Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологическая карта занятия. Тема: Политическое развитие общества в 70-80 гг

Лекция № 52

Тема: Политическое развитие общества в 70-80 гг. XX века.

Форма занятия: теоретическое.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Тип занятия: комбинированный урок.

 

План урока:

1. Политическое развитие общества.

2. Положение в промышленности.

3. Противоречия в аграрном секторе.

4. Социальная политика.

 

Цели занятия:

Образовательная -обеспечить усвоение учащимися усвоить особенности социально – экономического, политического развития Казахстана в 70-80 гг. XX в.

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

 

После изучения раздела учащиеся должны:

- иметь представление о о развитии Казахстана в 70-80 гг. ХХ века.

- знать о принятии Конституции СССР и Казахской ССР, Акмолинских событиях 1979 г, труде О. Сулейменова «Аз и Я», противоречиях в аграрном секторе и положении в промышленности, основных причинах отставания социальной сферы.

- уметь анализировать полученную информацию, сопоставлять факты и делать выводы.

 

№ п/п Этапы занятия Планирование Время (мин)
1. Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. 1 мин.
2. Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. З мин.
З. Объяснение нового материала. Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). 70 мин.
4. Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). 7мин.
5. Обобщение, систематизация, выводы Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. 4мин.
6. Объяснение домашнего задания. Рекомендации по выполнению домашнего задания. 2 мин.
7. Заключительная часть. Приведение в порядок рабочее место 1 мин.

1.Политическое развитие общества.

Особенности политического развития общества:

• Демократические тенденции, наметившиеся в середине 60-х гг. были заблокированы силами бюрократического консерватизма;

• Рычаги власти все в большей мере сосредоточивались в руках партийно- государственного аппарата;

• Ограничение демократии;

• Отчуждение трудящихся от собственности и власти;

• Подавление индивидуальной инициативы;

• Разрыва между словом и делом, принимае­мыми решениями и их исполнением, привела к апатии и безразличию советских людей.

Приверженность к шаблонам и стереотипам, все более утверждавшимся в 70-е - начале 80-х гг. привели к закостенению и формализации демократических институтов. Складывавшаяся ситуация все в большей степени мешала реали­зации демократического потенциала Советов. И хотя за 1970-1980-е гг. были приняты десятки постановлений руководящих органов об улучшении деятельности Советов, сдвигов не происходило, да и не могло произойти. Процесс «огосударствления» распространился и на профсоюзы, комсомол, общественные органи­зации. Сращивание общественных организаций с партийно-государственным аппаратом свел на нет их самодеятельное начало.

Поворот окончательно обозначился вводом войск пяти стран в Чехословакию в августе 1968 г.

Стержнем нового политического курса стала идея постепенного совершенствования социализма.

В 1967 г. на торжественном заседании в честь 50-летия Октября Л. И. Брежнев заявил, что главным итогом исторического пути является построение развитого социалистического общества. Особенность и этой концепции заключали в признании, что:

• социализм - относительно длительный этап в развитии общества.

• отказ от идеи стремительного перехода к коммунизму.

Данная концепция -

а)произрастала на почве преувеличений экономических и социальных достижений, лакировки действительности;

б)не вскрывала причин нараставших противоречий общества, застойности, бюрократизма.

в)рассматрнвала процессы развития общества лишь под одним углом зрения - что достигнуто в сравнении с прошлым.

Принятие Конституции СССР и Казахской ССР

• Проект Конституции СССР после обсуждения на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС, а затем на Президиуме Верховного Совета был вынесен на всенародное обсуждение. В ходе обсуждения Конституции вносились более 400 тысяч конкретных предложении и замечании, направленные на повышение деятельности Советов, расширение прав и свобод граждан, совершенствование работы государственного управления.

• 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил новую Конституцию (Основной Закон) СССР, а также Декларацию «О принятии и объявлении Конституции t (Основного Закона) СССР». День 7 октября был объявлен всенародным праздником.

• В апреле 1978 г. принята Конституции 3 Казахской ССР, которая по своему духу, содержанию и форме была разработана в соответствии с Основным Законом Советского государства.

• В Конституции Казахской ССР - провозгла­шались основные демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т.д.

• В Конституции были определены роли общественных организаций:

а) Профсоюзы республики видели свою роль в строгом соблюдении трудового законода­тельства, правил и норм охраны труда и техники безопасности. Ими была осуществ­лена целая система социально-экономических и социально-гигиенических мер по оздоров­лению и охране труда женщин и подростков. Активно занимались профсоюзы лечением и отдыхом детей и трудящихся через свою сеть санаториев и профилакториев. Увеличилось количество культурно-просветительских уч­реждений профсоюзов - клубов, домов и дворцов культуры.

б) Комсомол.

В направлении молодежи на стройки, сельское хозяйство видную роль играли комсомольские организации. В 70-е гг. комсомол Казахстана шефствовал над 7всесоюзными, 11 республиканскими и более 200 областными, городскими и районными стройками. Посланцы республики трудились на строительстве Байкало-Амурской магист­рали, Атоммаша, участвовали теперь уже в освоении Нечерноземной зоны РСФСР. В 1974-1977 гг. на ударные стройки по комсо­мольским путевкам было направлено свыше 25000 юношей и девушек. Около 65 тыс. юно­шей и девушек пришло в животноводство, преимущественно в овцеводство. «Синдром усталости» от перемен, тяготение к более устойчивым формам жизни в немалой степени способствовали расцвету механизма торможения в 70- 80-е гг.

Акмолинские события 1979 г. Негативные тенденции проявились и в области национальных отношений:

•Отсутствие должного анализа происходящих в данной сфере процессов;

•Ограничение самостоятельности республик закономерно вызвало опасения за сохранение национальной самобытности, культуры, традиций и языка.

•За 70-80-е гг. в республике не было принято ни одного специального постановления или решения об улучшении изучения родного языка в школах, но зато немало их было об улучшении преподавания русского языка.

• «Нажимная» политическая ориентация в от­ношении русского языка объяснялась «пол­ной и окончательной решенностью нацио­нального вопроса», «нерушимой дружбой народов», «сближением и слиянием наций и народностей».

Показателем полного игнорирования интересов казахского народа является решение Политбюро ЦК КПСС весной 1979 г. о создании немецкой автономной области на территории Казахстана, куда после упразднения немецкой автономии на Волге были переселены тысячи его граждан.

•По свидетельству бывшего Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаева, подобное предложение было выдвинуто Председателем КГБ СССР Ю. Андроповым. Присутствовавшее при этом руководство Казахстана промолчало.

•Сформирован комитет по созданию немецкой автономии на территории Казахстана. Председатель - второй секретарь ЦК Компартии Казахстана А. Коркнн.

•Административный центр будущей автоно­мии г.Ерейментау, расположенный в Акмолинской области.

•В состав автономной области должны были войти несколько районов Акмолинской, Пав­лодарской, Карагандинской, а также и Кок- шетауской областей. Весть о создании немец­кой автономии быстро распространилась по Казахстану, особенно в ее северной части.

16-19 июня 1979 г. группа казахской молоде­жи на площади Ленина в центре Целинограда провели ряд митингов и демонстрации по горо­ду. Молодежь несла в руках транспаранты «Казахстан неделим» и «Нет немецкой автоно­мии». 19 июня к митингующим вышли предсе­датель облисполкома Жумахметов и первый секретарь обкома партии Морозов, которые заверили людей, что в Акмолинской области никакой автономии создано не будет. Только после этого недовольство населения спало.

О.Сулейменова «Аз и я». В 1975 г. в Алматы вышла книга Олжаса Сулейменова «Аз и я» (Книга благонамеренного читателя). В отличие от многих других исследователей поэт в этой книге приходит к выводу:

•Великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII в.) появился на границе двух этнических миров - славянского и тюркского, и в нем ярко отразились реалии двух соседних культур.

