Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Средневековый Китай




Византия в Позднем Средневековье.

Гибель Византии сделалась неизбежной в середине XIV в., когда в Малой Азии сформировалось новое мощное турецкое государство — держава турок-османов (первым султаном был Осман, отсюда и такое название народа). В 1361 году султан Мурад (1359—1389) переправил свои войска через Босфор и, не надеясь взять с ходу Константинополь (это была исключительно мощная крепость), захватил Адрианополь и сделал его своей столицей. К концу XIV века Константинополь был полностью окружен владениями османов. Его падение было отсрочено на полвека неожиданным нашествием с востока другого мусульманского завоевате­ля, первоклассного полководца — Тимура или Тамерлана (правитель государства на территории современного Узбекистана). В 1402 г. близ Анкары в Малой Азии он разгромил войска турок-османов, но вскоре умер, а османы постепенно восстановили свою мощь. В 1453 году султан Мехмед II (1451—1481) осадил Константинополь. Городские стены были пробиты мощным огнем тяжелых пушек, и город пал. Так завершилась история Византии — последней державы, чьи правители считали себя наследниками Александра Македонского и Юлия Цезаря. С этого момента весь Ближний Восток перешел под власть мусульман, а европейским купцам пришлось прокладывать новый путь в Индию — по морям, вокруг Африки.


 

1. Китай на рубеже Древнего мира и Средних веков. Империя Тан.

История Китая на рубеже Античности и Средних веков напоминает историю Рима. Здесь также в результате разложения имперской бюрократии наемные войска совершили ряд государственных переворотов. Вспыхнули гражданские войны; при этом были разрушены обе столицы — Чанъань и Лоян, а население страны уменьшилось от голода и эпидемий в 3—5 раз. Как и на западе Евразии, окрестные варвары — степные кочевники Севера, горцы Юга и Запада — вторгались в Поднебесную, беспощадно ее разоряя. В итоге состав населения Китая за четыре столетия (180—580) изменился так же сильно, как в это же время население Италии и Балкан. Культура Древнего Китая сохранилась при этом полно­стью, как римская культура в Византии. Самой важной частью этой культуры была письменность — иероглифы (в Китае их на­зывают цзы).

Интересно, что при этом в Китае не возникли новые мировые религии вроде христианства или ислама. Дело в том, что еще до образования империи Хань в китайском обществе получили рас­пространение разные «полурелигиозные» системы: легизм, конфу­цианство и даосизм, выражавшие убеждения основных слоев об­щества (правителей, интеллигенции и простого люда).

Легисты (например, Шан Ян и Хань Фэй) поклонялись «духу государства», готовы были жертвовать этому идолу свои мысли и жизнь других людей. Конфуцианцы учили тому, как должен жить просвещенной человек в упорядоченном обществе. Они сомневались в существовании богов, но почитали духов-предков, говоря, что в далекой древности был «золотой век» и все люди в государстве жили как одна семья. Учение даосов было мистическое. Они считали, что духи породы, подчиненные Небу, следят за жизнью людей, карают злых и выручают добрых; после смерти добрые люди могут сами стать такими духами.

При таком изобилии «безбожных» религий каждый китаец или варвар, познакомившись с китайской культурой, мог выбрать веру по своим убеждениям. Поэтому мировые религии не получили широкого распространения в Китае: ни буддистов, ни христиан, ни мусульман там никогда не было много. Напротив, те из варваров, которые не переселились в Поднебесную и не восприняли ее куль­туру, нередко принимали ту или иную религию, в том числе и для того, чтобы подчеркнуть свое отличие от враждебных им ки­тайцев.

С III по VI век Китай переживал раздробленность: местные феодалы и варварские племена основали свои княжества. Они во­евали между собой, и с коренными китайцами, постепенно смеши­ваясь с ними. Только к концу VI века переселение народов вокруг Китая закончилось: одни варвары (сяньби, табгачи) растворились в китайском населении, другие (хунны) бежали через степь на запад, третий (тибетцы, тюрки) обособились, создав рядом с Китаем свой государства, так же как Армения и Грузия около Византии.

