Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение социально-экономической системы предприятия и факторы ее образующие

 

Внешняя среда – это окружающая предприятие рыночная среда, с субъектами которой предприятие вступает в прямые или косвенные социально-экономические отношения (взаимодействия). Внешняя среда прямо или косвенно воздействует на внутреннюю среду предприятия. Косвенные отношения характерны для субъектов общей внешней среды – это, например, СМИ, общественные организации. К факторам и условиям косвенного воздействия внешней среды относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, политические, экологические и природно-климатические.

Прямые отношения характерны для внешней (рыночной) рабочей среды. Внешняя (рыночная) рабочая среда – это система субъектов – юридических и физических лиц, которые являются сторонами экономической деятельности и рыночных отношений.

К субъектам рыночной рабочей среды (субъектам прямого взаимодействия) относятся:

Клиенты – покупатели продукции и услуг предприятия.

Поставщики – это хозяйственные субъекты, обеспечивающие предприятие материально-техническими, энергетическими и другими ресурсами, необходимыми для производства товаров или услуг.

Партнеры – субъекты, находящиеся с предприятием в различных формах интеграции и кооперации и реализующие вместе с ним общую экономическую цель на договорных условиях.

Инвесторы субъекты (юридические и физические лица), совершающие вложение капитала в предприятие на правах собственности в условиях риска.

Кредиторы – субъекты (юридические и физические лица) кредитных отношений, предоставляющие заемные ресурсы на условиях возвратности, срочности и платности, перед которыми предприятие имеет имущественные обязательства.

Посредники субъекты(юридические и физические лица),помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов на договорных условиях.

Конкуренты – хозяйствующие субъекты – соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли на конкурентном рынке.

Профсоюзы и государство в виде органов законодательной, исполнительной и судебной (арбитражной) власти.

Конечная цель предприятия в рыночной среде – удовлетворение потребностей клиентов.

Системой управления предприятия в рабочей рыночной среде является маркетинг.

Граница между внешней (рыночной) рабочей средой и внутренней средой предприятия обусловлена наличием рыночного (ценового) механизма и рыночных отношений предприятия с субъектами рынка.

Внутренняя среда предприятия – это система его потенциала в виде совокупности экономических ресурсов (средств производства - орудий и предметов труда, а также персонала) и возможностей предприятия. Потенциал предприятия реализуется в различных бизнес-процессах.

Совокупность бизнес-процессов (различной деятельности) предприятия включает в себя:

- производственную деятельность и производственные процессы, которые состоят из организационно-технологических и организационно-экономических процессов;

- маркетинговую деятельность;

- финансовую деятельность;

- инвестиционную деятельность

- НИОКР;

- управленческую и административную деятельность;

- внутреннее предпринимательство.

Элементы потенциала и процессы включаются в систему, если между ними есть связи (отношения).

Система управления во внутренней среде предприятия называется менеджментом.

Первичным элементом (субъектом) социально-экономической системы является индивид с его потенциалом и интересами во всей совокупности его социальных и экономических связей (отношений). Особенность индивида как первоэлемента состоит в том, что он, участвуя в функционировании предприятия на различных уровнях управления, предопределяет функцию, цель, размер, время существования и структуру системы.

Основная функция социально-экономической системы (назначение ее функционирования) на всех уровнях национальной экономики состоит в обеспечении условий, которые благоприятствуют реализации социально-экономических интересов ее субъектов.

Определение структуры (состава и связей) системы, ее подсистем и компонентов с позиции индивида следует понимать в том смысле, что человек, выстраивая свое поведение через целеполагание, кооперируется с другими субъектами по общности интересов, тем самым он структурирует экономические отношения, в которые вступает. Структурирование отношений индивид осуществляет так, чтобы ослабить, согласовать или, наоборот, усилить противоречия интересов субъектов, а также устранить конфликт между целью и функцией системы.

Основными системообразующими факторами предприятия являются:

- идея функционирования;

- социально-экономические функции;

- цели;

- задачи;

- экономические размеры;

- время существования;

- социально-экономическая структура.

Идейная сущность предприятия представляется следующими категориями управления:

- социально-экономической миссией предприятия;

- принципами функционирования (управления, развития и сохранения);

- механизмами – способами регулирования и согласования социально-экономических интересов субъектов производственных отношений.

Основные функции предприятия определяются общественным разделением труда и состоят:

- в обслуживании потребителей и удовлетворении их потребностей в конкретных товарах или услугах;

- в кооперации (интеграции) социально-экономических интересов субъектов деятельности предприятия;

- в институциональной функции – обеспечении таких благоприятных условий (правил игры) для производственных отношений субъектов во внутренней и внешней (рыночной) среде предприятия, которые позволят максимально удовлетворить частные экономические интересы его участников.

Функции и цели предприятия диалектически связаны, но не тождественны. Цели предприятия выражают социально-экономические интересы ее субъектов: собственников, менеджеров, работников, кредиторов, партнеров, потребителей и других.

Наиболее типичными являются следующие цели предприятия:

- максимальное удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах;

- максимизация массы или нормы прибыли (принята неоклассической экономической теорией как основная цель предприятия);

- максимизация рыночной доли фирмы;

- рост и расширение деятельности предприятия (максимизация продаж) на отраслевом и других рынках;

- максимизация капитализации предприятия;

- достижение рыночной экономической власти.

В общем смысле цель функционирования любого предприятия сводится к конечному результату в виде какого-либо материального, информационного продукта или услуги, которые имеют спрос на рынке.

Размер предприятия определяется:

- зависимостью экономических ресурсов на входе от платежеспособного спроса на выходе системы предприятия;

- целью функционирования и развития;

- рисками и экономией на транзакционных затратах;

- эффектом масштаба производства;

- устойчивостью к внешним изменениям, в особенности к изменениям структуры отраслевого рынка;

- степенью рыночной кооперации и интеграции.

Время самодостаточного существования предприятия как системы ограничено функциями, целями, степенью интеграции интересов его субъектов, относительной стабильностью условий (институтов) и способностью адаптироваться к их изменениям.

Условия социально-экономической системы задаются «институтами» (правилами игры), регулирующими поведение и взаимодействия субъектов.

Модель производственных управленческих отношений субъектов предприятия, основанную на свойстве иерархичности системы, можно свести к модели двусторонних вертикальных отношений:

- один субъект является внешней стороной (воздействующей надсистемой), то есть задающей регулирующие условия с учетом интересов надсистемы;

- другой субъект является внутренней стороной (реагирующей системой), приспосабливающейся к установленным условиям (правилами игры) через выбор оптимального поведения с позиции своих интересов.

Системообразующие факторы предопределяют социально-экономический потенциал предприятия, то есть достаточность его ресурсов и возможностей для достижения оперативных, тактических и стратегических целей.

Ограниченность потенциала системы предприятия проявляется в ограниченности возможностей реализации коллективного, индивидуальных и групповых социально-экономических интересов ее субъектов.

Таким образом, только предприятие как ключевая подсистема национальной экономики наиболее полно выполняет общесистемную функцию – быть центром притяжения и реализации социально-экономических интересов субъектов рынка. В этом и заключается его стабилизирующая, центральная роль в национальной экономике.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
SWAP аргумент_n, аргумент _m | Общие цели и система интересов субъектов предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.