Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европа в X -- XI вв




В первой половине X в. мадьяры обосновались на территории бывшей римской провинции Паннония, в среднем течении Дуная. Победить конные войска венгров было труднее. Это сумел сделать в 955 году германский король Оттон I (936—973) на реке Лех возле Аугсбурга. В 962 году папа короновал Отгона I как «императора Запада». Так возникла Священная Римская империя германской нации, основанная потомками тех самых германцев, которых Карл Великий покорил (ее также называют Римско-Германской империей).

Империя Оттона I оказалась долговечнее, чем империя Карла. Дело в том, что развитие феодализма в Европе ускорилось: родовое землевладение исчезало, повсюду строились частные замки (еще деревянные) профессиональных воинов — рыцарей, которым король раздавали окрестные деревни в управление и кормление. В конце Х века норманны и мадьяры крестились и образовали свои государства, их правители получили от папы римского Сильвестра I короны и королевские титулы.

Папа Сильвестр II (999—1003) был на редкость образованным человеком: окончил мусульманский университет в Барселоне, хорошо знал арифметику, геометрию и астрономию, собрал библиотеку книг латинских и греческих классиков. Он увлекался музыкой, делал музыкальные и астрономические инструменты, первым ввел среди европейцев арабские цифры (прежде пользовались латинской системой записи чисел). В политике Сильвестр II сотрудничал сыном и внуком Отгона I, а также с королем Франции Гуго Капетом — основателем династии Капегингов.

Ясно, что такой замечательный папа не мог появиться «ниоткуда». Церковная реформа в Европе началась еще в 910 году, когда аббат Одо основал в Аквитании (в местечке Клюни) новый монастырь. Его монахи не имели личного имущества, питались все вместе и постоянно трудились: обрабатывали землю, писали иконы, перепи­сывали рукописи. Такая община могла служить примером: крестьяне верили в святость монахов-тружеников, в силу их молитв. Ученики аббата Одо основали монастыри по всей Франции, Германии, Ита­лии; многие монахи из этих монастырей становились епископами, позднее — даже папами. Первым таким папой стал Сильвестр II.

Византия достигла в это время высшего могущества царской власти, поэтому императоры Востока не признали титул «император Запада» за наследниками Отгона I. Папу римского они считали ниже своего патриарха. Прочный союз с папой римским был нужен прежде всего «императору Запада» и всем европейским королям. В начале XI века жители Западной Европы впервые осознали свое культурное единство и политическое единообразие; теперь они про­тивопоставляли себя обоим Востокам — Исламскому и Православ­ному. Сголкновения между ними стали чаще и острее.

В середине XI века в церковной жизни Европы произошли два главных события: окончательный разрыв церквей Востока и Запада — Православной и Католической — и начало церковной реформы на Западе. В обоих случаях инициатива шла из Рима, но события назревали давно. Первый разрыв между Римом и Константинополем произошел в 730-х годах, в эпоху византийского иконоборчества, и завершился в 843 году победой их противников иконопочитателей. За время раскола христиане Запада и Востока поняли, что их пребывание в одной церкви невозможно. С тех пор церковное единство временами восстанавливалось и вновь разрывалось. В 1054 году папа римский окончательно проклял патриарха и всю Вос­точную церковь как «еретическую».

Инициатором церковной реформы в Риме был монах и папский казначей Гильдебранд. Он задался целью превратить церковь в централизованную правящую партию, которая контролирует все светские власти, включая королей и императоров. Для этого было обходимо взять все имущество церкви под контроль ее высшего руководства. Первым шагом стало введение целибата — безбрачия духовенства: все священники Запада были обязаны жить как монахи. После смерти их имущество переходило к церкви. Следующий шаг — реформа папских выборов: теперь в них участвовали только высшие церковники, главы католической церкви в отдельных странах (кардиналы), а не все духовенство и знатные горожане Рима, как было прежде.

