Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спарта и Афины




В 7 веке до н. э. расцвет Эллады продолжался. В это время самыми важными городами стали Спарта и Афины. Спарта находилась вдали от моря, в долине небольшой реки Эврот — на полуострове Пелопоннес. Спартанцы, захватив эту зем­лю, подчинили местные племена и превратили их в крепостных крестьян — илотов. Спартанцы считали достойным занятием только войну. Они были храбрыми, упорными, дисциплинированными воинами и име­ли хорошее вооружение: копья, мечи, щиты, шлемы, панцири, боевые колесницы. Город Спарта не имел крепостной стены: его жители считали себя непобедимыми в открытом поле и наводили страх на всех соседей. Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. До своего совершеннолетня, которое наступало в 30 лет, он бывал дома только по праздникам, как гость. В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться. Женщины-спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они получали спортивную подготовку наравне с мужчинами и нередко соревновались в общегреческих играх, посвя­щенных богине Гере (в Олимпийских играх участвовали только муж­чины). Спартанки властвовали в доме, пока мужчины занимались военным делом. Они сами воспитывали своих дочерей до замужества, а сыновей — до семилетнего возраста, когда мальчики переселялись в военные лагеря. Граждане Спарты не имели права владеть золотой или серебряной монетой, заниматься торговлей или ремеслом (кроме мастсров-оружейников); их земли обрабатывали илоты. Поэтому Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого.

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с 8 по 3 век до н. э. Во главе государства стояли два царя-полководца из разных родов и совет из 30 старейшин (ге­ронтов}, который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев. Был еще неболь­шой совет эфоров — они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте. Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных земледель­цев. Переход из одной касты в другую был невозможен: за преступ­ление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец-грек (периэк) не мог войти в касту воинов-спартанцев, за редчайшим, из ряда вон выходящим исключением.

Афины отличались от Спарты тем, что здесь главными занятиями были не земледелие и война, а ремесло и торговля. Афиняне были искусными мастерами в обработке бронзы и железа, в гончарном деле и каменном строительстве, в мореплавании и кораблестроении. Афинские земледельцы выращивали мало зерна, но много винограда и оливковых деревьев. Вино и оливковое масло были важными пред­метами экспорта, а зерно афиняне покупали в других странах, где были более плодородные земли,— в Египте и Причерноморье. Без морской торговли Афины не могли существовать, поэтому афинские правители всегда стремились иметь самый мощный флот. Афины часто враждовали с другими городами Эллады за власть па море, за контроль над портами и островами Эгейского моря. Городская жизнь требовала от большинства афинян хорошего понимания «механики» торговых дел, ориентации во внешней пол­итике, умения быстро понять, чего хотят другие граждане, просто и четко объяснить им свою точку зрения. Поэтому высоко ценилось ораторское искусство, которому начинали обучать детей в школах наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями. (Из Афин к нам пришли слова: «политика», «стиль» (палочка для письма), «оратор».) До начвла 6 века до н. э. в Афинах не было законов, обязательных для всех граждан. В это время родовая знать решала все городские дела, не советуясь с большинством населения. Такая система прав­ления называется аристократией (властью лучших). Простой народ (демос) был подавлен: многие бедняки попадали за долги в рабство наряду с купленными рабами-чужеземцами. В 594 году до н. э. аристократы почувствовали, что назревает восстание. Тогда они вручили власть Солону (известному воину, поэту и оратору), чтобы он провел реформу в государстве.

Реформа Солона отменила долговое рабство. Долги малоимущих афинян были отменены, а все граждане были разделены на четыре разряда поих богатству и по обязанностям перед государством. Все граждане были обязаны служить в армии. Но бедняки слу­жили в легкой пехоте или на флоте, а богатые — в тяжелой пехоте или в коннице (вооружение они покупали за свой счет). Самые богатые аристократы снаряжали военные корабли. Они могли также быть стратегами (полководцами), судьями и занимать другие вы­сокие посты. За исполнение государственных обязанностей афиняне получали небольшую плату и были обязаны ежегодно отчитываться перед народным собранием об итогах своей работы и о произведенных расходах. Если народ был недоволен правителем или в казне обна­руживалась недостача, то правителя могли сместить с должности, заставить заплатить из его личных средств и даже изгнать из Афин. Такая система правления называется демократией (властью народа). Именно в условиях демократии в 6—5 веках до н. э. Афины стали самым богатым, красивым и славным городом Греции. Здесь каждый гражданин старался работать лучше, чтобы стать богаче и получить больше гражданских прав. Он не боялся быть проданным в рабство за долги, даже если ему не повезет, и он разорится. Знать и богачи Афин стремились занять высшие посты в государ­стве, чтобы руководить общенародными предприятиями. Так они могли в случае удачи получать большую выгоду, а при неудаче — сохранять контроль над демосом, не допуская народных восстаний. Почти все афиняне враждебно относились к рабам, не считали их за людей, хотя многие рабы были греками из других городов, попавшими в рабство на войне или за долги. Только военная мощь государства позволяла афинянам не бояться восстаний своих рабов и смело защищать интересы афинских граждан в спорах с жителями других городов Эллады. В Афинах жило много приезжих греков — метеков, привлечен­ных богатой и культурной жизнью афинян, среди которых было много искусных ремесленников, художников и поэтов, артистов и ученых. Их труд и творчество приносили большую пользу городу, но они не имели полных гражданских прав. Афиняне очень редко давали такие права приезжим — только за особые заслуги в деле защиты или прославления Афин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.