Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы проектирования, внедрения и эксплуатации ЭИС




Классификация экономических информационных систем и принципы их проектирования

 

Информационная система (ИС) – это система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи информации, применяемой в процессе управления или принятия решений. Она обычно включает информационно-справочный фонд (документы, базы данных, информационные хранилища), язык обработки информации и общения с системой, носители информации, а также комплекс моделей, обеспечивающих функционирование системы.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность внутренних и внешних потоков информации экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессах сбора, хранения, обработки, поиска и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Ее основные функции – прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Управление неразрывно связано с обменом информацией между компонентами системы и внешней средой. Обмен информацией формирует следующие потоки:

· информационный поток из внешней среды в систему управления (нормативная, правовая информация, информация о конъюнктуре рынка – спросе на товары, конкурентах, поставщиках и т.д.);

· информационный поток из системы управления во внешнюю среду (информация о финансовом, производственно-хозяйственном состоянии предприятия государственным органам, инвесторам, кредиторам, потребителям и т.д.);

· информационный поток из системы управления на объект управления (совокупность распорядительной информации для осуществления производственных, финансовых и хозяйственных процессов: планы, приказы, задания и т.п.);

· информационный поток от объекта управления в систему управления (учетная информация о состоянии объекта управления, о наличии и качестве всех видов произведенной продукции и имеющихся ресурсов).

Данные потоки необходимо рационально организовать, ими нужно грамотно управлять, их следует использовать для принятия управленческих решений. Все эти и множество других функций берет на себя ЭИС, используя для их реализации разнообразные методы и средства автоматизации, т.е. информационные технологии, на базе которых создают автоматизированные информационные системы в экономике.

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, аппаратно-программных, организационных, технологических средств и специалистов. АИС предназначена для эффективной эксплуатации ЭИС, включая принятие оптимальных управленческих решений.

Создание, развитие и эксплуатация таких систем способствует значительному повышению качества управления за счет эффективного использования информационных ресурсов предприятия. АИС могут обслуживать как предприятие в целом, так и отдельные функции или задачи управления. Современная индустрия информатизации предлагает множество различных информационно-технологических решений, которые могут использоваться для построения АИС на самых разнообразных организационно-экономических объектах и уровнях управления экономикой.

Виды и классификации информационных систем

В настоящее время не существует единой классификации информационных систем. Поскольку долгое время различные направления ИС (СОД, АИС и АСУ, АСНТИ) развивались относительно независимо, то и классификации предлагались независимые.

В соответствии с рассмотренными выше способами классификации информации, а именно, разделением информации на документальную и фактографическую, информационные системы могут быть разделены на документальные, фактографические и документально-фактографиче­ские.

Рассмотрим вначале предлагавшиеся классификации фактографических, документальных и документально-фактографических систем, а затем приведем классификацию информационных систем по типам сложности.

Классификации фактографических информационных систем типа АСУ и АИС. Разработка АИС и АСУ была инициирована научно-техническим прогрессом и возникшими в связи с этим проблемами организационного управления.

Автоматизированная система управления (АСУ) представляет собой технологический комплекс, наиболее рационально осуществляющий автоматизированную обработку информации, необходимой для организации эффективного управления.

Ядром любой АСУ является информационная система, а основной задачей проектирования АСУ - формирование, обработка и комплексное использование информации.

В отличие от зарубежной практики, которая шла по пути разработки отдельных программных процедур для различных задач, в нашей стране проблема обеспечения информацией управленческих работников изначально была поставлена системно. Была разработана классификация АСУ, в которой, прежде всего, выделялись АСУ разных уровней системы управления. Автоматизированная система управления трактовалась как развивающаяся система, и поэтому вводилось понятие очереди. АСУ первой очереди, как правило, разрабатывались как информационные системы - АИС или СОД, а по мере осознания сложности проблемы разработки АСУ, и последующие очереди в большинстве случаев создавались как развитие АИС.