Такое усиление власти высшего духовенства не могло понравиться императору. Чтобы устоять в борьбе с ним, Гильдебранд заключил союз с норманнами, которые в это время укрепились на Сицилии и в Южной Италии, выбив византийцев и мусульман из их последних крепостей в этом регионе. Вождь нормандцев Робер Гвискар основал в Сицилии свое герцогство (позднее оно стало Сицилийским королевством). Гвискар помог Гильдебранду, будущему папе Григо­рию VII (1073 — 1085), в его борьбе против германского императора Генриха IV (1056—1106).

В 1075 году Григорий VII особым "Декретом об инвеститурах" запретил всем светским владыкам без одобрения папы римского замещать своими людьми должности епископов, аббатов и священников. Это возмутило императора и германских князей: они привыкли назначать своих родичей и друзей на церковные посты и таким путем отчасти контролировать церковь. Генрих IV тут же собрал в Германии съезд князей и объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви; этим решением он освободил всех вассалов Генриха IV от их феодальной клятвы. Многочисленные враги Генриха IV подняли мятеж, и ему пришлось мириться с папой — идти к нему на поклон в крепость Каноссу. В 1077 году папа «простил» Генриха IV, но в 1080 году борьба возобновилась. Теперь Генрих IV с князьями не только низложил Григория VII, но и выдвинул ему соперника — антипапу Климента. В ответ Григорий VII низложил Генриха IV и назначил новым императором швабского герцога Рудольфа.

В Германии и Италии началась гражданская война. Войска Генриха IV взяли Рим,их оттуда выбил Робер Гвискар. Даже смерть Григория VII не оборвала усобицу: спор пап с императорами за власть тянулся с переменным успехом до середины XIII века.

Другой замысел папы Григория VII — крестовые походы. Папа хотел, чтобы римская церковь объединила всю Европу, превзойдя императорскую власть. Для этого надо было возглавить новое «большое дело», которое увлекло бы всех активных европейцев и позволило бы истратить их силы с пользой, а не во взаимной усобице. Набеги варваров и иноверцев на Европу к этому времени прекратились, поэтому Григорий VII решил перенести войну на вражескую землю. Повод нашелся легко: в Иерусалиме во власти мусульман находились Крест и Гроб Иисуса Христа. Византийские императоры пытали в Х веке отвоевать Иерусалим у арабов, но безуспешно.

В 1070-х годах из Средней Азии пришла новая волна мусульман — турки-сельджуки. Они разгромили войска Византии, захватили большую часть Малой Азии, заняли Иерусалим, но к христианским святыням отнеслись с уважением, поскольку их пророк Мухаммед, создатель ислама, объявил Иисуса Христа одним из своих предшественников — посланцев единого Бога. В 1090-х годах государство Сель­джуков разделилось на несколько частей. Это вселило надежду папе Урбану II, и в 1095 году он созвал во Франции Клермонский собор в городе Крермоне, призвав всех европейцев освободить Иерусалим от мусуль­ман.

Европейцы откликнулись на призыв папы так же активно, как в древности эллины на призыв Александра Македонского к войне против Персии. Но в этот раз у крестоносцев не было единого командования: император не доверял папе, короли Англии и Фран­ции были заняты решением внутригосударственных проблем. Пер­вый крестовый поход возглавили графы и герцоги. В державе Сельджуков шла череда усобиц, поэтому крестоносцы имели нео­жиданный успех. В 1099 году Иерусалим был взят; рыцари основали там Латинское королевство, а королем выбрали Бодуэна — фландр­ского графа, который стал вассалом папы, но не подчинялся ни императору Запада, ни императору Востока.

Как и воины Александра Македонского, крестоносцы сначала хотели немного: разбогатеть за счет военной добычи, получить от папы отпущение грехов и со славой вернуться домой. Но получилось иначе: крестоносцам пришлось создавать на Востоке свои государства и, тесно общаясь с иноверцами, многому у них учиться.

Культурные достижения Ближнего Востока постепенно меняли образ жизни европейцев и образ их мышления. Вначале были заимствованы простые вещи: арбалет, мыло, подушка и матрац, пряности, рис, стеклянная посуда. Позднее, в XIII—XIV веках, европейцы переняли у мусульман организацию общественных боль­ниц (госпиталей), банковского дела, изготовление хлопковых и шелковых тканей и разные ремесла, связанные с химией. В XIV веке европейцы проявили интерес к трудам античных и арабских классиков: были переведены на латынь рукописи Евклида, Аристо­теля и Архимеда, медицинские трактаты Галена и Авиценны, на­учные и философские трактаты Бируни и Фараби. На этой основе развивалась культура европейского Возрождения.

