КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налогообложение физических лиц
Индивидуальный подоходный налог в ФРГ, как и в других западных странах, обеспечивает львиную долю бюджетных доходов. Он включает в себя налог на заработную плату, взимаемый с занятых по найму (у источника), и налог, уплачиваемый по декларации (самостоятельно занятыми). Доля подоходного налога в совокупных налоговых поступлениях в сводный бюджет в 2003 г. составила около 36 %, при этом почти 35 % обеспечивает налог на заработную плату и только более 1 % приходится на налог, уплачиваемый по декларации. Наряду с фискальными, система подоходного обложения выполняет ряд социальных задач, в первую очередь - это ослабление неравенства в доходах, что достигается главным образом за счет прогрессивной шкалы обложения. Кроме того, налог строится с учетом большого количества факторов личного, семейного характера, что приводит к усложнению законодательства. Главная причина такой сложности обусловлена необходимостью соблюдения принципа социальной справедливости, так как основная тяжесть обложения лежит на гражданах. Подоходный налог в ФРГ относится к «совместным» налогам, поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы в твердых долях: по 42,5 % общей суммы поступлений приходится на федерацию и земли и 15 % - на общины. Плательщики налога делятся на резидентов и нерезидентов. В ФРГ действуют критерии резидентства, принятые в большинстве западных стран и стран СНГ. Нами уже было сказано, что, резидентами признаются лицо, имеющее постоянное местопребывание в данной стране. Основным критерием признания лица налоговым резидентом является 6-месячный (183 дня) период пребывания в стране в течение любого 12-месячного промежутка времени. Другими критериями могут быть:
- место обычного пребывания; - место нахождения жилища; - центр жизненных или деловых интересов; - гражданство. При этом указанные критерии применяются в строгой последовательности. На лиц, признанных резидентами, распространяется принцип «неограниченной налоговой ответственности», в соответствии с которым, они платят налоги согласно всем принятым в стране нормам и с доходов со всех источников, включая зарубежные. Для нерезидентов действует «ограниченная налоговая ответственность»: они обязаны уплачивать налоги только с доходов, полученных на территории данной страны. Объектом обложения налогом на доходы физических лиц является совокупный годовой доход физического лица. В Законе о подоходном налоге выделены следующие виды доходов: от работы в сельском и лесном хозяйстве, от промысловой деятельности, ненаемного труда (самостоятельной деятельности), наемного труда, от капитала, сдачи имущества в аренду (в наем) и прочие. При этом промысловая деятельность представляет собой различные виды коммерческой деятельности, за исключением сферы сельского и лесного хозяйства. Сюда не включается также деятельность лиц «свободных профессий». Заработная плата и дивиденды вычитаются из подлежащего обложения совокупного дохода, поскольку они облагаются в особом порядке. Отдельные виды доходов рассчитываются в соответствии с установленными в Законе о подоходном налоге правилами. Так, освобождение от обложения тех или иных поступлений, учет убытков и потерь имеют свою специфику в зависимости от вида доходов. Совокупный доход является результатом суммирования положительных результатов и потерь по отдельным видам доходов, то есть представляет собой алгебраическую сумму доходов. От обложения освобождаются выплаты из фондов социального страхования, государственная социальная помощь, пособия на детей.
Налогоплательщикам старше 64 лет предоставляется скидка по возрасту, вычитаемая из совокупного дохода. Затем вычитаются «особые» и «непредвиденные» расходы. К «особым» расходам относятся: - расходы на «обеспечение будущего» (взносы в фонды социального страхования и накопления средств на жилищное строительство); - затраты на повышение квалификации, профессиональное обучение налогоплательщика; - затраты на оплату труда работников в домашнем хозяйстве; - алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам. К «особым» относятся также расходы на поддержку благотворительных, церковных, религиозных и т.п. учреждений, признанных особо нуждающимися в помощи. Общий объем пожертвований на благотворительные цели не может превышать 5 % (в ряде случаев – 10 %) совокупного дохода. «Особые расходы» в виде затрат на повышение квалификации, профессиональное обучение, домашних работников вычитаются в твердо установленной сумме. Фактически уплаченный церковный налог также подлежит вычету в качестве «особых» расходов. «Непредвиденными» расходами признаются вынужденные затраты налогоплательщика, если они выходят за рамки «допустимого бремени», например, связанные с пребыванием в больнице, инвалидностью, уходом за членами семьи и т.п. При этом закон не содержит никаких конкретных сумм, то есть рамки «допустимого бремени» определяются в каждом случае исходя из здравого смысла. Далее предоставляются следующие вычеты: «необлагаемая сумма на домашнее хозяйство», на которую имеет право одинокий налогоплательщик, имеющий хотя бы одного ребенка, на детей и некоторые другие. В ФРГ вычеты на детей предоставляются в дополнение к пособиям на детей, выплачиваемым в наличной форме. Если один из родителей не выполняет своих обязанностей по содержанию ребенка либо дает соответствующее согласие, вычетом на содержание ребенка может воспользоваться другой родитель. После всех вычетов остается облагаемый доход, к которому применяется необлагаемый минимум. «Основной» необлагаемый минимум по подоходному налогу в ФРГ (предоставляемый всем гражданам, кроме занятых по найму, для которых установлен особый порядок обложения) с 2005 г. для одиноких граждан составлял 7664 евро, а для женатых он удваивается (15329 евро).
