КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Екатеринбург 2002 16 страница
В России начало XX века ознаменовалось широким интересом образованной общественности к психологии как теоретической, так и прикладной. Причем область практического применения психологии относилась главным образом к образованию и воспитанию. Отношения между российскими теоретическими и практическими психологами далеко не всегда напоминали сотрудничество, как и в других странах. Особенность развития прикладной психологии в России заключалась в стремлении психологов-практиков к проведению исследований и разработке концепций. Ярким примером этого является деятельность А.П.Нечаева. В этом им противостояла значительная часть академических психологов, представленная в частности, Г.И Челпановым, считавшим подобные исследования преждевременными из-за несовершенства техники психологического эксперимента и обвинявшим своих оппонентов в дилетантизме. Американская психология желала быть признанной как наука, преследующая практические цели. Согласно тербованиям пракгматизма идея могла считаться верной, если она что-то значила для индивида и общества. Функционализм доказывал, что роль ума состоит в приспособлении поведения к среде. Естественно, психологов интересовало как происходит это приспособление к американской жизни, заня это, можно было улучшить процесс приспособления, сделать его более эффективным, провести коррекцию. Поскольку приспособление являлось основной функцией ума, любая сфера человеческой жизни открывалась перед психологической технологией: приспособление ребёнка к семье, родителей к ребёнку и друг другу, рабочего к рабочему месту, солдада к армии - и так в отношении любой стороны личности и поведения.
Одной из первых попыток использования прикладной психологии было изобретение Кеттеллом ментального теста в 1890 году. На выставке в Колумбии в 1893 году были представлены психологические тесты. Первая психологическая клиника открылась в 1896 году, а затем и многие другие. В этих клиниках для диагностики детей использовались тесты, раскрывавшие школьные проблемы, но не предлагавшие лечения. Стали развиваться и детские коррекционные клиника Первая такая клиника была при детской суде в Чикаго в 1909 году. Там психолог Грейс Ферналд тестировала детей перед судом. Самые ранние тесты, применявшиеся на умственно отсталых детях, использовали медные инструменты психологической лаборатории, но вскоре они были заменены более сложными тестами Бине. В 1908 году началось психогигиеническое движение. Целью психогигиены было предупреждение возникновения психологических проблем. Тестирование стало проводиться в психиатрииеских клиниках, в бизнесе, в промышленности. В 1901 году Уолтер Дилл Скотт создал психологию рекламы. С 1915 года стал проводиться психологический профотбор. Со вступлением США в Войну психологи взяли на себя огромную задачу по отбору призывников в армию США. Через год психология стала частью интеллектуального пейзажа американской жизни, а психологические термины вошли в словарь разговорного языка американцев. Участие американских психологов в I Мировой войне началось 6 апреля 1917 года, через два дня после вступления США в войну, когда Иеркс начал организацию психологической службы в армии. Другую психологическую организацию возглавил Уолтер Дилл Скотт и принёс с собой приёмы управленческой практической психологии. Более продуктивной, давшей конкретные результаты была работа комитета Скотта. Скотт разработал шкалу рейтинговой оценки для отбора офицеров. К Концу войны этот комитет классифицировал 500 000 человек и разработал профориентационные тесты для 83 военных специальностей.
Комитет Йеркса продвинул вперёд профессиональную психологию. Его главное достидение было изобретение грут повых тестов интеллекта. Индивидуальная работа с большим количвством людей оказалась невозможной, поэтому в мае 1918 года был составлен тест интеллекта, который мог быть проведен с группой в короткое время. Сам Йеркс сомневался в читсоте такого тестирования. Группой Йеркса были разработаны две группы тестов: Альфа-тест для грамотных рекрутов и Бета-тест для неграмотных. Рекруты разделялись по шкале от "А" до "Е". "А" могли быть -офицерами, "Д" и "Е" не годились к службе. К 1919 году коллеге Йеркса протестировали I 175 000 человек. До I Мировой войны прикладные психологи были разобщены. После войны рабора психологов получила широкую известность. Это влияние психологов никогда не снижалось за полсдение 70 лет. Помимо психологии рекламы значительное влияние на людей оказала промышленная психология, то есть, применение психологии в организации бизнеса. Первым стал применять научное управление бизнесом Фредерик Тейлор (I856-I9I5). В I9II году он опубликовал "Принципы научного менеджмента". Он изучал промышленных рабочих во время работы и анализировал их деятельность с точки зрения механических действий. По сути дела Тейлор превратил работников в роботов, бездумно и эффективно повторявших однообразные движения. Тейлор не был психологом и недостатком его системы было то, что она управляла работой, а не людьми, недооценивая индивидуальный опыт работника, а также его психическое состояния и их влияние на производительность труда. Постепенно организаторы производства стали понимать, что главная их задача - это работа с людьми. Наиболее значительным было исследование, проведённое в начале 20-х годов группой, возглавляемой Элтоном Мэйо на заводе Хоторна Западной Электрической Компании. Эффект Хоторна показывает важность субъективного фактора в повышении производительности труда. В эксперименте участвовала группа мужчин-рабочих, собиравших телефонные реле. ученые изменяли буквально все обстоятельства, связанные с работой: от расписания перерывов до освещенности. Они обнаружили, что любое вмешательство увеличивало производительность. Даже если оно означало возврат к прежним формам труда.