Однако между крестоносцами и жителями Востока было немало конфликтов. Византийские императоры считали всех, кто занял мусульманские земли, своими вассалами, но западные «франки» не признавали над собой ничьей власти, а византийцев они считали еретиками. Долгие усобицы католиков с православными завершились в 1204 году штурмом и взятием Константинополя крестоносцами. На месте Византии рыцари образовали Латинскую империю, которую возглавил (по выбору крестоносцев) еще один граф Фландрии -- Болдуин. Напротив, отношения крестоносцев с мусульманами Востока (сарацинами) после первых побед перешли в равновесие боевых сил: то рыцари совершали набеги, то сами «франки» подвергались грабежам. В 1187 году новый правитель Сирии и Египта Юсуф бен Эюб Салах-ад-дин (Саладин) (1171—1193) разгромил армию крестоносцев и занял Иерусалим. Дальнейшие крестовые походу на Ближнем Востоке не имели успеха, и к 1291 году «франки» потеряли все свои крепости в этом районе. Константинополь был отвоеван византийцами еще в 1261 году.

С XI века районами крестовых походов стали Испания где франки соперничали с маврами — африканскими мусульманами и Прибалтика (где германские рыцари воевали с языческими племенами ливов, куршей, пруссов, эстов, литовцев, а также с православной Русью — жителями Новгорода и Пскова). Как и на Ближнем Востоке, кре­стоносцы создали здесь рыцарские ордены — военно-феодальные республики, признающие себя вассалами папы, но фактически не­зависимые и живущие за счет эксплуатации завоеванного населения. По мере усиления соседних королевств ордены становились их вассалам так, Ордены тамплиеров и госпитальеров, изгнанные мусульманами с Ближнего Востока, стали вассалами Франции, Орден святого Яго — вассалом Кастилии, Ливонский орден — вассалом Польши.

2. Европа в XII – XIII вв.

В середине XII века соперничество пап с императорами обострилось и приняло новые формы, поскольку в борьбу вмешались независимые города-республики Северной Италии, прежде всего Милан и Флоренция. В борьбе Фридриха I Барбароссы (1152—1190) с Римом города, так же как и князья Германии, приняли сторону папы как более слабого и менее властного хозяина. Напротив, большинство князей Италии поддержали императора, желая выйти из подчинения папе и добиться полной независимости. Раскол Европы на папистов (гвельфов) и имперцев (гибеллинов) затянулся на целый век — до 1250 года, пока не умер внук Барбароссы Фридрих II Штауфен (1212—1250). Исход борьбы с папами оказался неудачным для императоров. Они не сумели привлечь на свою сторону сильные города. Но если бы император сделал это, он лишился бы поддержки князей, которые ненавидели своевольных горожан, а именно князья с их феодальными войсками составляли имперскую армию. В 1162 году Фридрих I разрушил Милан. Однако вскоре город возродился и создал союз взаимопомощи с 18 городами Северной Италии — Ломбардскую лигу. Их объединенные войска в 1176 году разбили армию Барбароссы у города Леньяно. Став врагом независимых итальянских городов, Барбаросса не стал поддерживать и германских горожан в их борьбе с князьями за свою независимость. В этом политика императора отличалась от политики королей Франции: те поддерживали городские коммуны, и, опираясь на них, усмиряли графов и герцогов Франции. В результате королевская власть во Франции стала крепче, чем власть императора в Германии.