В отличие от большинства западных стран, в ФРГ основной необлагаемый минимум не вычитается из подлежащего обложению дохода. Облагаемые доходы, не достигающие суммы необлагаемого минимума, исключаются из обложения (к ним применяется нулевая ставка), а при его превышении - облагаются по прогрессивным ставкам. Необлагаемый минимум в ФРГ постоянно увеличивался (таблица 20). Стандартные вычеты на детей в Германии - 152 евро в месяц. Кроме того, гражданам, строящим жилье для собственного проживания и имеющим годовой доход менее 70 тыс. евро (140 тыс. евро — для семьи плюс по 15 тыс. евро на каждого ребенка), сверх обычных налоговых льгот государством предоставляется еще целевая субсидия — 1250 евро плюс 800 евро на каждого ребенка ежегодно, на протяжении семилетнего периода после строительства дома. Взносы по системе обязательного пенсионного страхования подлежат вычету в пределах до 6 тыс. евро. Платежи по частному страхованию жизни, здоровья, от безработицы и т.д. также могут вычитаться из облагаемого дохода, но с определенными ограничениями. Эти документированные вычеты могут быть также заменены стандартным вычетом в 1500 евро (3000 евро — для семейных пар). Таблица 20 - Размер основного необлагаемого минимума и ставок подоходного налога в ФРГ
В ФРГ действует пропорционально-прогрессивная шкала подоходного налогообложения. Сумма налога рассчитывается по сложной формуле, обеспечивающей плавный рост налога с увеличением облагаемого дохода. Такое построение шкалы должно обеспечить оптимальное сочетание финансовых потребностей государства и платежеспособности налогоплательщика. Шкала обложения одинакова для самостоятельно занятых и наемных работников (таблица 21).
Таким образом, доходы от 7 665 до 52 151 евро облагаются по прогрессивным ставкам, а свыше 52 151 евро - по пропорциональной ставке. Таблица 21 - Шкала ставок подоходного налога в Германии
где Y - это одна десятитысячная часть от округленной суммы облагаемого дохода, превышающей 7664 евро; - Z - это одна десятитысячная часть от округленной суммы облагаемого дохода, превышающей 12739 евро; - X - это округленная сумма облагаемого дохода. После смены правительства в 1998 г. в налоговой системе Германии произошли значительные изменения, направленные на снижение налогового бремени для большинства плательщиков подоходного налога, прежде всего - семей с детьми. В ходе крупнейшей в истории Германии налоговой реформы - «Реформа 2000» - были снижены налоговые ставки при одновременном расширении налоговой базы и увеличении необлагаемого минимума. Целями «Реформы 2000» являлись также упрощение системы подоходного обложения и более справедливое распределение налогового бремени. Этапы проведения реформы налогообложения доходов физичек их лиц представлены в таблице 22. Эти направления реформы представляют собой долговременные тенденции подоходного обложения в Германии. Общее сокращение поступлений от подоходного налога в государственный бюджет ФРГ за 2001-2005 гг. составило 16,7 млрд. евро. В 2008 году в рамках реформы системы налогообложения и здравоохранения канцлер Германии Ангела Меркель дала добро на увеличение ставки подоходного налога для немецких граждан с крупными доходами. Ставка налога на доходы свыше 250 тысяч евро в год увеличилась на 3 процента. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога составила 45 процентов от дохода. Немецкие власти рассчитывают, что это приведет к увеличению доходов в бюджет на один миллиард евро. Таблица 22 – Этапы реформы подоходного налога в ФРГ
