Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности ценообразования программных продуктов




Вопрос о цене продуктов технического творчества и программного обеспечения, в частности, относится к числу наиболее дискуссионных в современной экономике. Он приобрел особую актуальность в связи с вводом рыночных отношений, переходом от фиксированных цен, устанавли­ваемых на основе нормативов и калькуляций, к договорным отношениям производителей и пользователей на основе купли-продажи.

Сложность формирования цены на программные продукты объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, невозможно измерить количество знаний, содержащихся в информации, откуда сложно построить необходимые для изучения и анализа рынка кривые спроса и предложения. Ценность конкретного программного продукта можно измерить только после применения его пользователем. Величина спроса на него будет зависеть от субъективных представлений пользователя о полезности приобретаемого продукта, которые характеризуются большим разнообразием, так как основываются на несистематизированных, отрывочных и неполных сведениях.

Во-вторых, сложность расчета издержек создания программных продуктов. Затраты труда на создание продукта учитываются не индивидуально на каждую единицу, а в совокупности на весь проект, создаваемый за определенный период времени. Поскольку расходы должны окупиться в целом, это не означает, что они обязательно должны быть компенсированы при продаже единичной версии.

В-третьих, присутствует двойственный характер отчуждения программных продуктов (временный или постоянный). До тех пор, пока то новое, уникальное, что заложено в продукт, не разглашено полностью или частично, владелец продукта может получать всю или определенную долю монопольной прибыли. С расширением круга пользователей цена такого продукта резко снижается. В такой ситуации возможно установление цены на основе полезности (ценности) продукта или услуги для пользователя, либо на основе издержек производства.

В обоих случаях существует нижний и верхний пределы цены.

Нижним пределом цены являются издержки, поскольку они возмещают затраты. Кроме того, сюда включают и упущенную выгоду, связанную: с отказом от самостоятельных действий на рынке (передача продукта посредникам для дальнейшего распространения); с возможностью превращения пользователя в будущего конкурента; с возрастанием риска при разглашении функционального наполнения продукта и возможности несанкционированного копирования и распространения.

Верхний предел цены формируется из оценки: прироста прибыли (экономии, эффективности), которую пользователь получит в результате применения продукта; стоимости приобретения аналогичного продукта у конкурента; издержек самостоятельной разработки пользователем аналога с привлечением сторонних специалистов.

При определении цены производители могут не придавать значения затратам на создание программного продукта, руководствуясь главным образом соображениями рыночной ситуации. Но в любом случае доходы от реализации должны превышать затраты на создание. В цене на конкретный продукт главную роль играет ожидаемая экономия труда в результате применения программного продукта как более эффективного средства создания продукции и услуг с новым качеством. Умение производителя присваивать данную экономию и должно выражаться в цене. Ценообразование, основанное на ценности (полезности) продукта, имеет большое преимущество перед ценообразованием, базирующимся на издержках производства, но при условии установления оптимальных цен. Если данное условие не выполняется, то установление цены в соответствии с ценностью (полезностью) продукта практически всегда приводит к его исключению из конкурентной борьбы.

Существует подход к ценообразованию на информационно-вычислительные услуги, направленный на замену административных методов ценообразования более гибкими, экономическими. При детальном анализе системы ценообразования на информационно-вычислительное обслуживание можно видеть, что практика установления цен основана на исполь­зовании прейскурантов в Единых норм времени и выработки.

модель цены (С) на информационно-вы­числительные услуги при решении задач пользователей включает:

С = ((1 + R),

где Tj - объективно необходимые затраты вычислительных, трудовых и материальных ресурсов;

j - количество разновидностей потребляемых ресурсов:

gj - тариф на расчетную единицу услуг при потреблении j-го ресурса или группы ресурсов (допустим, комплекта средств вычислительной техники) при нормативе рентабельности, равном нулю;

R - расчетный норматив рентабельности при решении и передаче пользователю результатов конкретной задачи.

Норматив R формируется под влиянием большого количества факторов, в том числе периодичности, срочности и др.

Нарушения в сроках предоста­вления информации и потеря срочности оплачиваются также пользователем.

Развитие теории и практики информационной деятель­ности, сопутствующие им торговые отношения по реали­зации технических, организационных и экономических знаний заставляют внести коррективы в формирование цены на продукты интеллектуального труда.

Современная практика торговли программными про­дуктами как бы опровергает основное положение о том, что цена является денежным выражением стоимости и косвен­ным показателем затраченного общественно необходимого труда. Программные продукты с идентичным функциональ­ным наполнением значительно отличаются ценой, причем иногда данное отличие составляет порядок.

При определении стоимости основное внимание акцентируется на уникаль­ность объекта купли-продажи, преимущества в качестве по сравнению с аналогами, на издержки, которые несет пользователь для замены предла­гаемого продукта другим, степень срочности и остроту потребности.

Следует иметь в виду, что процесс ценообразования тесным образом связан с соотношением сил производите­лей, зарождающейся конкурентной борьбой на рынке и созданием определенных преимуществ для крупных диверсифицированных предприятий.

