линии, соединяющей два полюса шкалы. Линия может содержать числовые значения (вопрос Б) или не содержать их (вопрос А). Вариант Б дает респонденту возможность дать более точ­ный ответ. Например.

А. Поставьте пометку на линии, оценивая правдоподобие только что увиденного реклам­ного ролика в сравнении с другой рекламой пива. Пометку можно ставить в любом месте линии. Чем ближе она будет расположена к одному из концов линии, тем категоричнее ваша оценка правдоподобия рекламы.

Чрезвычайно Чрезвычайно

правдоподобен _________________________________ неправдоподобен

Б. Поставьте пометку на линии, оценивая правдоподобие только что увиденного реклам­ного ролика в сравнении с другой рекламой пива. Пометку можно ставить в любом месте на линии. Чем ближе она будет расположена к одному из концов линии, тем категоричнее ваша оценка правдоподобия рекламы.

Чрезвычайно Чрезвычайно

правдоподобен____________________________________ _____неправдоподобен

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Шкала в виде перечня пунктов. Конкретные рекомендации. Использование оце­ночной шкалы в виде перечня пунктов может обеспечить получение важной инфор­мации и возможность сделать глубокие выводы. Вы должны принять три решения относительно использования вопросов со шкалой в виде перечня пунктов для того, чтобы они, в конечном итоге, принесли пользу.

В какой степени вы удовлетворены (не удовлетворены) шампунем Рге11: обладает ли он свойствами, благодаря которым волосы легко расчесываются?

Удовлетворен (1)

Несколько неудовлетворен (2)

Отчасти неудовлетворен (3)

Очень неудовлетворен (4)

Чрезвычайно неудовлетворен (5)

Особые типы оценочной шкалы. Существует три особых типа оценочной шкалы в виде перечня пунктов, обычно используемых при проведении рекламных исследо­ваний: шкала семантического дифференциала, шкала Стейпела и шкала Ликерта.

Шкала семантического дифференциала6 широко используется при проведении рекламных и маркетинговых исследований. Наиболее распространенная форма се­мантического дифференциала предлагает респонденту оценить объект в баллах (от 1 до 7) по набору двухполюсных шкал, полюса которых описываются противополож­ными по смыслу прилагательными. Приведенные ниже шкалы оценки восприятия знаменитости, рекламирующей товар, служат примером шкал семантического диф­ференциала.

При использовании шкал семантического дифференциала важно учитывать два момента. Во-первых, шкала семантического дифференциала может быть совершен­но незнакома респондентам, поэтому необходимо дать четкие инструкции, как ста­вить пометки на шкале. Во-вторых, следует продумать, как именно антонимичные прилагательные будут размещены на шкале. Как видно из предыдущего примера, определения с правой стороны шкалы имеют и позитивную, и негативную окраску. Это увеличивает вероятность того, что респондент прочитает все определения, а значит меньше шансов, что, ознакомившись с первыми несколькими шкалами и об­наружив общий принцип, он заполнит остальные автоматически, не вдумываясь в смысл шкал. После анкетирования для облегчения анализа и представления данных всем прилагательным, имеющим положительную окраску, присваивают числа оди­наковым образом и размещают по одну сторону от центра шкал.

Шкала Стейпела — это упрощенный вариант шкалы семантического дифферен­циала. Стандартная шкала Стейпела представляет собой однополюсную одиннадца­тибалльную оценочную шкалу, значения на которой заключены в пределах от +5 до —5. Однако в отличие от шкал семантического дифференциала, значения шкалы Стейпела указывают, насколько точно одно-единственное прилагательное описыва­ет оцениваемый объект. Во врезке 13.2 показано, каким образом при использовании шкалы семантического дифференциала измеряется восприятие потребителями про­изводителей каш. Ниже продемонстрирован способ получения аналогичной инфор­мации с использованием шкал Стейпела.

Дайте свою оценку продукции компании Сепега1 МИЫ. Прочитайте каждое из ниже­приведенных высказываний. Рядом с каждым высказыванием расположен ряд чисел от — 5 до +5. Укажите, насколько точно или неточно каждое высказывание характеризует про­дукцию компании Сепега1 МШ$. Чем точнее высказывание характеризует продукцию, тем больше положительное число, которое вы должны обвести. Чем менее точна характери­стика, тем большее отрицательное число вы обведете.

Шкала Стейпела обладает тремя преимуществами по сравнению с традиционной шкалой семантического дифференциала. Во-первых, ее легче построить. Нет необхо­димости предварительно тестировать прилагательные или фразы, чтобы обеспечить подлинную антонимичность. Во-вторых, с ней легче работать. Для респондентов не составляет никакого труда понять, каким образом они должны давать ответ. В-третьих, исследование с использованием шкалы Стейпела можно провести по телефону, тогда как при использовании шкалы семантического дифференциала это сделать труднее.

Шкала Ликерта предлагает респонденту указать степень своего согласия или не­согласия с рядом утверждений. Для оценки восприятия потребителями компаний-производителей каш можно воспользоваться шкалой Ликерта. Например.

Прочитайте каждое из следующих утверждений. Затем сделайте на каждой шкале отметку, указывающую, в какой степени вы согласны или не согласны (если вы не затрудняетесь это сделать) с этим утверждением.

Обратите внимание, как пункты шкалы образуют континуум и как в инструкции к вопросу указаны обе его границы. К тому же отметьте, что использование в инст­рукции фразы "если вы не затрудняетесь это сделать" уменьшает предвзятость, яв­ным образом указывая на возможность дать нейтральный ответ.

Шкала Ликерта, в силу ряда преимуществ, широко используется в маркетинго­вых исследованиях. Ее легко составлять, с ней несложно работать. Вводные инст­рукции к вопросам шкалы Ликерта воспринимаются легко, поэтому ее можно ис­пользовать при почтовом или телефонном




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.