Налоговые декларации по подоходному налогу резидентами должны быть представлены до 31 мая. Нерезиденты также должны представлять налоговые декларации, если они имеют другие доходы, кроме тех, которые облагаются налогами «у источника». В ФРГ действует особый порядок налогообложения доходов супругов, который в последние годы является предметом широких дискуссий. Налог исчисляется с половины совместного дохода супругов. При этом учитываются все полученные доходы, а также вычеты и скидки. Вычеты, на которые имеют право каждый из супругов, суммируются, а вычеты, которые по закону лимитируются (устанавливаются в процентах к доходу), исчисляются с объединенного дохода. Налог рассчитывается по основной шкале, единой для всех налогоплательщиков, затем сумма налога удваивается. Такой порядок способствует снижению прогрессии обложения. Для его применения необходимо выполнение ряда условий, в том числе: - супруги состоят в действительном браке; - супруги проживают совместно; -супруги являются налоговыми резидентами - налоговый период обоих супругов совпадает. С 1 января 1996 г. закон допускает совместное обложение супругов, один из которых является гражданином одной из стран ЕС, при условии, что не менее 90 % объединенного мирового дохода супругов подлежит обложению в Германии. До 1957 г. супруги в ФРГ уплачивали подоходный налог с объединенного дохода, полученного за отчетный период. Применялась единая для всех налогоплательщиков прогрессивная шкала. В 1957 г. Конституционный суд Германии признал эту норму закона противоречащей Конституции ФРГ, в том числе принципу равенства всех перед законом: супруги фактически ставятся в неравное положение по сравнению с одинокими гражданами, поскольку несут более тяжелое налоговое бремя. Кроме того, нарушался конституционный принцип защиты семьи и брака, поскольку действующий порядок налогообложения не способствовал вступлению в брак. Используемая система налогообложения половины совместного дохода супругов соответствует одному из принципов налогового права - она учитывает фактическую способность лица к уплате налогов. Законодатель считает, что проживающие совместно супруги образуют единую экономическую общность, с общими доходами и потреблением, в которой, как правило, каждый из супругов наполовину участвует в общих доходах и расходах семьи. Конституционный суд ФРГ признал, что данный порядок обложения соответствует основным принципам семейного права, в том числе принципу совместной собственности супругов на доходы и имущество, приобретенное во время брака, если иное не предусмотрено брачным договором. В результате применения льготы семья получает экономию на налогах, сумма которой растет с увеличением дохода. Она будет также тем выше, чем больше разница в доходах между супругами. Так, в условиях действующей начиная с 2005 г. шкалы при величине облагаемого дохода в 20 тыс. евро сумма экономии при обложении совместного дохода по сравнению с индивидуальным обложением составит 2 054 евро, а при доходе в 60 тыс. евро - 5 672 евро соответственно (таблица 23). При налогообложении половины совместного дохода не играет роли, кто из супругов получает доход. Муж и жена принимают решение о распределении между собой работы по дому и в общественном производстве, исходя из соображений максимальной экономической выгоды. Государство признает это право супругов посредством реализации принципа «нейтральности» при налогообложении доходов семьи.
Таблица 23 - Сравнение уровня индивидуального и семейного обложения в ФРГ в 2005 г.