Такие АИС проектировались как фактографические системы с представлением информации пользователям в виде регламентированных форм, в которых фактографическая информация была сгруппирована в соответствии с решаемыми на ее основе прикладными задачами. В большинстве случаев и ввод информации в целях удобства сбора данных осуществлялся с помощью предварительно заполняемых форм. Теоретически АИС можно считать документально-фактографическими ИПС. Однако, как правило, эта терминология в практике разработки АИС не использовалась.

При классификации АСУ и АИС применяют различные признаки классификации:

· степень автоматизации (форма участия человека в системе при выполнении функций управления);

· назначение системы (тип процесса, являющегося объектом автоматизации);

· степень использования технических средств (ТС) человеком для принятия управленческих решений;

· структурированность проблем, решаемых системой;

· степень централизации обработки информации;

· уровень управления.

По с т е п е н и а в т о м а т и з а ц и и АСУ и АИС делят на автоматизированные и автоматические. В автоматизированных системах управления ТС используются для сбора, передачи, обработки информации и выдачи управленческих решений. При этом окончательное решение принадлежит человеку.

В автоматических системах ТС выполняют весь комплекс заранее предписанных действий. Управляющая информация непосредственно передается исполнительным механизмам, регулируя их работу без участия человека. За человеком остается функция контроля исправности ТС.

По н а з н а ч е н и ю с и с т е м ы (характеру использования) различают такие типы АСУ и АИС: автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), системы организационного или административного управления (АСОУ), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), системы автоматизированного проектирования (САПР).

По с т е п е н и и с п о л ь з о в а н и я Т С человеком для принятия управленческих решений АСУ и АИС делят на информационные, в которых обеспечивается сбор и частичная систематизация первичной информации, и управляющие, которые кроме этого обеспечивают выработку некоторых управленческих решений, передающихся непосредственно работникам или исполнительным механизмам по заранее заданным программам.

Информационные системы в свою очередь делят на информационно-справочные, которые выполняют задачу обеспечения руководства необходимыми справочными данными по запросам, и информационно-советующие, в которых кроме сбора, передачи и обработки информации подготавливаются рекомендации, используемые при принятии решений.

Управляющие системы делят на информационно-управляющие (например, система управления проектами), управляющие системы с запрограммированными командами, в которых решаются задачи регулирования (например, АСУТП), самонастраивающиеся и самообучающиеся системы, функционирование которых меняется в зависимости от воздействия внешней среды.

При классификации ИС можно учитывать с т р у к т у р и р о в а н н о с т ь п р о б л е м. Задачи, решаемые в системе, можно считать структурированными, если их решения носят повторяющийся характер (учет материалов, расчет заработной платы и др.). Часть АИС предназначена для решения таких задач. Плохо структурированные задачи - это такие, характер решения которых представляется не полностью определенным. Информационные системы, используемые для их решения, делят на системы, ориентированные на обработку данных и формирование специальных управленческих отчетов, и системы, в которых сведения из отчетов используются для принятия решения на основе предлагаемых альтернатив.

По с т е п е н и ц е н т р а л и з а ц и и обработки информации выделяют системы, имеющие несколько уровней обработки информации (характерны для крупных объектов), системы с централизованной обработкой информации (характерны для средних объектов), системы коллективного пользования (характерны для малых объектов).

По у р о в н ю у п р а в л е н и я различают системы, относящиеся к низшему уровню управления (АСУП - для уровня предприятий и организаций, АСОУ, АСУТП и т.д.), среднему уровню управления (ОАСУ - отраслевые АСУ, РАСУ - республиканские и региональные АСУ территориальных органов и др.) и высшему уровню управления (ОГАС - общегосударственная автоматизированная система).

В последующем представления о видах автоматизированных систем развивалось. Современная классификация автоматизированных информационных систем обеспечения управления в интегрированной АСУ рассмотрена в учебнике [Юрьев В.Н., Волкова В.Н. Информационные системы в экономике: учебник для вузов. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2006].