В условиях монополь­ного рынка механизм формирования цены связан с получе­нием монополистической прибыли, но при этом она может отклоняться от стоимости (в ту или другую стороны) со значительным и устойчивым характером. Примером служит общедоступное программное обеспечение, цена которого устанавливается на чисто символическом уровне.

В условиях рыночной экономики основным законом, который определяет уровень цен на все без исключения товары и продукты, является закон стоимости. Но это совершенно не значит, что цена всегда совпадает со стоимостью и что издержки производства обязательно определяют величину цены каждого продукта.

Программный продукт является товаром, хотя товаром сугубо специфическим, экономическая природа которого имеет много особенностей, обращение этого специфического товара, так же как и любого другого, подчиняется закону стоимости. Подтверждением этого служит возможность перенесения его стоимости при потреблении на другие продукты и услуги.

Следует отметить еще одну важную особенность. Ее суть заключается в том, что стоимость программной продукции формируется не сразу, она имеет высокую степень неопределенности, в ее формировании важную роль играют затраты на создание, а не на производ­ство и воспроизводство. Затраты труда на создание продукта учитываются не индивидуально на каждую единицу, а в совокупности на весь проект, создаваемый за опреде­ленный период времени. Поскольку расходы должны окупиться в целом, это не означает, что они обязательно должны быть компенсированы при продаже единичной версии.

Необходимо выделить также еще одну особенность товарного обращения программных продуктов: возможность их многократного применения различными пользователями. Соответственно цена такого продукта резко снижается по мере расширения круга пользователей. В свою очередь, производитель старается оградить свои продукты от угрозы недозволенного использования - несанкционированного копирования и распространения, поскольку владелец в результате лишается сверхприбыли и потенциальных выгод.

Это еще один комплекс вопросов, связанный с влиянием авторских прав на цену программных продуктов. Рассмотрим кратко правовые аспекты формирования цены на программные продукты.

Материальные продукты типа вычислительной техники, периферийных устройств и т.п. защищаются патентами, торговыми марками и другими атрибутами правового государства. Принятые в большинстве развитых стран законы об информации, защите интеллектуальной собствен­ности защищают собственника от различных посягательств. Стремление получить потенциальные выгоды в виде монопольно высокой цены достигается у производителей материальной продукции намного проще, так как право собственности позволяет эффективно отводить притязания других производителей.

К нематериальным продуктам, в том числе программам, угроза недозволенного применения (несанкционированного копирования и распространения) более реальна и встречает­ся повсеместно. При создании продуктов производители стараются обеспечить получение наибольшей доли поло­жительных эффектов от их использования. Стремление увеличить эту долю обеспечивается использованием искусственной или естественной монополии - патентов, а также коммерческой тайны, торговых марок и др. При несанкционированном копировании и распространении продукты реализуются по монопольно высокой цене, а чаще всего намного ниже ее, что обеспечивает получение сверх­высоких доходов. Предприятия-пираты несут расходы только на тиражирование программ, совершенно не расходуя значительных ресурсов и времени на научно-исследо­вательские работы, рекламу, охрану товарных марок и другие мероприятия, направленные на идентификацию своей продукции.

Но формирование цены представляет собой процесс взаимодействия производителей и пользователей, однако последние отличаются различным восприятием ценности продукта, а иногда и отношением к охране авторских прав производителя. В связи с этим производители стремятся обезопасить себя от потенциальных потерь в получении сверхприбыли и часто используют рисковую надбавку при формировании цены. Но рисковая надбавка, как известно, сопровождается соответствующими затратами на реализа­цию организационных, технологических и правовых меро­приятий, направленных на исключение несанкционирован­ного использования программ.

Ввиду того, что производство ПП имеет высокую степень неопределенности, оценка затрат производится постепенно, при этом используются подходы, аналогичные подходам к оценке любого объекта интеллектуальной собственности:

· Затратный;

· Рыночный;

· Доходный.

 

 

Затратный подход

Основан на расчете стоимости ПП в процессе его разработки. При этом в качестве основы могут использоваться дифференциальные нормативы, принятые в 1988г. К числу основных параметров относят:

1. Число условных машинных команд;

2. Сложность ПП;

3. Степень новизны;

4. Степень использования старых модулей.

 
 

Данный метод используется для определения стоимости ПП как материального актива, при расчете с персоналом предприятия, при определении себестоимости ПП, а также для предварительной оценки затрат. В общем виде затраты можно расписать так:

n – количество этапов разработки ПП,

m – количество этапов системы, по которым производится оценка,

t – количество видов затрат в каждом элементе системы,

Si – затраты.

 

Все затраты подразделяются по следующим группам:

1. Затраты на проектирование и разработку системы;

2. Затраты на эксплуатационные материалы;

3. Затраты на внедрение и освоение программного продукта;

4. Прочие расходы, связанные с корреспонденцией и различными организационными мероприятиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.