Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для контроля




Управление образовательными учреждениями

Аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

 

Государственная аттестация и аккредитация образовательных учреждений являются основными формами проверки и подтверждения качества образовательных услуг, оказываемых этими учреждениями.

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это юридическое признание его прав и способности осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Аккредитованные образовательные учреждения могут пользоваться печатью с изображением государственного герба РФ. Для негосударственных общеобразовательный учреждений последствием государственной аккредитации является включение в схему централизованного государственного или муниципального финансирования.

Она проводится федеральными и иными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными органами (субъектов РФ) на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Закон не предоставил право обжаловать в суд отказ в аккредитации. Однако, поскольку нет и запрета повторного обращения за аккредитацией, образовательное учреждение может повторно, но не ранее чем через 12 месяцев, обратиться с аналогичным заявлением.

Существует также общественная аккредитация образовательного учреждения, которая способствует повышению его престижа, увеличению количества обучающихся, преобразованию в нетиповое образовательное учреждение высшей категории.

Аккредитация и аттестация образовательных учреждений неразрывно связаны между собой. Аттестация всегда предшествует аккредитации. Учреждение, обращаясь за аккредитацией, должно представить соответствующему государственному органу положительное заключение о его аттестации. Порядок аттестации и аккредитации образовательных учреждений устанавливается различными нормативными актами, в зависимости от типа учреждения и реализуемых им образовательных программ. Но общая схема и принципы осуществления аттестации и аккредитации аналогичны.

Рассмотрим их на примере учреждений общего и начального профессионального образования. Их аттестация и аккредитация осуществляются в соответствии с Положением, которое было утверждено приказом Минобразования от 22 мая 1998 г. (с изменениями от 11 августа 2000 г.).

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Основными принципами ее осуществления являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Она проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

По общему правилу, аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет. Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при соблюдении названного выше условия. При этом первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по указанным ступеням образования.

Аттестация проводится государственными и муниципальными органами управления образованием. Так, Министерство образования РФ проводит аттестацию подчиненных ему образовательных учреждений, за исключением учреждений начального профессионального образования, а также российских образовательных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации. Органы управления образованием субъектов Федерации проводят аттестацию учреждений начального профессионального образования и других образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации либо могут поручить (доверить)ее осуществление органам местного самоуправления. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

Для аттестации образовательного учреждения создается аттестационная комиссия. В ее состав включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений (кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом учреждении). Образовательное учреждение представляет необходимые документы: заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения; копии устава образовательного учреждения и лицензии на образовательную деятельность; учебный план; гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации; данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет. Для того, чтобы подготовиться к процедуре внешней экспертизы, образовательное учреждение организует проведение самообследования или самоаттестации, в процессе которой осуществляется анализ всех необходимых данных, определяется соответствие условий и порядка организации образовательного процесса всем предъявляемым требованиям.

В ходе аттестации образовательного учреждения комиссия должна установить исполнение учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности (обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся; полноты выполнения основных образовательных программ), а также соответствие этим требованиям содержания, уровня и качества подготовки выпускников. Для этого осуществляется экспертиза учебных планов, образовательных программ, анализируется расписание учебных занятий, изучаются классные журналы, результаты итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению органами управления образованием.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Если учреждение реализует образовательные программы разных уровней, в заключении должны содержаться выводы о его аттестации по каждой образовательной программе.

На основании этого заключения в 2-недельный срок соответствующий орган издает приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по определенным образовательным программам. Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

На каждое образовательное учреждение формируется аттестационное дело, состоящее из документов, связанных с проведением аттестации. Оно хранится до следующего срока прохождения аттестации.

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Она может проводиться как названными выше органами, так и ведомственными органами управления образованием (в отношении находящихся в их ведении образовательных учреждений).