Следует иметь в виду, что признаки, по которым выше были классифицированы системы управления, являются независимыми, вследствие чего каждая система, отнесенная к какому-то классу по одному признаку, может соответствовать нескольким классам по остальным признакам.

Классификации автоматизированных систем научно-технической информации (АСНТИ). Разработка систем научно-технической информации была инициирована пониманием возрастания роли информации во всех сферах человеческой деятельности.

Зарубежные работы в этой области проводились разрозненно, а публикации, в основном, ориентированы на исследование проблем семантического анализа текста, реферирования и перевода с одного языка на другой. Для решения этих проблем развивались математическая лингвистика и семиотика, теория информационного поиска.

В нашей стране задача обеспечения производственной, научно-исследовательской и управленческой деятельности научно-технической информацией изначально была сформулирована с системных позиций. Были подготовлены и утверждены Техническое задание и Единый порядок разработки общегосударственной АСНТИ, в структуре которой предусмотрены общегосударственные органы НТИ (Всесоюзный Институт научной и технической информации - ВИНИТИ, издающий реферативную, обзорную и иную вторичную информацию; общегосударственные органы регистрации отчетов по НИР, диссертаций и другой научной продукции, и т. п.), отраслевые и региональные органы НТИ и отделы или бюро научно-технической информации (ОНТИ, БТИ) на предприятиях, в научно-исследовательских институтах и в других организациях.

В теории научно-технической информации введен ряд понятий: информационно-поисковой системы (ИПС) и ее структуры, информационно-поискового языка (ИПЯ), дескриптора, тезауруса и грамматики, семантики и прагматики, критерия смыслового соответствия как основы для разработки алгоритма поиска. Широко используются понятия релевантности и пертинентности информационного поиска как характеристик ИПС, на основе которых их можно сравнивать и выбирать наиболее подходящую, а также понятие многоконтурности поиска, понятие о режимах информационного обслуживания (по стандартным запросам, ИРИ, ДОР, РП), которые играют важную роль в развитии теории и практики информационного обеспечения.

Для систем научно-технической информации также разрабатывали различные классификации по:

уровням АСНТИ (общегосударственные, отраслевые, региональные, ОНТИ и БТИ предприятий и организаций);

видам документальных ИС;

видам ИПЯ (без грамматики, с грамматикой и т.п.);

видам структур ИПС;

системам индексирования;

режимам информационного обслуживания (СЗ, ИРИ, ДОР, РП);

видам критериев поиска (критериев смыслового соответствия);

тематическому профилю комплектования;

формам носителей информации;

уровням интеграции лексики

и другим, специфическим для НТИ признакам классификации.

По признаку в и д ы д о к у м е н т а л ь н ы х И С информационно-поисковые системы прошли следующие стадии развития: собственно информационно-поисковые системы, информационно-логические системы, информационно-семантические системы.

По в и д а м И П Я различают ИПЯ, и соответственно ИПС, без грамматики и с грамматикой. ИПЯ классифицируют и более глубоко - по парадигматическим отношениям, лексике языка и синтагматическим отношениям. Поскольку лексика и синтагматические отношения характеризуют текст, описанный на конкретном ИПЯ, а парадигматические отношения представляют собой внетекстовые смысловые отношения между лексическими единицами ИПЯ, которые устанавливаются на основании потребностей информационного поиска, то и ИПС классифицируют в зависимости от развитости парадигматических отношений ИПЯ.

По в и д а м с т р у к т у р ИПС различают:

· ИПС иерархической структуры, в которых все лексические единицы ИПЯ связаны сильными парадигматическими отношениями (подчинения и соподчинения) и образуют в совокупности иерархическую классификацию. Иерархические классификации имеют вид древовидного графа или дерева понятий. На практике их представляют в табличной форме записи.

