Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость международного сотрудничества в области глобального природопользования




Организация управления природопользованием

Деятельность по рационализации природопользования и охране окру- жающей среды требует специальной организации. Для этого необходим незави- симый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, спо- собный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. — Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. — Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны ок-


ружающей среды и природных ресурсов России. В 1988 г. были созданы и соответствующие областные и городские комитеты по охране приро- ды.

Главными задачами указанного министерства являются:

— контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов;

— разработка предложений по рационализации природопользования;

— утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением;

— руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги;

— распространение экологических знаний среди населения;

— государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов;

— организация экологического мониторинга.

Помимо государственных существуют и международные органы управ- ления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).

 

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического рав-

новесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная необходимость сотрудничества всех стран в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы.


Приложение 1

Классификация природных (естественных) ресурсов по источникам и местоположению (Реймерс, 1990)

 

Классификация единицы Примечание
1.Энергетические ресурсы Любые источники механической, химической и физической энергии, естественные и искусственно активированные
А. Участвующие в постоян- ном обороте и потоке энер- гии  
1.1.Солнечная энергия Солнечное излучение и все энергетические процессы, вы- званные им: энергия ветра, волн, морских течений, теплота воздуха, разница температур поверхностных и глубинных слоев воды и т.п.
1.2.Космическая энергия Все виды космических излучений
1.3.Энергия морских прили- вов и отливов Энергия, возникающая под воздействием силы притяжения Луны на океанскую поверхность
1.4.Геотермальная энергия Энергия глубин Земли. Могут быть использованы естест- венные выходы геотермальных вод, скважины для получе- ния таких вод, а также энергия нагревания закачиваемых в глубины газов и жидкостей
1.5.Гравитационная энергия и энергия давления Потенциальная и кинетическая энергия воздуха, воды и гор- ных пород (энергия относительного положения тел, давле- ния, разности давлений, сейсмоэнергия и т.д.)
1.6.Атмосферное электриче- ство Пока не используется на практике
1.7.Земной магнетизм Как источник энергии пока не используется
1.8.Энергия спонтанных хи- мических реакций и естест- венного атомного распада То же. Искусственно активированный атомный распад ис- пользуется в АЭС
1.9.Биоэнергия Все формы энергии, получаемой от живых организмов и в результате переработки их тел или продуктов жизнедеятель- ности — от сжигания дров до получения технического спир- та и биогаза
1.10.Вторичные формы энер- гии Отходящее тепло, электромагнитные и радиационные отхо- ды, горючие твердые отходы и т.п.
Б. Депонированные энерге- тические ресурсы  
1.11.Нефть
1.12.Природный газ
1.13.Уголь
1.14.Сланцы Включая так называемую микронефть — битумоподобные вещества
1.15.Торф
В. Искусственно активиро- ванные источники энергии  
1.16.Атомная энергия Получаемая в результате расщепления атомного ядра
1.17.Термоядерная энергия Получаемая в ходе слияния более легких атомных ядер в более тяжелые (энергия управляемого термоядерного синте- за)

 

2.Атмосферные газовые ресурсы 2.18.Ресурсы отдельных га- зов атмосферы 2.19.Газовые составляющие гидросферы   2.20.Газовые составляющие почвы 2.21.Озоновый экран 2.22.Фитонциды и др. био- генные летучие вещества   2.23.Ионный состав атмо- сферы 2.24.Газовые загрязнения   Особое значение имеют озоновый экран, О2 и СО2   Газы, растворенные в воде. Обычно они не рассматриваются как ресурсы, но в случае рыбных заморов приобретают такое значение Почвенный воздух, необходимый для дыхания корней рас- тений   Еще очень слабо освоенная людьми ресурсная группа, со- ставляющая важное условие для сохранения здоровья чело- века Тяжелые и легкие ионы, определенная концентрация и соот- ношение которых предпосылкой сохранения здоровья людей Группа "антиресурсов", т.е. агентов, обесценивающих дру- гие ресурсы. В тоже время многие газовые выбросы могут быть вовлечены в процесс производства
3.Водные ресурсы 3.25.Атмосферная влага 3.26.Океанические (морские воды)   3.27.Континентальные водо- емы 3.28.Водотоки 3.29.Временные малые замк- нутые водоемы     3.30.Влага, связанная в рас- тениях и животных 3.31.Жидкие поверхностные загрязнители   3.32.Гидрогеологические ресурсы 3.33.Почвенная влага 3.34.Глубинные жидкие за- грязнители   В настоящее время стали ограниченным ресурсом в связи с их загрязнением. Особенно важна поглотительная способ- ность морских вод, напр., способность антропогенной угле- кислоты растворяться в них Воды озер, водохранилищ, прудов: пресные, солоноватые и соленые Реки, ручьи, поверхностный и грунтовый сток Лужи, мелководные пересыхающие озера, прочие неболь- шие временные бассейны. Их особое ресурсное значение возникает в связи с тем, что они служат водопоями для ди- ких животных, местами для выплода беспозвоночных жи- вотных, роста водной растительности т.п. Особое ресурсное значение имеет в аридных регионах   От загрязнений в обычном смысле слова до лишней воды в природных экосистемах. «Антиресурсы», как и газовые за- грязнения Подземные воды — грунтовые и глубинные   Свободная и связанная (молекулярная) вода в почве Естественно просачивающиеся, искусственно закачиваемые и возникающие в результате цепных химических реакций. Могут быть использованы как ресурсы и нежелательны как «антиресурсы»
4.Ресурсы литосферы   А. Почвенно-земельные 4.35.Почва Вся группа естественных ресурсов, связанных с доступной человеку земной толщей   Естественное образование, возникшее в результате взаимо- действия организмов, атмосферного воздуха, природных вод, геологических пород в условиях различных широты

 

  4.36.Подпочвы (грунты) и горные (материнские) поро- ды   4.37.Криогенные субстраты   4.38.Почвенные загрязнения   4.39.Эрозия почв Б. Геоморфологические 4.40.Геоморфологические структурные ресурсы 4.41.Геоморфологические пространственные ресурсы 4.42.Геологические глубин- ные ресурсы   В. Неэнергетические мине- ральные ресурсы 4.43. Металлические руды 4.44. Неметаллические руды 4.45. Нерудные ископаемые, в том числе руководящие ископаемые местности, климата, рельефа, характера растительности Слои литосферы, лежащие ниже горизонта почвообразова- ния или выходящие на земную поверхность, но лишенные явных признаков жизни. Служат субстратом для почвообра- зования на суше и ареной жизни на дне океанов Главным образом ледники и многолетняя мерзлота северных широт и высокогорий Преимущественно засоление и подкисление почв, а также загрязнение ее тяжелыми металлами и нефтью. Группа «ан- тиресурсов» «Антиресурс»   Условия ведения хозяйства, связанные с геоморфологиче- ским положением местности Условия ведения хозяйства, возникающие в связи с особым географическим положением Условия ведения хозяйства, связанные с сейсмичностью, угрозой оползней и др. геологическими процессами. Гл. обр. «антиресурсы»   — — Полезные включения, не сосредоточенные в определенной горной породе или очень рассредоточенные в ней
5. Ресурсы растений- продуцентов 5.46. Генетико-видовой со- став растительности 5.47. Биомасса растений 5.48. Первичная продуктив- ность 5.49. Хозяйственно ценная продукция растительности   5.50. Системно- динамические качества фи- тоценозов 5.51. Очистительная способ- ность растений 5.52. Ботанические «загряз- нители»   Виды растений, сохранность которых обеспечивает совре- менный облик экосистем планеты — —   Ее производительность, зависящая от первичной продуктив- ности и хозяйственных приемов выращивания (агротехники, селекции и др.). —   —   Вредные для хозяйства интродуценты. «Антиресурс»
6. Ресурсы консументов 6.53. Генетико-видовой со- став консументов 6.54. Биомасса консументов 6.55. Вторичная биологиче- ская продуктивность 6.56. Хозяйственная произ-   Виды животных и растений-консументов, играющие роль регуляторов в экосистемах — —   —

 

водительность консументов 6.57. Системно- динамические качества кон- сументов 6.58. Роль консументов (осо- бенно животных) как сани- таров, опылителей растений, поглотителей химических веществ и т.п. 6.59. Консументные «загряз- нители»   Их роль в экосистемах как управляюще-регулирующей под- системы   Она особенно возрастает в ресурсном отношении в связи с усилением влияния человека на природу     Аналогичны ботаническим «загрязнителям». «Антиресурс»
7. Ресурсы редуцентов 7.60. Генетико-видовой со- став редуцентов 7.61. Биомасса редуцентов 7.62. Физико-химическая активность редуцентов 7.63. Системно- динамические качества ре- дуцентов в экосистемах 7.64. Микробиологические (включая вирусные) загряз- нения   —   — Их деятельность, обеспечивающая разложение органических тел до минеральных веществ Их взаимосвязь, обеспечивающая успешность физико- химической активности   Помимо организмов, вызывающих известные заболевания, в том числе пандемии (напр., грипп) этот «антиресурс» вклю- чает новые заболевания, ранее не наблюдавшиеся (напр., болезнь легионеров)
8. Климатические ресурсы 8.65. Естественные климати- ческие ресурсы 8.66. Видоизмененные кли- матические ресурсы (местно- го климата)   —   Климатические показатели, измененные гл. обр. с помощью технических устройств (в том числе непреднамеренно, напр., климат городов) и агролесомелиорации
9. Рекреационно- антропоэкологические 9.67. Ресурсы природной среды оптимума повседнев- ных жизненных условий че- ловечества 9.68. Ресурсы отдыха 9.69. Лечебные природные ресурсы 9.70. Природно-очаговые заболевания и трансмиссив- ные болезни Природные условия жизни людей и ресурсы отдыха в при- роде —     — Природные агенты, оказывающие на человека лечебное воз- действие Группа «антиресурсов», подобная загрязнениям, но в неко- торых случаях связанная с естественным физическим и хи- мическим фоном (нехватка йода в природе ведет к зобу, аномальное количество фтора — к кариесу зубов и т.п.)
10. Познавательно- информационные ресурсы   10.71. Природно-эталонные ресурсы Те объекты и явления природы, которые позволяют людям составить представление о нынешнем и прошлом состоянии планеты, а также прогнозировать ее будущее Нетронутые природные образования (заповедники, опорные геологические разрезы, палеонтологические захоронения и т.п.), позволяющие судить о естественном состоянии приро- ды, датировать отложения, расшифровывать геологическую

 

 

10.72. Природно- исторические познавательно- информационные ресурсы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.