Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздушного права

ТЕМА 11. Понятие, источники и принципы международного

Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правово­го статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воз­душные перевозки коммерческого характера. Государства за­ключали соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом ме­ждународно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась правовая рег­ламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права - международное воздушное право.

Нормы международного воздушного права зафиксиро­ваны во многих международных документах, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусто­ронних соглашениях о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.

Важнейшими принципами современного международ­ного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его тер­ритории; обеспечение безопасности международной граж­данской авиации; свобода полетов в международном воздуш­ном пространстве.

В неюридическом смысле под воздушным пространст­вом понимается надземное пространство, заполненное возду­хом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.

Различают два вида воздушного пространства по право­вому положению: пространство, входящее в состав террито­рии государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.

Воздушное пространство над сухопутной и водной тер­риторией государства находится под его суверенитетом. Вы­сотная граница государственной территории установлена в со­ответствии с обычными нормами международного права на высоте 100-110 км. Пространство, находящееся выше этой гра­ницы, относится к территориям с международным режимом.

Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космиче­ского права.

Воздушное судно представляет собой летательный аппа­рат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодей­ствия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты.

Воздушные суда подразделяются на гражданские и госу­дарственные. В число последних входят воздушные суда, ис­пользуемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Все воздушные суда подлежат государственной регистра­ции. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздуш­ных судов. Государственные суда должны иметь знаки принад­лежности к вооруженным, таможенным, полицейским силам государства. Военный летательный аппарат - это летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам какого-либо го­сударства и имеющий внешние признаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат находится под коман­дованием офицера, состоящего на правительственной службе, имя которого внесено в список офицеров вооруженных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной военной дисциплине.

Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.

Воздушные суда осуществляют два типа полетов: меж­дународные полеты и полеты в пределах одного государства.

К международным относятся все полеты, при которых пересекается граница более чем одного государства. Между­народные полеты в свою очередь подразделяются на регуляр­ные и нерегулярные. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пункта­ми в соответствии с опубликованным расписанием. Нерегу­лярные полеты - это эпизодические, разовые полеты, напри­мер для обеспечения чартерных перевозок.

Воздушное пространство, расположенное над террито­рией государства, является частью его территории. Государст­во обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Для организации полетов воздушных судов и осуществ­ления других видов деятельности по использованию воздуш­ного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавига­ции, устанавливать процедуры связи, издавать соответствую­щие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной или обществен­ной безопасности государства вправе также устанавливать зо­ны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определе­нии специальных условий производства полетов, ограниче­нии полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.

Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи раз­решения на эксплуатацию международных воздушных ли­ний, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пас­сажиров, грузов, багажа и др.

Открытое воздушное пространство - это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режи­мом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).

В открытом воздушном пространстве признаны сле­дующие свободы:

• свобода беспрепятственно осуществлять полеты;

• право государства регистрации осуществлять юрисдик­цию над воздушными судами;

• право захватывать воздушное пиратское судно и осуще­ствлять «преследование по горячим следам».

Эти свободы реализуются в дозволенных международ­ным правом рамках. Так, в воздушном пространстве Антарк­тики запрещено использовать государственные летательные аппараты в военных целях.

Особые правила установлены для пролета над междуна­родными каналами, проливами и т.д.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО): правовая основа, состав, цели деятельности, структура органов, полномочия

Наиболее представительной (более 160 государств- членов) и авторитетной из международных (межгосударственных или межправительственных) организаций в области гражданской авиации является ИКАО - действующий с 1947 г. центр организации универсального сотрудничества заинтере­сованных стран по всем вопросам, связанным с перелетами. ИКАО осуществляет исследования, разработку и совершенст­вование стандартов, правил, регламентов, предназначенных для использования в международной гражданской авиации.

В целом миссия ИКАО состоит в организации и коорди­нации международного сотрудничества в деле практического использования в глобальном масштабе воздушного простран­ства, как международного, так и национального, гражданской авиацией.

В настоящее время для вступления в ИКАО государство должно направить правительству США - депозитарию Чикаг­ской конвенции 1944 г. - уведомление о своем присоединении к этому международному соглашению. По прошествии тридцати дней с момента получения депозитарием такого уведомления и извещения им об этом других стран-участниц ИКАО присоеди­нение считается вступившим в силу, а государство-претендент становится полноправным членом Организации. Членство в ИКАО прекращается через двенадцать месяцев после того, как государство официально известит депозитария о денонсации им Чикагской конвенции. Прекращение членства может иметь место и автоматически - при исключении государства из ООН, если, однако, Генеральная Ассамблея не выскажется в пользу сохранения членства этой страны в ИКАО. В случае невыполнения государством своих финансовых обязательств перед ИКАО его членство может быть приостановлено.

Главным из органов ИКАО является созываемое один раз в три года либо на чрезвычайные сессии общее собрание государств-членов - Ассамблея, к участию в работе которой в качестве наблюдателей допускаются другие международные организации и государства-нечлены. Функции Ассамблеи включают определение направлений деятельности Организа­ции в области международной гражданской авиации и ис­пользования международного воздушного пространства, формирование главного исполнительного и распорядитель­ного органа ИКАО - Совета, утверждение его отчетов и трех­летних программ его деятельности.

Обычно решения Ассамблеи принимаются простым большинством голосов государств-членов, присутствующих на заседании, кроме решений о созыве чрезвычайной сессии Ассамблеи, когда необходимо всего 1/5 голосов, об одобрении предложенных Советом после выполнения особой процедуры поправок к Чикагской конвенции (2/3 голосов) и о перенесе­нии местонахождения штаб-квартиры ИКАО (3/5 голосов).

В качестве постоянного органа Организации Совет ИКАО обеспечивает непрерывность ее деятельности в промежутках между сессиями Ассамблеи, перед которой он отчитывается и несет ответственность за свою работу. Совет формируется из представителей тридцати государств-членов, избираемых Ас­самблеей тайным голосованием из числа назначенных прави­тельствами кандидатов, которые не должны иметь финансовой заинтересованности и активно участвовать в деятельности ка­кого-либо авиатранспортного предприятия-эксплуатанта меж­дународных воздушных линий. Кандидатуры выдвигаются государствами, играющими ведущую роль в воздушном транспорте, а также вносящими значительный вклад в пре­доставление аэронавигационных средств обслуживания для международной гражданской авиации. При этом должен обеспечиваться принцип представительства всех основных географических регионов мира (принцип справедливого гео­графического представительства).

Функции Совета ИКАО, сессии которого созываются обычно три раза в год, включают разработку и принятие стандартов и рекомендаций, оформляемых в виде приложе­ний к Чикагской конвенции, выполнение рекомендаций Ас­самблеи и представление ей отчетов о своей деятельности, до­ведение до сведения Ассамблеи фактов нарушения государст­вами-членами ИКАО положений Чикагской конвенции, разрешение между ее участниками разногласий относительно толкования и применения отдельных конвенционных положений. Совет управомочен определять правила процедуры собственной деятельности и деятельности создаваемых им вспомогательных органов - комитетов и комиссий, издавать статистические сборники, отражающие состояние и тенден­ции развития международной гражданской авиации. Совет также распоряжается финансами ИКАО, образующимися из членских взносов и от издательской деятельности.

Секретариат - постоянный рабочий орган, обеспечиваю­щий деятельность всех основных и вспомогательных органов ИКАО.

Из числа наиболее важных вспомогательных органов, дей­ствующих от имени ИКАО, следует назвать учрежденные Сове­том Организации Аэронавигационную комиссию (рассмотре­ние поправок и разработка новых стандартов и технико- эксплуатационных рекомендаций), Авиатранспортный комитет (изучение экономических и коммерческих аспектов деятельно­сти гражданской авиации по международным перевозкам), Юридический комитет (дача Совету ИКАО консультаций по вопросам толкования и изменения положений Чикагской кон­венции, по проблемам международного воздушного права, под­готовка проектов различного рода международных соглаше­ний), Финансовый комитет (рекомендации Совету относительно финансовой деятельности ИКАО, контроль за правильным рас­ходованием средств Организации), Комитет по незаконным вмешательствам в дела гражданской авиации (технические во­просы незаконного захвата воздушных судов, саботаж, воору­женные нападения, представление Совету ИКАО заключений и рекомендаций).


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 10. Международное морское право | Методика обучения решению задач в 3-4 действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.