Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монопольная цена и монопольная прибыль




Конкуренция и монополия

Конкуренция вытекает из монополии, а монополия – из конкуренции. Монополия конкуренцию не уничтожает, а изменяет. Конкуренция и монополия образуют противоречивую пару: каждый капитал конкурирует с другими для получения средней и избыточной прибыли, так одна группа предприятий пытается создать и сохранить монополию, другие – разрушить в то время, когда желают войти в тот сектор экономики, где большие доходы.

С развитием монополии, под её воздействием, конкуренция изменяет формы, так как меняется структура – на место мелких предприятий приходит одно большое объединение:

1) Совершенная конкуренция существует в немонополистическом секторе, представлена мелким и среднем бизнесом.

Характеристика:

v много мелких производителей и продавцов;

v однородная продукция;

v отсутствие контроля над ценами.

2) Несовершенная конкуренция:

š монополия: продукты производятся и продаются одним производителем; высокая степень контроля над ценами. Монополия устанавливает цену при которой прибыль максимальна. Монопольные цены ограничены доходами и количеством товаров – заменителей;

š дуополия: два продавца на рынке, однородная продукция, частичный контроль над ценами;

š олигополия: ограниченное число фирм, продукция дифференцирована (разнообразна); частичный контроль над ценами, координация ценообразования;

š монопольная конкуренция с дифференциацией продукта: много производителей, существенные различия продукции (реальные различия и мнимые); слабый контроль над ценами (дифференциация продукции позволяет «привязать» потребителя к товару и влиять на цену), используется реклама.

3) Ценовая конкуренция. (разница цен). Оказывает меньшее влияние на рынок, характерна для ограниченного количества товаров и рынков;

4) Неценовая конкуренция. Основана на качестве ассортимента, рекламе, сервисе. Связана с научно-техническими открытиями, борьбой за государственные заказы (они обычно имеют большой объём, а значит, стабильный доход на некоторое время), за государственную поддержку бизнеса.

 

Монополия модифицирует (изменяет) механизм ценообразования.

Свободноеценообразование предполагает:

Ó взаимодействие спроса и предложения;

Ó неизвестность потребителя;

Ó отсутствие информации о спросе и уровне цен.

Монопольное ценообразование:

T возникает возможность изучения и прогнозирования спроса;

T известность покупателя;

T использование различных цен для максимизации доходов;

Закон стоимости действует в модифицированном виде в условиях монополии.

Монопольные цены:

1) монопольно высокие (например, для реализации продукции монополии);

2) монопольно низкие.

T приобретение товаров у других фирм;

T монопольная реализация себя в получении монопольно высокой прибыли.

Монопольная прибыль – модификация избыточной прибавочной стоимости; более общее определение: форма перераспределения части общественного продукта.

Монопольная цена включает:

1) издержки;

2) среднюю прибыль;

3) добавочную прибыль;

4) монопольную сверхприбыль.

2,3,4 образуют монопольную прибыль.

Добавочная прибыль – форма избыточной прибавочной стоимости, отражающая преимущество монополии в научно-технической, информационной, технологической сферах.

Монопольная сверхприбыль – реализация монопольного положения в производстве, сбыте, финансах.

Немонополистический сектор – совокупность мелких и мельчайших, средних предприятий и фирм.

Отраслевая принадлежность: торговля, с/х, сфера услуг, промышленность.

Мельчайшие предприятия: занятость 1 – 4 человека, основаны на личной собственности, личный труд и семьи, управление и труд совмещены.

Мелкие: до 100 человек, основа: объединённая собственность и наёмный труд, труд отделяется от управления.

Средние: более 100 человек, объединение нескольких предприятий, акционерная форма собственности, отделение общего управления (менеджер) от профессионального (мастер).

Немонополистический сектор зависит от крупного бизнеса.

Сателлиты – фирмы, находящиеся в производственной и финансовой зависимости от крупного бизнеса.

Виды:

1) дилеры – посредники, сбывающие продукцию монополии на комиссионной основе;

2) субподрядчики – фирмы или предприятия, специализирующиеся на производстве продукции для крупных фирм.

Роль мелкого бизнеса:

1) обеспечение занятости;

2) внедрение нововведений;

3) развитие сферы услуг;

4) развитие информационных технологий;

5) стимулирование роста экономики.

Проблемы мелкого бизнеса:

1) нестабильность;

2) незащищённость (экономическая: проблемы льгот; правовая, бюрократия).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.