Не имея опоры в Германии, внук Барбароссы Фридрих II рас­считывал на поддержку своих «нормандских» владений в Южной Италии и Сицилии, где со времен мусульманского владычества жило много арабов, привыкших к неограниченной власти короля, хорошо организованной администрации, постоянным налогам. По­этому здесь Фридрих II чувствовал себя абсолютным монархом. Получив помощь от Юга Италии, и составив свою гвардию из мусульман, талантливый император тридцать лет боролся с папами за новую «абсолютную» империю. Он проиграл эту борьбу, по­скольку не мог опереться на единый народ (как делали короли Англии и Франции), а был вынужден рассчитывать только на наемников. После смерти Фридриха II никто из императоров не пытался подчинить себе католическую церковь.

Так же разрушилась со смертью самого выдающегося из пап — Иннокентия III (1198—1216) давняя надежда католического духо­венства сплотить всю Европу вокруг папского престола. Папа рим­ский тоже не мог опереться на силы единого народа — ни в Италии, где новый итальянский народ формировался в городских коммунах Севера, ни в других странах Европы. Европейские народы неодоб­рительно относились к бесполезной борьбе между папами и импе­раторами. Они предпочитали находить общий язык со своими ко­ролями, помогая им сдерживать крупных и мелких феодалов. Бы­стрее всего этот процесс протекал в Англии и Франции, но Англия держалась отстранение от конфликтов на континенте, а Франция с XIII века все активнее вмешивалась в общеевропейские дела.

Если в начале XIII века король Филипп II Август (1180—1223) не уступал папе Иннокентию III во многих спорах (причем фран­цузские церковники поддерживали своего короля), то к середине века король Луи (Людовик) IX Святой (1226—1270) имел среди европейских правителей больший духовный авторитет, чем папы, увязшие в борьбе с Фридрихом II. А в конце XIII века король Филипп IV Красивый (1285—1314) стал заметно сильнее папы и, когда папа Бони­фаций VIII попытался отлучить Филиппа IV от церкви, в 1303 г. король направил в Италию отряд диверсантов, арестовавших папу. После смерти Бонифация VIII Филипп IV добился от кардиналов избрания нового папы по своему вкусу — француза Климента V, который перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон — город, находящийся на границе с Францией, но на имперской земле. С этого момента о Западной Европе можно говорить как «содружестве независимых королевств»; папу и императора Священной Римской империи германской нации (будущая Германия) европейцы стали почитать наравне со своим королем или герцогом.

В Х —XI веках в Европе быстро развивался феодализм: шло постепенное закрепощение крестьян; строилось много монастырей и каменных церквей, рыцарских замков; процветали ремесла и торговля, росли города. К середине XI века жители Нормандии (христианские рыцари, потомки викингов) «усвоили» французский язык, католическую веру, феодальную государственность и систему денежного хозяйства. В этом они не уступали коренным французам и превосходили тогдашних жителей Англии — англов и саксов. Власть герцога Нормандии над его вассалами была больше, чем власть королей Франции или Англии.

В 1066 году герцог Гвильом, выбрав удобный момент, высадился с войском на юге Англии и разбил английского короля Гарольда Саксонца. Победители-нормандцы разделили английские земли между собой, а Гвильом стал королем Англии — Вильям (Вильгельм) I Завое­ватель (1066—1087) — и установил здесь такую же сильную власть, как в Нормандии. Англы и саксы потеряли половину своих земель и стали в своей стране «людьми второго сорта». Этот раскол общества на две разноязычные и неравноправные части продолжался в Англии около полутора столетий.

Франция в Х веке разделилась на несколько феодальных княжеств. Жители Бретани (на западе), Бургундии (на востоке), Аквитани (на юго-западе) и Прованса (на юго-востоке) говорили на разных языках, мало знали друг о друге, торговые связи были еще слабые.

Словом «Франция» называли тогда небольшую область вокруг Парижа. Ее правители — Капетинги (потомки Гуго Капета) в конце Х века стали называться королями. Однако многие вассалы «парижского короля» были богаче и сильнее, чем их сеньор. Король заключил союз с церковью и объявил себя верховным судьей Фран­ции. Всякий вассал, обиженный своим сеньором, мог пожаловаться верховному судье, решение которого опиралось на авторитет церкви. Так король Франции, не обладая большой военной силой, мог стравливать крупных феодалов между собой, и поэтому они пред­почитали не ссориться с королем, хотя не всегда слушались его.