· ИПС фасетной структуры, в которых лексические единицы ИПЯ предварительно группируются в фасеты, а иерархические отношения устанавливаются внутри фасетов. Фасеты, следующие друг за другом в определенной последовательности, образуют фасетную классификацию. Преимущество фасетной структуры по сравнению с иерархической заключается в многоаспектности, так как количество фасетов и субфасетов в принципе не ограничивается. Важной особенностью многоаспектной классификации является также то, что последовательность признаков, и соответственно фасетов, может быть произвольной.

· ИПС неиерархической структуры, в которых лексические единицы ИПЯ упорядочивают по внешним признакам, например, в алфавитном порядке.

Если иерархические и фасетные классификации строят в основном по заранее заданной схеме, то неиерархические языки получают эмпирически в процессе индексирования вводимых в ИПС документов.

Для того чтобы охарактеризовать систему НТИ более полно, разрабатывались многоаспектные классификации. Наиболее развитой из таких классификаций является фасетная классификация А. В. Соколова, в которой признаки классификации определяются семантическими средствами ИПС.

Семантические средства ИПС - это информационно-поисковый язык, методы (правила, алгоритмы) индексирования, методы (правила, алгоритмы) поиска по запросу.

Системы нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией) как документально-фактографические ИПС. При переходе к правовому государству, а также в процессе развития рыночной экономики возрастает роль еще одного важного вида информации - нормативно-правовой и нормативно-методической, регламентирующей деятельность предприятий при предоставлении им самостоятельности и сокращении организационно-распорядительной документации (стандартов, приказов и распоряжений).

Этот вид информации занимает промежуточное место между фактографическими АИС и документальными АСНТИ, поскольку законодательные нормативно-методические документы (законы, постановления, уставы, положения о подразделениях, стандарты, инструкции и т. п.) представляют собой тексты, но, как правило, достаточно хорошо структурированные, что облегчает извлечение из них фактографической информации.

Системы нормативно-методического обеспечения управления (СНМОУ) предприятием регламентируют деятельность подразделений и всех исполнителей управленческих функций. В числе нормативной документации предприятий нормативно-правовые, нормативно-методические, нормативно-технические и организационно-распорядительные документы (НПД, НМД, НТД и ОРД), которые обеспечивают реализацию принятых проектных и управленческих решений при создании и в процессе функционирования предприятия (организации).

В частности, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты, определяющие возможность создания и условия функционирования предприятия (организации); НМД, НТД и ОРД, обеспечивающие организацию производственной деятельности; НМД и НТД, обеспечивающие обновление структуры целей и функций системы управления (разработку основных направлений развития предприятия, комплексных программ), корректировку оргструктуры, а также регламентирующие деятельность управленческих подразделений предприятия (стандарты предприятий – СТП, положения о подразделениях, должностные инструкции); СТП и другие НТД, регламентирующие оперативное управление функционированием предприятия; НМД и НТД, регламентирующие разработку и функционирование СНМОУ, ее обновление, контроль исполнения документов, в нее входящих.

Все эти документы могут быть объединены в единую СНМОУ. Однако, как правило, создание такой системы реализовать крайне сложно, поскольку НПД, НМД и НТД различного назначения имеют специфические особенности, которые существенно влияют на структуру и программную реализацию соответствующих автоматизированных систем. Поэтому, как и в АСУ, удобно разрабатывать единую СНМОУ как совокупность автоматизированных документально-фактографических систем (АДФИПС).

В частности, создаются унифицированные автоматизированные системы нормативно-правового обеспечения такие, например, как “Кодекс”, “Гарант”, актуализацию которых осуществляют разработчики и поставщики этих систем. Актуализация в данном контексте представляет включение в систему новых законов (по мере появления) и изъятие устаревших законодательных актов.

В большинстве практических ситуаций приобретение таких систем требует меньших затрат, чем разработка, и особенно актуализация, аналогичных систем для конкретных предприятий и организаций. Однако иногда разрабатывают специализированные системы нормативно-правовой документации (НПД). Например, для НПД, регламентирующей налогообложение, бухгалтерскую деятельность конкретного предприятия и т. п.

