Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структуры информационной системы государства

Роль информации в обеспечении экономической деятельности

 

Банк как кредитор, заемщик, гарант и информатор является активным участником разработки и осуществления политики России в области валютных, кредитных и финансовых отношений внутри страны и за ее пределами. Поэтому информационные потребности в области банковского дела очень велики. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, как правило, банки участвуют в развитии основных направлений валютно-финансовой деятельности.

Во-вторых, коммерческий банк осуществляет регулярный контроль за деятельностью своих филиалов и всей сети, испытывает потребность в рациональном использовании полученной информации с целью осуществления внутреннего контроля. Координатором работы в этой области выступает Центральный банк. Кроме того, Министерство финансов, а также различные службы России, опираясь на определенный набор информации — годовые отчеты о деятельности банков и банковских учреждений, прогноз возможного развития на краткосрочный и долгосрочный период, международный опыт банковского дела — ведут эффективную работу в области управления и контроля за банковской деятельностью в условиях рыночной экономики, совершенствуют механизм подготовки нормативно-правовых документов, выработки рекомендаций, в частности, по внешнеэкономической деятельности.

В-третьих, для определения эффективности инвестиционной политики, осуществления контроля за участниками инвестиционных проектов, разработки программы на будущее необходима также информация, позволяющая сделать финансово-экономический анализ и принять решение.

В-четвертых, анализ поступаемой информации способствует выработке политики в вопросе кредитования внешнеэкономической деятельности, созданию организационных условий для эффективного функционирования финансового, кредитного рынка и т.д.

Перечисленные потребности в информационном обеспечении реализуются путем создания баз данных как по нормативно-правовым, так и по контрольным признакам с целью использования информатизированного материала в банковском деле и процессе общественного воспроизводства в целом.

Использование информации в промышленно развитых странах в настоящее время стало одним из основных средств конкурентной борьбы банков на национальном и мировых рынках: кредитном, депозитном, валютном, финансовом и т.д. Так, в США информация стала одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны. С конца 70-х годов проблемам информации и развитию средств коммуникации уделяется большое внимание в документах и материалах конгресса и правительства США. В 80-х годах усилился процесс расширения сетей пакетной, микроволновой и спутниковой коммуникации. С целью регулирования деятельности банков и специальных финансовых институтов в начале 80-х годов была создана Единая сеть цифровой информации внутри страны и транснациональные сети, через которые осуществляется большинство переводов в долларах США между крупными банками, финансовыми институтами. В процессе функционирования этой сети был выработан общий порядок регулирующих мер и ограничений.

В США законодательство предписывает обязательную предварительную обработку на национальном уровне информации, предназначенной для передачи на международном уровне. В частности, практикуются:

· ограничения на импорт технологии запасных частей иностранного производства с целью стимулирования их национального производства, проведение дискриминационной стратегии тарифов для служб передачи информации; при этом иностранные конкуренты по сравнению с национальными субъектами экономических отношений, в том числе банками, ставятся в невыгодное положение;

· ограничение привлечения иностранных специалистов;

· обязательное использование национальных сетей передачи информации;

· жесткая регламентация правил работы с банковской информацией.

Этот опыт полезно использовать в России, где дискриминируются национальные производители, в том числе банковских продуктов.

Организационная структура системы информации, в частности банковской, в США отличается следующими особенностями.

Во-первых, в стране сложилась координированная система информации, в которой каждое звено выбирает такие формы и методы работы, которые наиболее полно отвечают требованиям информационного обеспечения деятельности предприятия, в том числе банка.

Во-вторых, децентрализация сочетается с централизованным руководством банками. Отдельные звенья и подсистемы осуществляют постоянное взаимодействие, основанное на договорных отношениях. Общенациональный Координирующий Совет дает возможность эффективно решать общие для всех принципиальные вопросы в области информации и направлять деятельность всех звеньев системы.

В-третьих, система информации США включает следующие звенья (см. рис.5).


 

Рис. 5. Структура системы информации США '

 


Каждое из этих звеньев имеет различные учреждения общего и специального назначения, оперативное руководство которыми осуществляется из единого центра.

Банковская практика в США подтверждает эффективность системы внешнеэкономической информации. Используя эту систему, правительство может располагать достоверной информацией о деятельности различных секторов национальной экономики, проводить достаточно гибкую и эффективную политику в области использования и управления национальными ресурсами, руководства международными внешнеэкономическими, финансовыми отношениями. В стране сложилась своеобразная система информации. Она не имеет централизованного административного подчинения. Каждое ее звено, обслуживающее отдельное министерство, ведомство, самостоятельно выбирает формы и методы информационной работы, соответственно их потребностям.