Когда начались крестовые походы, многие феодалы, отправляясь на Восток, оставляли свои земли на попечение церкви и короля. В итоге Франция лишилась части своего буйного рыцарства, власть короля усилилась. Король Луи VI Толстый (1108—1137) и его министр аббат Сугер начали подчинять ослабевших феодалов. Этот процесс затянулся на двести лет; только около 1300 года король Филипп IV Красивый (1285—1314) добился от всех феодалов Фран­ции такого же послушания, какое было в Англии с 1066 года.

Жители Англии почти не участвовали в двух первых крестовых походах — они были заняты внутренними проблемами. Победите­ли-нормандцы и побежденные англосаксы ненавидели и боялись друг друга. Только власть монарха не допускала гражданской войны, поэтому Англия была тогда самым крепким королевством в Европе. К концу XII века между англо-норманнами и англо-саксами уста­новилось взаимопонимание. Тогда король Ричард I Львиное Сердце (1189—1199) повел армию в Третий крестовый поход. Оказалось, что конные рыцари-нормандцы и пешие лучники-англосаксы могут вместе успешно сражаться. Такого взаимодействия еще не было в других войсках Европы, и англичане впервые с гордостью почувствовали себя единым народом.

Когда Ричард I умер, к власти пришел его брат Джон Беззе­мельный (1199—1216). Это был тиран и неудачливый правитель. Он поссорился с папой римским Иннокентием III, угнетал общинников-англосаксов, не считался с интересами англо-нормандской знати. Англичане ненавидели Джона и не поддержали его. Когда французский король Филипп II Август (1180—1223) напал на Нормандию, владения были потеряны, Франция усилилась, а Джон Безземельный свергнут восставшим народом.

Восставшие (их возглавили кардинал Стефан Лэнгтон и рыцарь Вильям Маршал) составили Великую хартию вольностей (1215 год) — первую английскую конституцию, где были записаны права и обязанности короля и свободных людей (землевладельцев) без различия прав нормандцев и англосаксов. С этого времени можно говорить об образовании единого английского народа, хотя знать и простолюдины еще двести лет говорили на разных языках — французском и англосаксонском (близком к немецкому), а писали они обычно на латыни.

При решении государственных дел король Англии советовался с представителями церкви, высшей знати и крупных торговых городов. Это собрание называлось парламентом (от французского глагола раг1ег — говорить); он давал королю советы, но решения король принимал один. В 1258 году англичане вновь восстали против короля Генри III — его министры и придворные расхищали казну. Вождь восставших — граф Симон де Монфор — созвал в 1265 году парламент, в который входили выборные горожане, рыцари и священники из разных областей Англии. Было решено, что король обязан созывать парламент по любому важному вопросу и назначать своих советников только с его согласия.

Не вся знать Англии признала выборный парламент. Но новый король Эдвард I (1272—1307) понял, что с его помощью удобно править страной — принимать законы, вводить налоги, подавлять мятежи. Так в Англии к XIV веку установилось равновесие трех политических сил: королевской власти, феодальной знати и вер­хушки ремесленников и торговцев. Это время считается расцветом европейского феодализма.

Объединение Франции в XII—XIII веках шло медленно, по­скольку города здесь были еще слабы и не могли стать главной опорой короля в его борьбе против феодалов, а сам король чувствовал себя, прежде всего сеньором всех французских феодалов и поддер­живал горожан только по необходимости. В отличие от Англии, где в итоге завоевания англосаксы и нормандцы оказались «стис­нуты» вместе и им пришлось искать взаимопонимание, во Франции бретонцы, гасконцы, бургундцы, аквитанцы и провансальцы жили разрозненно и не хотели объединяться с парижанами. Король Фран­ции выжидал удобные моменты и пользовался ими для новых захватов. Так, в 1204 году Филипп II Август подчинил Нормандию, воспользовавшись распрями среди англичан, а через пятнадцать лет — Южную Францию (Лангедок), использовав крестовый поход против еретиков-катаров. Крестоносцы, овладев разоренной стра­ной, где их ненавидело население, согласились стать вассалами короля Франции, чтобы удержать свою власть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.