•В «Слове о полку Игореве» очень много слов тюркского происхождения, и данное обстоятельство не являлось случайностью

Но для идеологов ждановской школы, твердо стоящих на позициях великодержавного шови­низма, выводы сделанные О. Сулейменовым, показались кощунственными. Книгу «Аз и я» изъяли из товарооборота, библиотек, запретили ее новые издания.

Казахстан в системе международных отношений

Противоречивый, сложный характер полити­ческой системы, обусловленный борьбой де­мократической и бюрократической тенденций в развитии общественной жизни, отражался и на внешней политике:

•Начало 70-х гг. в ознаменовалось смягчением политического климата в мире, разрядкой международной напряженности. В 1973 г. завершилась война во Вьетнаме.

Значительным успехом всех миролюбивых сил явился созыв общеевропейского совещания в Хельсинки. Главы правительств33 европейских государств, США и Канады подписали заключительный акт, в котором с новых позиций регулировались межгосу­дарственные отношения, объединялись усилия государств по защите прав человека.

•Казахстан активно стал развивать экономический обмен с другими странами. Вырос экспорт товаров Казахстана, который в основной массе был представлен сырьем - это цветные металлы, хромовая руда и ферросплавы, тонколистовая сталь, нефть и т.д. В Казахстан завозили металлорежущие станки, строительно-дорожное оборудование, электровозы, мебель, одежду, продукты питания, электротовары и т.д.

•Активно развивались культурные связи Казахстана с зарубежными странами. Сотни казахстанских специалистов работали во многих странах мира - Ираке, Египте, Индии, Монголии, Финляндии, Афганистане.

•Расширялись научные контакты. Академия наук Казахстана участвовала в изучении 31 проблемы и отдельных тем с научными учреждениями зарубежных стран. Прочные контакты завязались между сотрудниками института химических наук с чехословацкими и болгарскими коллегами. Осуществлялись связи с учеными США, Франции, Италии.

•В Казахстане были проведены дни советско- сирийской дружбы, дни Франции.

•Любители музыки были покорены не­повторимой и прекрасной игрой артистов Казахского Государственного оркестра национальных инструментов им. Курмангазы, пением народных артистов СССР Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой.

Семипалатинский полигон. Догматизм, идео­логизация, непродуманность некоторых внешне­политических решений воздвигали немало трудно преодолимых препятствий на пути нормализации межгосударственных отношений. Усилению кон­фронтации между двумя социально-политичес­кими системами (социалистической и капиталис­тической) содействовал «образ врага», мешавший нормальному видению реального мира.

Тезис об обострении классовой борьбы был заменен другим -«обострение идеологической борьбы». Как результат, оба лагеря наращивали военный потенциал, вкладывали все больше и больше денег на вооружение. Основное бремя во­енных расходов несли две крупнейшие державы: США и СССР. Рост военных расходов отражался прежде всего на трудящихся двух государств. Великодержавные амбиции способствовали усилению гонки вооружении, модернизации ядерного арсенала. Это вело к расширению ядерных испытаний.

На территории Казахстана это был Семипалатинский ядерный полигон:

•Территория - на стыке трех областей: Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской.

•Первое испытание ядерного заряда было проведено 29 августа 1949 г.

•Стоимость одного экспериментального устройства и его подземное испытание среднем составляло 30 млн. рублей.

•Врачам и фельдшерам запрещалось ставить истинный диагноз умершим от рака, лейкоза и других заболеваний, связанных с ионизи­рующей радиацией. Медицинские обследо­вания в регионе были запрещены Минздравом СССР, а полученные военными медиками результаты хранились в глубокой тайне и скрывали масштабы вреда, нанесенного деятельностью ядерного полигона.

Начиная с 1962 г., стали проводиться меди­цинские обследования состояния здоровья людей, подвергшихся воздействию радиации. Министерство обороны никак не ком­пенсировало причиненный вред здоровью людей. Воздействие полигона, кроме того, отягощалось отсталостью социально-бытовых условий регион

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменения местности | Военные столкновения между СССР и Китаем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.