С точки зрения индивидуального налогообложения ситуация выглядит иначе. С этих позиций, согласно исследованиям германских ученых, рассматриваемая льгота не стимулирует занятость обоих супругов, а также частичную занятость. Если, например, женщина длительное время не работает из-за ухода за детьми, то, вновь выходя на работу, она, как правило, получает значительно меньше мужа. В результате, с позиций индивидуального налогообложения, ее доходы облагаются по высокой предельной ставке налога. Тот же эффект действует и при частичной занятости. Рассматриваемая льгота также отрицательно воздействует на стремление к дополнительным заработкам. Высокий уровень предельного налогообложения в этом случае связан с потерей свободного времени и возможными дополнительными затратами налогоплательщика: на транспорт, уход за детьми и т.п. В целом, по мнению германских ученых, рассматриваемая льгота стимулирует традиционное распределение ролей между мужчиной и женщиной, которое в ФРГ сохраняется дольше, чем в других странах. При этом доля работающих женщин трудоспособного возраста в ФРГ составляет 65 % по сравнению, например, с 724 в Швеции, где действует система индивидуального налогообложения. Проведенные в рамках ОЭСР исследования подтвердили, что в случае индивидуального налогообложения стремление женщин к более высоким заработкам выше. По данным германских ученых, 90 % эффекта, связанного с разделением доходов, приходится на семьи с детьми либо те, где один из партнеров не занят в общественном производстве или занят частично. Соответственно, лишь 10 % этой экономии падает на семьи без детей, хотя данная льгота, с точки зрения законодательства, связывается лишь с объединением доходов супругов. В конечном счете, в основе этого эффекта лежит наличие доходов только у одного из супругов, что может быть связано с рядом причин, в том числе с ростом в ФРГ уровня безработицы, с необходимостью ухода за больным членом семьи и т.п. Существующая в ФРГ система семейного обложения подвергается критике также из-за того, что она применяется только к супругам, состоящим в официальном (зарегистрированном) браке. В результате подвергаются дискриминации супруги, состоящие в гражданском браке. В качестве альтернатив существующей в ФРГ системе разделения доходов между супругами предлагаются: а) индивидуальное налогообложение, когда уровень налога не зависит от семейного положения; б) семейное обложение с учетом числа иждивенцев; г) система «семейных коэффициентов». Сущность системы «семейных коэффициентов» заключается в обложении совместного дохода семьи исходя из принципа платежеспособности с учетом числа ее членов. Налогооблагаемой единицей в этом случае является семья. Доходы супругов суммируются и делятся на число членов семьи с учетом числа «семейных коэффициентов». Предлагается, чтобы каждый из супругов учитывался по коэффициенту 1 (каждый обладает одной долей), ребенок - по коэффициенту 0,5 (полудоля), двое детей - по коэффициенту 3 (по 1,5 доли на каждого) и т.п. Доход, полученный в результате разделения совместного дохода между членами семьи, облагается в соответствии со шкалой подоходного налога, а затем вновь умножается на число долей. Таким образом, уровень налогообложения привязывается к величине дохода, приходящейся на каждого члена семьи. Такая система дает возможность учесть разницу в налоговой платежеспособности при разном составе семьи. Подобная система была бы особенно выгодна многодетным семьям благодаря значительному ослаблению прогрессии обложения: чем больше сумма долей, тем меньше сумма налога при одной и той же величине дохода. Воздействие системы «семейных коэффициентов» на стимулы к труду зависело бы от числа детей и величины доходов. Особый порядок налогообложения действует в отношении рабочих и служащих. С них взимается налог на заработную плату, который представляет собой форму подоходного обложения лиц, занятых по найму. Облагаются все доходы этих лиц, полученные за выполнение ими своих обязанностей, или в результате имевшей место ранее служебной деятельности, как в денежной, так и натуральной форме. Плательщики налога на заработную плату делятся на шесть групп (классов) в зависимости от семейного положения, наличия детей, числа работающих в семье и т.п. Для каждой из групп установлен свой размер необлагаемого минимума (он называется «необлагаемый минимум для занятых по найму»), свои вычеты и льготы. При этом шкала обложения одинакова для самостоятельно занятых (индивидуальных предпринимателей) и занятых по найму. В целях упрощения взимания налога на заработную плату используются специальные таблицы, по которым можно определить сумму налога в зависимости от величины облагаемого дохода по всем налоговым классам (все вычеты для каждой из групп учтены в таблицах заранее). Налог удерживается работодателем по каждому виду выплат на основании налоговой карточки, где содержатся все необходимые для расчета данные, в том числе налоговый класс, семейное положение, религиозная принадлежность (с целью расчета церковного налога). Распределение налогоплательщиков в ФРГ по классам в зависимости от их социального статуса: - к I классу относятся холостые рабочие без детей и те из женатых, овдовевших или разведенных, у которых отсутствуют условия для включения в более благоприятные налоговые классы; - к II классу относятся холостые, разведенные и овдовевшие, имеющие на содержании не менее 1 ребенка; - к III классу отнесены женатые рабочие, имеющие неработающего супруга; - класс IV - включает семьи с работающими супругами, доходы которых облагаются раздельно; - V класс - женатые рабочие, оба работающие, доходы который облагаются совместно; - VI класс - включает рабочих имеющих заработки в нескольких местах, с целью их учета. Налоговые классы дают возможность работающим по найму выбрать в установленных рамках наиболее благоприятные ставки налогообложения. Приведем пример налоговой таблицы (таблица 24).