Развитие систем связи, вычислительной техники и других средств информации привело к расширению возможностей управления экономикой и широкому внедрению во все области деятельности новых технологий как частных, так и государственных предприятий и организаций, в том числе банков различного профиля, и на всех уровнях деятельности от простых расчетов до принятия стратегических решений. Динамику этого процесса иллюстрирует табл. 1.

 


 

 

Опыт США показал, что эффективность управления банками и любой из отраслей народного хозяйства повышается благодаря обратной связи между развитием средств информации и потребностями управленческих структур всех уровней в эффективном инструменте управления, так как спрос в условиях рыночной экономики рождает предложение.

Как показывает анализ управления экономикой, в том числе банками США, в структуре власти на всех уровнях существуют механизмы, которые обеспечивают регулирование рыночной экономики путем развития информационной связи между субъектами регулирования и объектами производственно-хозяйственного процесса. Это создает мобильность в условиях рынка. По нашему мнению, используя опыт США, целесообразно организовать в России следующую информационную структуру, включающую банки, с учетом отечественной специфики (см. рис. 6).

Опыт функционирования финансово-экономической информационной системы развитых стран показывает также, что для создания информационных технологий, в том числе банковских операций, требуется поддержка государства. Так, правящие круги США способствовали созданию комплексной многоуровневой транснациональной информационной инфраструктуры, объединяющей промышленно развитые страны. Усилия информационных органов этих государств позволяют наиболее эффективно обеспечивать их деятельность и руководство международными экономическими отношениями.

Изучение мирового опыта в сфере банковской информационной работы полезен для России, так как при изменении системы регулирования экономикой часто создаются ненужные новые структуры, не способствующие обновлению экономики и обреченные в ближайшее время на самоликвидацию. Например, в 1993 г. был создан экспортно-импортный банк (Эксимбанк). Основными задачами его являются кредитование государственных Экспортно-импортных операций, развитие экспортного финансирования как одного из основных направлений банковского обслуживания внешнеэкономических связей. В то же время в декабре 1993 г. Указом Президента России были подтверждены основные направления деятельности Внешэкономбанка, которые совпадают с задачами Эксим-банка. В связи с этим, нам представляется, нет необходимости создавать новое учреждение, поскольку уже 70 лет работает механизм квалифицированного банковского обеспечения внешнеэкономических экспортно-импортных связей России в области кредитов, гарантий, операций с ценными бумагами, финансирования государственных операций.


 

Рис. 6. Информационная структура государства

 

Рис. 7. Транснациональная банковско-информационная инфраструктура США


 

Для повышения эффективности регулирования экономикой, в том числе банками, исходя из мирового опыта целесообразно организовать систему банковской информации следующим образом.

Специальные подразделения банков, объединенные в масштабах банковской системы страны в систему информации, собирают, обрабатывают, хранят и распространяют финансово-банковскую и общеэкономическую информацию. Деятельность банковской системы информации должна осуществляться на основе рационального подхода к информации как к банковскому продукту, предназначенному для многократного использования на коммерческой основе. Общее руководство информационной банковской работой должен осуществлять Центральный банк Российской Федерации как центральный, регулирующий и контрольный орган страны. Основной задачей в области банковского обслуживания внешнеэкономических связей является обеспечение банков, специализированных кредитных финансовых учреждений, бирж, коммерческих, других организаций информацией по интересующей их тематике.

В процессе распространения информации могут быть вовлечены региональные управления Центрального банка, государственные финансовые институты, биржи.

Целесообразно установить следующую иерархию информационных отношений.

Наше предложение о создании единой системы внешнеэкономической информации направлено на обеспечение равноправного обслуживания участников внешнеэкономического комплекса, гарантирующего санкционированный доступ к необходимым совокупностям внешнеэкономической информации. Нам представляется, что основные контрольно-регулирующие органы России — Министерство финансов и Центральный банк —, обладая достоверной информацией об экономической, финансовой ситуации в стране, способны более активно использовать мировой опыт, гибко сочетать рыночные и государственные рычаги регулирования в зависимости от состояния экономики страны.

Информационный центр Центрального банка России, в свою очередь, может заниматься разработкой основных направлений развития банковской системы информации, включая разработку и внедрение автоматизированных систем и сетей информации, а также вопросами финансирования работы органов информации, установлением цен на все виды информационных услуг.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функциональное назначение основных прикладных программных решений | Проект модели банковской информации РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.