СНМОУ, регламентирующие деятельность системы управления предприятием, также могут быть нескольких видов, что зависит от выбора нормативных документов, регламентирующих различные виды деятельности на предприятии. В частности, для управления производственными процессами необходимы АДФИПС хранения и поиска стандартов, НТД, устанавливающих нормативы выполнения технологических процессов; для системы организационного управления - АДФИПС хранения и корректировки положений о подразделениях и поиска в них информации, необходимой для формирования организационно-технологических процедур подготовки и реализации управленческих решений; самостоятельные АДФИПС могут быть разработаны для хранения, поиска и корректировки отраслевых НМД, СТП, должностных инструкций, ОРД и т.п.

Классификация информационных систем, используемых в экономике

С учетом истории развития классификаций ИС и того, что в последнее время разрабатываются разнообразные системы специального назначения, такие как корпоративные информационные системы, бухгалтерские, банковские информационные системы, информационные системы рынка ценных бумаг, экспертные ИС разного рода и т.п., то для целей анализа и создания ИС, используемых в сфере экономики, удобен широко применяемый на западе следующий перечень разновидностей (типов) этих систем, отличающихся степенью сложности:

Системы электронной обработки данных или просто системы обработки данных (СОД) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы, ведущие к решению задач. Система работает в автоматическом режиме с минимальным участием человека. Используется файловая система хранения данных. СОД используется на уровне оперативного управления фирмой с целью автоматизации управленческого труда.

Информационные системы управления (ИСУ) используются при худшей структурированности задач. Здесь появляется возможность манипулирования данными за счет появления в их составе СУБД. Система осуществляет поиск и обработку входной информации. Выходную информацию можно представлять в виде специальных управленческих отчетов. Все решения в таких системах принимает человек. Система может использоваться на уровне стратегического планирования, управленческого и оперативного контроля.

Системы поддержки принятия решений (СППР) используются для решения в режиме диалога плохо структурированных задач, для которых характерна неполнота входных данных, частичная ясность целей и ограничений. Участие человека в работе системы велико, он может вмешиваться в ход решения, модифицировать входные данные, процедуры обработки, цели и ограничения задачи, выбирать стратегии оценки вариантов решений. Помимо базы данных СППР включает в себя базу моделей и систему управления этой базой, а также систему управления диалогом. СППР используется на уровне стратегического планирования, оперативного и управленческого контроля.

Экспертные системы (ЭС) основываются на моделировании процесса принятия решения человеком-экспертом с использованием компьютера и разработок в области искусственного интеллекта. ЭС основываются на использовании не только данных и информации, но и знаний, однако они не включают в себя математических моделей, улучшающих принимаемое человеком решение. Их назначение – автоматизировать многие решения пользователя, обеспечить экономию за счет замены высокооплачиваемого эксперта сравнительно низкооплачиваемым специалистом. ЭС могут использоваться на любом уровне управления.

Гибридные экспертные системы (ГЭС) являются гибридом ЭС и СППР. ГЭС обеспечивает доступ человека к решению задачи на любой стадии и решение в ней принимает человек, используется на уровне стратегического планирования и управленческого контроля.

Информационные системы мониторинга (ИСМ) предназначены для целей контроля за деятельностью фирмы, обеспечивая высшие звенья управления важной укрупненной информацией. Они не предназначены для помощи в принятии решений, но полезны для выявления оперативных проблем, а также при анализе разного рода управленческих ситуаций за счет обеспечения текущей и ретроспективной информацией.

Все перечисленные виды ИС на практике могут работать (существовать) одновременно, выполняя свои специфические функции и участвуя в процессе принятия решений.

 

Производственные, торговые, транспортные другие предприятия, фирмы, корпорации, банки, органы территориального управления представляют собой сложные организационно-экономические системы. Они состоят из большого числа элементов, реализующих производственные и управленческие функции. Такие экономические объекты имеют многоуровневую структуру, а также обширные внешние и внутренние связи. Для обеспечения нормального функционирования сложных систем, где взаимодействуют разнообразные материальные, производственные, финансовые, информационные ресурсы и большие коллективы людей, автоматизированное управление может осуществляться как системой в целом, так и отдельными ее элементами. Соответственно и экономические автоматизированные информационные системы (ЭАИС) могут поддерживать управление объектом в целом – это интегрированные (корпоративные) ЭАИС, и выполнение отдельных управленческих функций или процессов управления – это локальные предметно-ориентированные ЭАИС.

Любая ЭАИС должна поддерживать существующие между объектом и аппаратом управления информационные потоки и обеспечивать выполнение следующих процедур:

- сбор и регистрацию данных;

- накопление и хранение данных;

- подготовку информации к обработке и использованию;

- обработку информации с выполнением необходимых расчетов;

- формирование результатов обработки в виде, воспринимаемом человеком;

- передача информации потребителям для принятия управленческих решений.

При этом надо помнить, что организационно-экономическое управление поддерживается документацией, отказаться от которой пока невозможно, а поэтому ИС помимо информационной поддержки управленческих решений должны обеспечивать оформление этих решений в документальном виде (бумажном или электронном).

Системы такой сложности, как ЭИС, обладают рядом специфических особенностей, присущих открытым системам с активными элементами, к которым, в частности, относятся неоднозначность использования понятий "цели" - "средства", "система" - "подсистема"; трудность прогнозирования (а иногда и принципиальная непредсказуемость) поведения системы при внесении в нее изменений. Для обеспечения адаптивности системы, способности ее к самоорганизации необходимо предусмотреть соответствующие средства, обеспечивающие целеобразование, способность вырабатывать варианты поведения, а при необходимости изменять структуру системы управления и ИС. Эти особенности обусловили необходимость привлечения для их объяснения и обеспечения системных представлений, закономерностей функционирования и развития сложных систем. Учитывая неизбежность и необходимость проявления названных особенностей и обусловливающих их закономерностей, которые действуют в системе независимо от того, обращают на них внимание или нет, были предложены единые принципы проектирования и единая терминология.

Для того чтобы ЭИС обеспечивала информационное обслуживание персонала управления, она должна не только выполнять определенные функции, но и соответствовать целому ряду требований. Первоначально основные принципы построения АСУ были сформулированы академиком В.М. Глушковым в конце 60-х и начале 70-х годов 20 столетия.

Принципы, на которых основывается построение современных ЭИС, таковы:

Принцип системности является главнейшим на всех этапах создания и эксплуатации автоматизированных ИС. Он позволяет подойти к исследуемому объекту как к единому целому, выявить на этой основе многочисленные и многообразные связи между структурными элементами, обеспечивающими целостность системы, установить цели производственно-хозяйственной деятельности и реализуемые для достижения этих целей функции. Системный подход предполагает проведение анализа в двух аспектах, получивших название макро- и микроподходов. При макроанализе система рассматривается как часть системы более высокого порядка, что позволяет выявить имеющиеся информационные связи и выявить наиболее предпочтительные, реализующие поставленные цели. При микроанализе изучается структура объекта, анализируются его элементы, их свойства, взаимоотношения, способы функционирования. Здесь широко используются различные методы моделирования изучаемых процессов для анализа работы системы. Это позволяет находить такой вариант структуры системы, который обеспечивает наибольшую эффективность ее функционирования.

Системный подход при формировании ИС требует выполнения следующих этапов:

· определение целей системы и критериев оценки их достижения;

· определение требований к системе, т.е. каким образом она должна функционировать;

· структуризация системы, т.е. определение функциональных подсистем, их состава и перечня задач управления;

· выявление и анализ связей между подсистемами, комплексами и задачами;

· установление связей с внешней средой.

Системный принцип создания ИС позволяет внедрять отдельные подсистемы и задачи последовательно, независимо одну от другой и при этом не нарушать функциональных связей между ними.

Принцип непрерывного развития заключается в том, что АИС создается с учетом постоянного расширения и изменения ее возможностей. Благодаря этому принципу обновляются функции системы, применяются более совершенные ИТ и инструментальные средства, наращиваются информационно-вычислительные мощности. Происходит своевременное реагирование на изменения в организационно-экономической сфере. Это требование объясняется тем, что по мере развития как экономики в целом, так и организационного управления отдельными предприятиями возникают совершенно новые задачи управления, видоизменяются старые. Поэтому ЭИС должны быстро реагировать на все подобные изменения.

Принцип единства функционирования с другими ИС (принцип совместимости) заключается в реализации способности АИС различных видов и уровней совместно функционировать, обеспечивая эффективную работоспособность экономических объектов.

Принцип стандартизациии унификации заключается в возможности применения типовых программных и информационно-технологических решений, которые предлагает современный ИТ-рынок, что позволяет сократить затраты (временные, трудовые, стоимостные) на создание и внедрение ИС.

Принцип экономической целесообразности (эффективности) заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание и эксплуатацию АИС и экономическим эффектом, полученным объектом от ее функционирования.

Помимо основополагающих принципов, необходимо иметь в виду и целый ряд частных принципов, соблюдение которых также оказывает определенное влияние на экономический эффект, получаемый от эксплуатации системы. Это:

- принцип первого руководителя состоит в том, что разработку и внедрение ИС следует производить под непосредственным руководством первого лица. Данный принцип закрепляет за пользователем прямую заинтересованность в конечных результатах функционирования системы;

- принцип новых задач означает, что в составе АИС должны решаться качественно новые задачи, а не автоматически переноситься существующие приемы управления. На практике этот принцип осуществляется путем решения многовариантных оптимизационных управленческих задач;

- принцип участия управленческого персонала в разработке и внедрении системы означает, что в рабочей группе по созданию ЭИС участвуют пользователи проектируемой системы. Они должны сотрудничать с разработчиками системы в части постановки целей предприятия и путей их достижения, в формировании специфических требований к ИС, в определении приоритетов задач и особенностей алгоритмов их решения и т.п.

- принцип всесторонней подготовки (обучения) пользователей предусматривает обязательное обучение аппарата управления методам и технике работы в условиях функционирования ЭИС.

Проблемы создания ЭАИС тесно связаны с общими основами развития экономики и конкретного экономического объекта (предприятия, банка, фирмы) с одной стороны, а с другой – со спецификой и тенденциями быстро развивающихся ИТ. Поэтому рассмотренные базовые принципы дополняются не менее важными информационно-технологическими, без ориентации на которые невозможна разработка современных ИС:

- принцип декомпозиции, используемый для разделения системы на части (элементы) и обеспечивающий изучение свойств элементов, подсистем и системы в целом;

- принцип автоматизации документооборота (безбумажная технология). Суть его заключается в том, что все или, по крайней мере, подавляющее большинство информационных потоков проходит непосредственно через компьютерную сеть предприятия. Обмен информацией между отдельными органами управления, а также между ними и объектами управления должен производиться по каналам связи. Возможности безбумажной технологии обеспечивают однократность ввода и хранения информации в ЭВМ, оперативность, достоверность и многократность ее использования, а также защиту от несанкционированного доступа;

- принцип надежности и живучести ИС требует, чтобы ЭАИС обладала способностью компенсировать последствия нарушений и повреждений отдельных элементов системы.

Названия принципов «динамическая целостность модели объекта управления», «модульность построения», «интеллектуализация», «адаптивность», «дружественность» говорят сами за себя.

Кроме всего прочего, должны соблюдаться общие принципы новой информационной технологии: интегрированность, гибкость, интерактивность.

Соблюдение этих принципов обязательно на всех стадиях жизненного цикла ИС от предпроектного обследования до промышленной эксплуатации. Процесс создания системы, как правило, носит итерационный характер, обеспечивая совершенствование ЭАИС вместе с развитием и совершенствованием организационно-экономического управления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.