Таблица 24 - Определение подоходного налога с годовой заработной платы в 60 000 евро в зависимости от налогового класса и числа детей налогоплательщика
Таким образом, налоговые таблицы учитывают не только налоговые классы, но и количество детей в семье, а также на чьем содержании они находятся. Кроме того, в налоговых таблицах учитывается ряд доходов, освобождаемых от налогообложения. Например: специальные расходы на различные виды страхования жизни, повышение деловой квалификации в расчете 270 евро на одного работающего и 540 евро на семью; средства на поддержание семейного бюджета одиноких налогоплательщиков с детьми в размере 4752 евро в год; дополнительные вычеты, на суммы, предназначенные для обеспечения старости (к пенсии, на строительство жилья и пр.). Также, по завершении строительства частного жилого дома сметной стоимостью не выше 300 тыс. евро ежегодно в течение 8 лет сумма в размере 5 % от стоимости дома вычитается из облагаемого дохода, то есть через подоходный налог льготируются 40 % средств затраченных на постройку собственного жилья. С 1999 г. в ФРГ также применяется ограниченный вычет из налогооблагаемой базы расходов на образование членов семей налогоплательщика в частных школах и дошкольных учреждениях. Взимание подоходного налога осуществляется по территориальному принципу. Подоходный налог взимается земельными финансовыми органами по месту жительства гражданина - с жителей, проживающих на соответствующей территории. Затем каждая из земель передает своим общинам 15 % от общей суммы поступлений подоходного налога, а оставшаяся часть делится поровну между федерацией и землями. Перечисление налога финансовому ведомству осуществляется работодателем раз в месяц, квартал или год в зависимости от суммы налога. При этом не требуется указывать никаких сведений о работниках. По истечении года производится возврат излишне удержанных сумм налога или, соответственно, внесение недоплаченных сумм. В некоторых случаях занятые по найму обязаны представлять налоговую декларацию (главным образом, если они получают заработную плату в нескольких местах или имеют другие доходы, помимо заработной платы). Таким образом, на примере ФРГ можно видеть ярко выраженный личный характер подоходного налога и реализацию принципа социальной справедливости, что проявляется в следующем: - учет различных личных семейных обстоятельств налогоплательщика; - развитая система льгот как связанных, так и несвязанных с величиной дохода налогоплательщика; - стимулирование в первую очередь социально значимых расходов налогоплательщика; -смягчение вынужденных затрат налогоплательщика, обусловленных чрезвычайными обстоятельствами; - использование подоходного налога в целях социальной политики, как инструмента реального воздействии на демографическую - особый порядок обложения лиц, занятых по найму. В то же время сложность законодательства является фактором, стимулирующим уклонение от уплаты налогов, в том числе путем фальсификации личных и семейных обстоятельств, влияющих на уровень налогообложения. Церковный налог в Германии взимается как дополнение к налогу на доходы физических лиц на основе законов о церковных налогах, издаваемых законодательными органами земель, и поступает в доход церкви. Плательщиками налога являются все члены церковной общины (это касается только официальных конфессий). Выход из церкви означает прекращение обязанностей по уплате налога. Налоговой базой является сумма подоходного налога, подлежащая уплате за соответствующий период. Ставки налога в зависимости от церковного района составляют в среднем 8-9 %. Для высоких доходов допускается ограничение размера церковного налога (3 - 4 % к установленной базе). Как правило, церковный налог исчисляется и уплачивается одновременно с налогом на доходы. Для плательщиков налога на заработную плату церковный налог исчисляется и уплачивается работодателем. В налоговую карту налогоплательщика вносится отметка об отношении к религии. Запись о религиозной принадлежности вносится исключительно со слов налогоплательщика, который в любой момент может заявить в суде о выходе из своей общины. Налог на дары и наследства взимается при получении наследства, дарения и другой формы безвозмездной передачи средств от одного собственника другому. Ставки налога зависят от степени родства и стоимости передаваемого имущества. Различают 4 степени родства. Ставки прогрессивны - от 30 до 50 %; необлагаемый минимум (для передач между супругами) составляет 307 тыс. евро.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |