Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад интеллигенции в сфере образования

• Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке:

А.Байтурсынов - учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь;

Ж.Аймауытов - методика преподавания родного языка, ставившая проблему двуязы­чия, интернационального и нравственного воспитания учащихся;

К.Сатпаев - составитель первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке;

А.Букейханов - автор учебника по географии;

• С.Сейфуллин, С.Садуакасов, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М.Жумабаев, К.Кеменгеров и др. - приняли активное участие в создании учебников и учебно- методической литературы для казахских школ в 20-е гг.;

• А.Байтурсынов, А.Букейханов, С. Садуакасов, Х.Болганбаев, Ж.Аймаутов - выступили организаторами подготовки и издания учебников на казахском языке В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани.

Многонациональный состав школ.

Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения. В середине 20-х годов в республике функционировали:

• 73 - татарские;

• 40 - узбекские;

• 35 - уйгурские;

• 44 - немецкие и эстонские начальные школы.

Одновременно действовали и смешанные школы, где обучение проходило на двух языках - русском и узбекском, казахском и татарском, русском и немецком и т.д.

• Однако школьное строительство в Казахстане натолкнулось на серьезные трудности: В результате голода 1931-1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот.

• Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.

• На 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных.

• На начальном этапе голода в 1932 г. только в Восточно-Казахстанской области погибло 1687 детей.

Во второй пятилетке школьное строительство набирало, темпы в осуществлении начального всеобуча наметились некоторые сдвиги:

• Серьезное внимание уделялось укреплению школ среднего звена, старших классов неполных средних и средних школ, особенно национальных.

• Во второй половине 30-х гг. значительно расширилась сеть интернатов, строившихся на средства колхозов и совхозов.

• За 1934-35 учебный год число интернатов увеличилось с 127 до 221.

• Положительную роль сыграло Постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г. «О подготовке кадров для Казахстана», предусматривавшее быстрое развитие сред­них учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку в Казахстан большого количества специалистов и другие меры.

• Росла численность учителей республики. Накануне войны их было более 44 тыс.

• В 1939 г. - 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Значительная группа учителей была удостоена звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», в их числе такие видные деятели просвещения, как С. Кобеев, Л. И. Добранская, Н. В. Волков, С. Акишев, А. Акатов, Сарыбаев и другие.

Основные предпосылки для формирования национальной интеллигенции, кадров для сельского хозяйства и промышленности:

• Завершение ликвидации неграмотности среди взрослого населения;

• Введение всеобщего обязательного началь­ного обучения;

• Рост среднего образования;

• Вовлечение в школу девушек восточных национальностей.

1.Формирование национальной интеллигенции.

Велик вклад братских народов в процесс формирования интеллигенции Казахстана:

В вузах и техникумах различных регионов СССР в 30-е годы обучалось около 20 тыс. казахстанцсв.

В вузах республики вели педагогическую работу и научные исследования тысячи посланцев центральных вузов и научных учреждений. Среди них были такие видные ученые, как Б. Домбровский, Н. П. Орлов, М. П. Иванов, И. С. Бахал, К. П. Персидский и другие.

• Большой вклад в становление и развитие высшей школы республики внесли С. Д. Асфендиаров, Т. Жургенсв, С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, М. Ауэзов, К. Жубанов и многие другие деятели науки и культуры казахского народа.

• По данным переписи 1939 г. в Казахстане насчитывалось около 430 тыс. работников умственного труда (117,7%), из них 27454 с высшим образованием.

Таким образом, в годы довоенных пятилеток была заложена прочная основа национальной советской интеллигенции в Казахстане, вышедшей из рабочих и колхозного крестьянства. Но в период тоталитарного режима Сталина ряды инженерно-технической, научной и творческой интеллигенции сильно поредели. В те годы, по существу, был уничтожен тот тонкий слой интеллигенции, который сложился до революции. От репрессий пострадали организаторы высшей школы, видные деятели литературы, искусства.

Наука

20-30-е гг. - период становления науки в Казахстане:

• Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана (октябрь 1920 г.). В работе естественно- географической, этнографической и историко-археологической секций Общества принимали участие видные ученые С. Асфендиаров, А. В. Затаевич, А. Диваев, К. Жубанов. А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, М. Жолдыбаев, А. П. Чулошников, А. Ю. Якубовский и др. В Петропавловске, Кокчетаве, Уральске и Урде действовали филиалы Общества.

•Огромную работу в области казахского языка и литературы вел Академический центр (Акцентр) Наркомпроса КазАССР, преобразованный затем в учебно-ме­тодический совет. Здесь велась работа по совершенствованию казахской письменности, по созданию первых учебников на казахском языке. Были изданы труды по истории и этнографии казахского народа, археологии.

•Значительную научно-исследовательскую работу в области здравоохранения вел санитарно-бактериологический институт при Наркомздраве КазССР.

• В 1932 г. создана КазахстанскаяАкадемии наук СССР,которая первоначально имела в своем составе два сектора - зоологический, ботанический н Ботанический сад в Алма-Ате.

• В 1936 г. с базой слился Казахский научно- исследовательский институт национальной якультуры, включавший секторы казахского языка и литературы, народного творчества.

Научное изучение Казахстана.

• Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН СССР с участием таких выдающихся советских ученых, как А. Е. Ферсман, Н. Г. Кассин, М. П. Русаков, С. С. Неустроев, И. М. Крашенников, Р. І Борукаев, А. А. Гапеев.

• Изучались Ачисайское свинцовое месторождение, Карагандйнское и Экибастузское угольные месторождения, Эмбенский нефтяной регион.

• В 1926-1927 гг. комплексная экспедиция АН СССР осуществила статистико- экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.

• В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараз.

• Научные сессии Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР, посвященные комплексному использованию природных богатств Алтай-Иртышского, Джезказгано- Улутауского районов.

• В ноябре 1935 г. - проходила научная сессия АН СССР, посвященная проблемам разведки Урало-Эмбенского района.

Выводы ученых по запасам ресурсов Казахстана:

- 1 место - по запасам цветных металлов, баритов и сурьмы,

- 2 место - по нефти, 3 место - по углю.

В последующие годы были открыты мировыезапасы хромитов, мощное месторождениефосфоритов.

В определении приоритетных направлений развития науки в Казахстане принимали деятельное участие Президенты АН СССР С.И.Вавилов, В.Л.Комаров, крупный совет­ский тюрколог, академик А. Н. Самойлович, выдающийся ученый-геолог, академик А.Д.Архангельский, возглавившие Казахстан­ский штаб науки

Научные исследования ученых Казахстана:

1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен» (ч. 1), написанная проф. С. Асфендиаровым;

• Обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения в 20-30-е гг. были созданы С.Сейфуллиным. С. Мукановым, А.Байтурсыновым, К.Жубановым.

Накануне Великой Отечественной войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых.

• Расходы по государственному бюджету на научно-исследовательские учреждения по республике выросли в 12 раз: с 1,2 млн. рублей в 1933 г. до 14,4 млн. руб. в 1939 г. Этапным событием для науки Казахстана стало преобразование базы в Казахский филиал Академии наук СССР.

2.Казахская советская литература.

Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. У ее истоков стояли С.Сейфуллпн, А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, МДулатов, М.Жумабаев, Б.Майлин, И.Джансугуров, С.Муканов, Г.Мусрепов и другие.

Певцами Октября, свободы стали С.Сейфуллин, М.Жумабаев:

• Большой популярностью среди революционной казахской молодежи пользовалось стихотворение С. Сейфуллнна «Марсельеза казахской молодежи». В 1927 г. в историко-революционном романе «Тар жол, тайгак кешу» (Трудный путь, опасный переход) С.Сейфуллин описал положение казахского народа во время национально- освободительного движения 1916 года, Февральской и Октябрьской революций, в период гражданской войны.

• В стихотворении «Свобода» (1918 г.) М.Жумабаев воспевает пролетарскую революцию, позволившую воспрянуть духом «всем голодным и обездоленным», а в стихотворении «Красный флаг» поэт раскрывает преемственность революции с идеалами национально-освободительного движения Азии.

Поэзия. Казахская советская поэзия в тс годы пополнилась произведениями и поэмами:

Проза. Казахская советская проза обогатилась

такими художественными произведениями:

• Б. Манлина - «Азамат Азаматыч»;

• Ж. Аимаутова - «Карткожа»;

• С. Муканова - «Жұмбак жалау» («Загадочное знамя»);

• М. Ауэзова - «Караш-Караш окигасы» («Выстрел на перевале Караш-Қараш»);

• С. Ерубаева - «Меніћ кұрдастарым» («Мои ровесники»);

• Г. Мустафина - «Љмір мен Љлім» («Жизнь и смерть»).

Драматургия. Огромные успехи были достигнуты в казахской драматургии:

• «Айман-Шолпан», «Тунги сарын» («Ночные раскаты») - М Ауэзова;

• «Жалбыр» - Б. Манлина;

• «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян сулу» - Г. Мусрепова;

• «Мансапкорлар» («Карьеристы»), «Ел корганы» («Оплот народа») - Ж. Аимаутова и др.

Молодое поколение литераторов.

• В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е гг. пришла талантливая творческая молодежь - Г.Орманов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, Ж.Саин, А.Сарсенбаев, К.Аманжолов, Т.Жароков, А.Джумагалиев, Д.Абилев, Х.Бекхожин.

• Обогатилась яркими произведениями поэзия казахских акынов. Волнующие песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме, любви создали выдающиеся казахские акыны - Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Банзаков, Жамбыл Жабаев.

Многонациональная литература.

Многонациональная советская литература Казахстана пополнилась произведениями:

• И.П.Шухова, автора широко известных романов «Горькая линия» и «Ненависть», высоко оцененных А. Горьким;

• На тему коллективизации написал роман «Село за туманами» Матэ Залка;

• Реалистические художественные про­изведения были созданы уйгурскими писателями и поэтами.

Певцами сражающегося на фронтах гражданской войны народа стали Б. Изтолин, Б. Джаникешев

Литературные переводы.

Велик вклад казахских писателей в процесс

• М.Жумабаев перевел произведения Г ете, Гейне, М. Горького, В. Иванова, Д. Мамина- Сибиряка;

• А. Байтурсынов – перевел басни И.А.Крылова;

• Ж.Аймаутов - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермон­това, Ф.Шиллера, Г.Тукая, пролетарский гимн «Интернационал».

Трагические последствия сталинизма в литературе.

Однако процесс развития казахской был бы полнее, если бы не

сталинские репрессии 30-х гг. Им подверглись М. Дулатов, Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации, руководимой М. Дулатовым.

• 4 апреля 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймаутова.

• В апреле 1930 года М. Дулатов решением коллегии ОГПУ был осужден к расстрелу с заменой на 10 лет заключения по ст. 58 УК РСФСР, скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года.

• А. Байтурсынов был выслан в Архангельскую область. В 1934 г. по ходатайству Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, А. Байтурсынов был освобожден, но 8 октября 1937 г. был вновь арестован по ложному обвинению и расстрелян.

Но несмотря на деформацию идей социализма, казахская советская литература росла и мужала, обогащаясь лучшими тра­дициями мировой, в том числе казахской лите­ратуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хронологическая карта занятия. Итоги коллективизации сельского хозяйства в Казахстане | Постижения социалистического строя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.