В 581 году полководец Ян Цзянь подчинил все княжества в долине реки Хуанхэ и объявил себя основателем империи Суй. Его войны с соседями Китая похожи на войны Юстиниана I в Средиземноморье: они были так же успешны и тоже изнуряли страну налогами. Как только Ян Цзяня сменил его менее способный сын —- империя развалилась на части. После непродолжительной борьбы власть захватила пограничная армия. Ее возглавили полководец Ли Юань и его сын, исключительно талантливый полководец Ли Ши-минь (Тай-цзун) (628—649). Они основали в 618 году новую династию Тан, которая правила почти три века (до 907 года).

К VII веку армия Китая изменилась: теперь ее основу составляла конница из окрестных варваров, возглавляемая либо китайцами, усвоившими военно-кочевой образ жизни степняков, либо варварами, которые в достаточной мере освоили китайскую культуру. Как только командование армии перестало подчиняться столичным чиновникам, оно быстро заставило варваров-степняков уважать себя: с одними был заключен почетный мир, а другие были отогнаны от границ Китая. Главной заслугой Ли Ши-миня стал боевой мир с тюрками, которые в VI веке создали в Степи огромную кочевую державу — от границ Кореи до Азовского моря.Вскоре Тюркский каганат (558—630) раскололся на части, но его наследие не исчезло. Тюркские языки распространились в Поволжье и на Кавказе, в Болгарии и Якутии. Западный «осколок» каганата — Хазария (обособилась в 651 году) сыграла большую роль в истории Руси, а Восточный каганат стал партнером китайской империи Тан.

Внутриполитическая жизнь Китая, полная заговоров и борьбы за власть, протекала очень бурно. Крестьяне считали солдат чу­жаками и «терпели» правителей Тан лишь потому, что те дали стране прочный мир. Многие представители старой китайской знати мечтали свергнуть династию Тан, опираясь на недовольство народа, и основать свое царство, как прежде сделал Ян Цзянь. Только мудрая политика Ли Ши-миня и его наследников мешала новым вспышкам гражданской войны.

Внешняя политика Ли Ши-миня — создание всемирной держа­вы — напоминала политику Александра Македонского, но в ее претворении китаец был более умерен и удачлив. Он понимал, что соседи Китая станут безопасными и полезными для коренных ки­тайцев только когда освоят китайскую культуру. Поэтому Ли Ши-минь старался навязать всем соседям «мир с позиции силы», а потом вынуждал местных правителей посылать своих сыновей на воспи­тание в Китай. Одновременно китайская армия совершала разве­дочные походы в дальние страны: в Среднюю Азию (завоевали Ташкент и Фергану), в Индокитай (был занят Северный Вьетнам), в горы Тибета.

Как и Александру Македонскому, Ли Ши-миню помешало отсутствие в Китае своей мировой религии и государственной церкви, которая очень помогала правителям христианского Рима и Византии. С наступающими армиями Китая не шли монахи-проповедники. Поэтому влияние Китая останавливалось везде, где успели укрепиться другие мировые религии: буддизм (в Южном Вьетнаме, Тибете и Средней Азии), ислам (в Самарканде и Бухаре), христи­анство (среди некоторых степных кочевников). В итоге зона Внешнего Китая, созданная правителями Тан вокруг земель, освоенных в эпоху Хань, оказалась довольно узкой: Корея, Япония, Северный Вьетнам, Ти­бет, Монголия.

К началу VIII века в империи Тан сформировалась сильная и негибкая бюрократия. Придворные и чиновники забыли, каких трудов требует поддержание мира в стране и вокруг нее, какая пропасть отделяет земледельцев Китая от его армии. Из-за ошибок своих правителей Китай потерял влияние на тюрок и тибетцев, и упустил шанс закрепиться в Средней Азии, оказав помощь местным земледельцам в борьбе против Арабского халифата. В 756 году в армии Тан вспыхнул мятеж Ань Лу-шаня: за десять лет он разорил страну, а население опять уменьшилось втрое. Наконец армия восстановила власть династии Тан; но с этого времени и до ее падения в 907 году правительство не имело особых успехов.

Под властью династии Тан процветали литература, искусства, науки. В VIII веке жили самые знаменитые поэты средневекового Китая: Ли Бо и Ду Фу. Астрономы Китая измерили длину земного меридиана, соста­вили каталоги звезд (включая сверхновые). Было составлено не­сколько энциклопедий: литературная, техническая, историческая. Ремесленники Китая достигли новых вершин, например, вошла в обиход бумага, появился порох (но пушек еще не было).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.