Методика проведения аккредитации аналогична изложенной выше применительно к аттестации. Так, первым этапом является подача образовательным учреждением заявления о государственной аккредитации с необходимыми документами (копиями заключения аттестационной комиссии; приказа о признании образовательного учреждения аттестованным; лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также сведений о данном учреждении по установленной форме). На втором этапе создается аккредитационная комиссия или коллегия. В ее состав включаются представители органов управления образованием субъекта РФ или муниципального образования, профессиональных общественных объединений, а при необходимости – представители органа, проводившего аттестацию данного образовательного учреждения. Комиссия должна установить соответствие типа, вида и категории образовательного учреждения предъявляемым требованиям на основании следующих показателей: уровня и направленности реализуемых образовательных программ; структуры классов; качества подготовки выпускников; кадрового обеспечения, информационно-технического оснащения, медико-социальных условий пребывания обучающихся и др. Основные показатели государственной аккредитации и их критериальные значения определяются приказами Минобразования для конкретных типов образовательных учреждений. Например, для учреждений среднего профессионального образования они были утверждены приказом Министерства от 1 октября 2001 г. Такие показатели разделяются на две группы: в первую включаются показатели, определяющие аккредитационный статус по типу образовательного учреждения, а во вторую – используемые для определения его вида (техникум, училище, колледж). Среди показателей первой группы можно назвать содержание и качество подготовки обучающихся, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также социальную поддержку студентов. Во вторую группу включены такие показатели, как реализуемые образовательные программы, уровень информатизации, качественный состав педагогических кадров, учебная и учебно-методическая работа.

Государственный статус учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации. В случае выявления несоответствия указанных показателей аккредитационным показателям образовательному учреждению в аккредитации отказывают.

На следующем этапе соответствующий орган управления образованием на основании представления аккредитационной комиссии принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения либо об отказе в таковой. Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление об отказе в ней с указанием его причин выдается или высылается образовательному учреждению в 2-недельный срок после принятия решения.

Законодательство устанавливает, что пересмотр государственного статуса образовательного учреждения и проведение повторной государственной аккредитации возможны по таким основаниям, как заявление образовательного учреждения, его отказ от прохождения или непрохождение аттестации в установленные сроки, признание образовательного учреждения неаттестованным, представление о несоответствии условий осуществления образовательного процесса предъявляемым к ним государственным и местным требованиям. Аналогичные последствия наступают также в случае вынесения общим собранием родителей (законных представителей) обучающихся о неудовлетворительном качестве образования; официального представления ведомственного или местного органа управления образованием либо государственной аттестационной службы субъекта Федерации.

В случае реорганизации образовательного учреждения, изменения его организационно-правовой формы или статуса, о чем учреждение обязано уведомить соответствующий орган управления образованием, свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу.

Поскольку лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений преследуют практически одинаковые цели и осуществляются в рамках аналогичной процедуры, законодательство предусматривает возможность проведения комплексной оценки деятельности образовательных учреждений. Такая оценка представляет собой процедуру повторного или очередного лицензирования, аттестации и аккредитации. Она является более эффективной в организационном плане и позволяет сократить экономические издержки. Такая процедура проводится начиная с 1 января 2000 г. в отношении высших учебных заведений, с 1 сентября 2001 г. – в отношении находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, а с 1 января 2002 г. ею охвачены также учреждения среднего профессионального образования, включая негосударственные.

Рассмотрим данный порядок на примере комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения. Как подчеркивалось выше, он основан на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Это означает, что вузу будут выданы на единый срок лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. Сокращение времени принятия необходимых решений и объема делопроизводства, финансовых затрат вуза достигается за счет проведения внешней экспертизы силами единой комплексной комиссии.

Комплексная оценка деятельности вуза проходит следующие стадии:

1. Подача вузом в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России при Минобразовании (далее - Госинспекция) заявления на включение в график для проведения аттестации, а также заявления в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации (далее - Управление) о проведении повторного лицензирования (его копия направляет также и в Госинспекцию).

2. Формирование графика проведения комплексной оценки и включение в него вуза. График доводится до сведения вуза не позднее чем за шесть месяцев до проведения комплексной оценки.

3. Формирование Госинспекцией с учетом предложений Управления комплексной комиссии, в состав которой входят подкомиссия, состоящая из специалистов по лицензионной экспертизе, и подкомиссия по аттестации и оценке аккредитационных показателей.

4. Осуществление экспертизы деятельности вуза и подготовка на ее основе трех документов: экспертного заключения о лицензировании вуза, которое направляется в Управление для подготовки распорядительного документа о лицензировании (первое направление); заключения об аттестации вуза, которое направляется в Госинспекцию для подготовки постановления по аттестации (второе направление); показатели государственной аккредитации вуза, которые направляются в Управление для подготовки материалов по аккредитации (третье направление).

5. Принятие решений. При положительной оценке деятельности вуза по первому направлению Управление готовит приказ о его лицензировании. В случае отрицательного заключения о лицензировании аттестация вуза прекращается и устанавливается срок для устранения выявленных недостатков. При положительной оценке деятельности вуза по первому и второму направлениям экспертизы он получает право подачи заявления на государственную аккредитацию. Затем Минобразование коллегиально принимает решение об аттестации учебного заведения. Если оно будет положительным, то в таком же порядке принимается решение о государственной аккредитации вуза, оформляется приказ об аттестации и государственной аккредитации, на основании чего оформляются лицензия и свидетельство о государственной аккредитации на равный срок действия.

Государственная аккредитация – это не только права образовательных учреждений, но и их ответственность. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляет государственная аттестационная служба, входящая в структуру Минобразования. Она может направить образовательному учреждению рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта.

Основаниями для рассмотрения высшим органом аттестационной службы вопроса о направлении указанной рекламации являются:

1) применительно к учреждению, реализующему общеобразовательные программы – решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся и официальное представление отделения аттестационной службы по месту его нахождения;

2) применительно к учреждению, которое реализует профессиональные образовательные программы – решение общего собрания обучающихся и официальное представление государственной службы занятости населения.

Решение о направлении рекламации или об отклонении требований заявителей принимается высшей аттестационной службой и сообщается им в месячный срок. Отказ в удовлетворении требования заявителей может быть обжалован в судебном порядке. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически лишает образовательное учреждение государственной аккредитации. Возобновление аккредитации осуществляется в указанном выше порядке.

 

Основным субъектом отношений, возникающих при организации и осуществлении образовательного процесса, является образовательное учреждение. Законодательство закрепляет принцип самостоятельности образовательного учреждения в решении целого ряда вопросов, например, в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иных сферах деятельности.

Полномочия образовательного учреждения можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, в какой сфере они осуществляются

1. Полномочия в области финансового и материального обеспечения образовательного процесса. Образовательное учреждение в пределах собственных финансовых средств осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Оно может привлекать также дополнительные источники финансовых и материальных средств, в том числе банковские кредиты и ежегодно должно отчитываться перед учредителем и общественностью о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

2. Полномочия в области кадрового обеспечения образовательного процесса. Образовательное учреждение устанавливает структуру управления, утверждает штатное расписание, распределяет должностные обязанности, осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квалификации; устанавливает ставки заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств, а также надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования.

3. Полномочия по организационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Для этого оно разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательные программы и учебные планы, рабочие учебные программы курсов и дисциплин, годовые календарные учебные графики. Оно осуществляет выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, проводит текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, организует и совершенствует методическое обеспечение учебного процесса, содействует деятельности учительских (педагогических) и методических объединений.

4. Нормотворческие полномочия образовательного учреждения реализуются им при разработке и принятии локальных нормативных актов, необходимых для организации его деятельности, в первую очередь – образовательного процесса. К числу таких актов относятся устав образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка и др.

5. Полномочия по формированию контингента обучающихся и реализации их прав в области образования. Образовательное учреждение, как правило, самостоятельно формирует контингент обучающихся (воспитанников) в пределах оговоренной лицензией квоты, осуществляет контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительного материального обеспечения и льгот; обеспечивает надлежащие условия содержания воспитанников (в образовательном учреждении интернатного типа); создает условия для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, обеспечивает контроль за их работой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.

Для надлежащего осуществления указанных полномочий необходимо формирование структуры управления образовательным учреждением, которая позволяла бы добиваться намеченных целей и была бы эффективна.

Основные принципы организации управления образовательным учреждением закреплены в Законе об образовании. Особенности структуры управления, характерной для образовательных учреждений того или иного типа, устанавливаются в Типовых положениях о них. И, наконец, управление конкретным образовательным учреждением осуществляется органами, которые формируются в соответствии с его Уставом.

Закон разграничивает управление государственными (муниципальными) и негосударственными образовательными учреждениями. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание и др. Порядок формирования совета образовательного учреждения фиксируется в Уставе, а для учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования – в Типовых положениях о них. Например, в состав совета среднего специального учебного заведения входят директор или начальник (по должности), а также представители всех категорий работников, обучающихся, заинтересованных организаций, избранные на общем собрании или конференции учреждения. Срок полномочий совета не может превышать 5 лет. По требованию не менее половины членов совета, как и в других случаях, предусмотренных уставом, могут проводиться досрочные выборы. Ученый совет вуза является выборным представительным органом. В его состав входят ректор, проректоры, а также по решению ученого совета – деканы факультетов. Остальные члены совета избираются на общем собрании (конференции) вуза путем тайного голосования. Количественный состав ученого совета определяется уставом вуза. Нормы представительства в ученом совете от структурных подразделений и обучающихся определяются ученым советом. Они считаются избранными, если за них проголосовало не менее 50 % присутствующих на собрании при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета вуза объявляется приказом ректора. Срок полномочий ученого совета вуза не может превышать 5 лет.

В уставах вузов порядок избрания ученых советов, а также их полномочия определяются более четко. Так, например, в соответствии с Уставом Омского государственного университета (ОмГУ) общее руководство университетом осуществляет ученый совет в количестве 50 человек, в который входят по должности ректор, являющийся председателем ученого совета, и проректоры, а остальные члены совета избираются на конференции работников и обучающихся путем тайного голосования. Нормы представительства от структурных подразделений и от обучающихся определяет сам ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет. Возможны досрочные выборы его членов (по требованию не менее половины членов совета, в случае выбытия из его состава более одной трети членов и т. д.). Ученый совет рассматривает наиболее важные вопросы деятельности вуза. Он утверждает правила приема, предлагает для рассмотрения Минобразования план и структуру приема обучающихся в университет, принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации и переименовании факультетов, кафедр и других структурных подразделений, а также об открытии новых направлений или специальностей подготовки. В полномочия совета входят также утверждение тематических планов научно-исследовательских работ, проведение конкурсного отбора научно-педагогических работников подразделений, не имеющих ученого совета, лиц, впервые участвующих в конкурсном отборе на замещение должности профессора.

Работа ученого совета осуществляется в соответствии с принимаемым им Регламентом. Решения ученого совета подписываются ректором. Решения нормативного характера вступают в силу после их официального опубликования в газете «Омский университет» в соответствующие сроки, иные решения – после подписания ректором.

В образовательных учреждениях могут создаваться и другие органы самоуправления. Например, в учреждениях среднего или высшего профессионального образования это могут быть учебно-методические советы, которые в первую очередь занимаются вопросами методического обеспечения учебного процесса, принимают решения об издании учебных пособий и иных учебно-методических материалов, обсуждают ученые планы и образовательные программы. В вузах большая роль отводится также научно-техническим советам, которые координируют научно-исследовательскую работу факультетов и кафедр, контролируют деятельность по подготовке научных и научно-педагогических кадров и т. д.

В последние годы в большинстве образовательных учреждений были созданы попечительские советы, деятельность которых направлена на совершенствование деятельности учреждения, привлечение дополнительных финансовых ресурсов, решение других насущных проблем. Положение о попечительской совете образовательное учреждение разрабатывает и принимает самостоятельно. За основу при этом можно брать примерные положения. Так, Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения было утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. В его состав могут входить как участники образовательного процесса, так и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свои полномочия на безвозмездной основе. Совет содействует привлечению внебюджетных средств, улучшению условий труда педагогических и иных работников, организации конкурсов, массовых мероприятий, совершенствованию материально-технической базы и т. д. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательной школы-интерната, образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было рекомендовано в качестве образца письмом Минобразования от 27 марта 1996 г. Попечительским советам этих учреждений предоставлены более широкие полномочия по созданию условий обучения и быта для воспитанников, содействию их трудоустройству после окончания учреждения и получения ими дополнительного образования.

Отдельные формы самоуправления в образовательных учреждениях общего и профессионального образования могут различаться между собой. Например, для общеобразовательного учреждения характерно так называемое «раздельное» самоуправление педагогов, учащихся, а также родителей или иных законных представителей обучающихся. В частности, органами педагогического самоуправления являются педагогический совет школы, методический совет (объединение). Структура ученического самоуправления в школе может включать в себя школьное ученическое собрание как высший орган самоуправления. Оно собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год в составе учащихся 5-11 классов и решает наиболее важные вопросы (формирует органы самоуправления учащихся, рассматривает и утверждает локальные нормативные акты, регламентирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе и др.). Решения школьного собрания (или конференции) принимаются большинством голосов. Заседания и собрания правомочны, если в них участвует не менее половины членов коллектива или делегатов. Решения школьного собрания должны быть обязательны для учащихся. Отменить или изменить их может только само собрание, в том же порядке, в котором они были приняты. В период между собраниями высшим органом ученического самоуправления является школьный ученический совет, который координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, поддерживает дисциплину и порядок в школе, организует соревнование между классами и т. д. По аналогичной схеме строится самоуправление в классах (классное собрание, совет класса, староста класса и др.). В нынешних условиях трудно переоценить роль родительского самоуправления в организации деятельности школы, в учебно-воспитательном процессе. Органами родительского самоуправления являются школьное и классное родительские собрания, школьный и классный родительские комитеты. Органы родительского самоуправления участвуют в обеспечении благоприятных условий организации учебного процесса, в организации питания, внеклассной работы с детьми, тем самым оказывая весомую поддержку педагогическому коллективу[67].

Если названные выше структуры представляют собой органы самоуправления отдельных участников образовательного процесса, то общешкольное собрание, совет школы, общеклассное собрание и классный совет являются органами совместного управления, «соуправления». Они призваны обеспечивать достижения компромисса, выработку и принятие согласованных решений, соответствующих интересам всех участников учебно-воспитательного процесса. К сожалению, органы школьного самоуправления создаются и действуют не во всех школах. Поэтому представляется целесообразной разработка Министерством образования методических рекомендаций по организации самоуправления в общеобразовательных учреждениях, которые могли бы применяться на практике.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет директор (заведующий, ректор) или иной руководитель. Он может быть избран коллективом самостоятельно или после согласования кандидатуры с учредителем, либо с ее последующим утверждением учредителем. Руководитель учреждения также может быть назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето либо без такового или нанят учредителем. В гражданских вузах назначение ректоров не допускается. Руководителям запрещается совмещение двух руководящих должностей внутри образовательного учреждения или вне его. Кроме того, должностные обязанности руководителей образовательных учреждений не могут исполняться по совместительству.

Так, согласно Уставу Омского государственного университета, непосредственное управление университетом осуществляет ректор, избираемый на 5 лет тайным голосованием на конференции работников и обучающихся по результатам обсуждения программ претендентов. Избранным считается лицо, за которое проголосовали более половины присутствующих на конференции делегатов. Должность ректора может замещаться лицом, не достигшим 65 лет. По представлению ученого совета университета Министерство образования вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста 70 лет.

По аналогичной схеме осуществляется в высших учебных заведениях управление факультетом (совет факультета и декан) и кафедрой (заседание кафедры и заведующий кафедрой). Эти вопросы могут регулироваться в Положениях о факультете и о кафедре, которые разрабатываются и принимаются вузом самостоятельно.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно сам учредитель или, по его поручению, попечительский совет, им формируемый. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления, процедура назначения или выборов руководителя определяются по согласованию с коллективом и фиксируется в уставе.

 

1. Составьте схему, отражающую взаимодействие органов управления образованием.

2. Как разграничиваются полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области образования?

3. Существуют ли различия в порядке лицензирования образовательной и других видов деятельности?

4. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных учреждений?

5. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательного учреждения?

6. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

7. Чем отличается управление государственным (муниципальным) образовательным учреждением от управления негосударственным образовательным учреждением?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.