Был сделан вывод, что увеличение продуктивности вызывается не изменениями на рабочем месте, а деятельностью самих исследователей. На рабочих производило благоприятное впечатление то обстоятельство, что руководство заботится о них, стараясь улучшить условия труда. Вследствие этого у рабочих изменялось отношение к своей работе и к работодателям, чти приводило к повышению производительности. С этого времени стали применяться меры для удовлетворения эмоциональных потребностей работников. Одна из них "консультирование персонала". Работники со своими жалобами относительно работы и руководства могли обратиться к консультанту, получившему психологическую подготовку. В последующие десятилетия такие программы постепенно числено увеличивались. В 80-е годы эффект Хоторна пересматривался. Это сопровождалось широкой и решительной критикой промышленной психологии. Доказывалось, это промышленная психология производит счастливых роботов, но всего лишь роботов. Консультирование рассматривалось как попытка заставить людей думать, что они счастливы в своей работе, то есть, изменялось отношение к проблемам, а не сами проблемы. При помощи психологического манипулирования руководство отвлекало работников от объективных условий работы, включая и заработную плату. В целом сохранялась роботизация, введенная Тейлором, но в иной, более радостной упаковке. Психологический словарь Стьюарта Сазерленда (Великобритания, I989) придерживается прежней точки зрения. После I Мировой войны всё больше психологов стали заниматься прикладной психологией. В то время она называлась "клинической". В действительности та клиническая психология не имела ни чего общего с современной. Сам термин означал психотерапию. До II Мировой войны именно "клиническая" психология занималась тестированием различных групп населения: детей, солдат, рабочих, психически нездоровых людей, клиентов.
"Клинические психологи" редко занимались исследованиями, работая на компании или частными консультантами, поэтому у них складывались сложные отношения с АПА. Кроме того, "клиницисты" были чаще всего женщинами, и мужчины-психологи часто не принимали их всерьез. В 1930 году группа прикладных психологов Нью-Йорка создала национальную организацию: Ассоциацию Психологов-Консультантов, что можно считать основанием профессии прикладного психолога. Постепенно психологи вовлекались в проблемы общества. Результаты армейский А и Б тестов показали, что в Америке потрясающе мало лиц с высоким интеллектом. В докладе Йеркса указывалось, что средний интеллектуальный возраст американцев составляет 13,08. Был пущен в оборот термин "умственно отсталый" /дебил/ для обозначения всех, чей умственный возраст был ниже 13. Оказалось, что 47,3 белых являлись УО. Результаты недавних эмигрантов и цветного населения были еще хуже. В 1923 году Йеркс сообщил, что расовые различия по интеллекту вполне определенны. Лучше всех показывали результаты дети из старых семей переселенцев. Первыми были выходцы из Англии, затем Голландцы, Датчане, Шотландцы, Германцы. Результаты недавних эмигрантов были ужасны, наихудшие результаты были у турок, греков, русских, итальянцев и поляков. Самое дно представляли афроамериканцы с умственным возрастном 10,41. Исследования подтверждали выводы Гальтона о врожденной природе интеллекта. Сторонники Гальтона были убеждены, что индивидуальные и расовые различия невозможно было компенсировать образованием. Например, Иеркс замечал, что черные, жившие на севере, превосходили южан, но заявлял, что это произошло лишь потому, что наиболее умные переехали на север. Он мог бы, конечно, признать, что оказавшиеся на севере получали лучшее образование, но он даже не принимал это в расчет. Всякая критика игнорировалась. С наиболее продуманной критикой выступил политический писатель Уолтер Липпман. Он доказывал, что средний американец не может иметь интеллект ниже среднего, поскольку в качестве образцов были взяты несколько сотен школьников из Калифорнии, а армейские результаты основывались на выборке в 100 000, поэтому скорее армейские результаты представляли среднеамериканский интеллект. Более того, классификация армейского теста предполагала, что только 5% рекрутов могут стать офицерами. Поэтому, если бы потребность в офицерах составляла 2,5%, то именно столько и было бы отобрано тестами, а все остальные были бы признаны умственно неполноценными. Влияние интеллектуальных тестов все более возрастало и не только в США, но и в Европе, и в Советской России где принятие педологии на государственном уровне вело к некорректному и непрофессиоанальному применению тестов в системе народного просвещения. Известный американский психолог Чарльз Спирмэн даже называл тесты интеллекта долгожданной основой психологии, которая, наконец, поставит психологию в ряд таких наук, как физика. Так цели прогрессивного социального контроля по мнению многочисленных энтузиастов могли быть, наконец, достигнуты средствами психологии. Худшие из гальтонианцев были ярыми расистами. Их лидер в США, Мэдисон Грант разделял европейцев на расы: нордическую, альпийскую, средиземноморскую. Самая одаренная была нордическая, представленная "блондинами, протестантами и героями". По Гранту представители нордической расы основали США, но находились в опасности быть поглощенными эмигрантами из других расовых групп. Пропаганда расизма шла полным ходом. Улучшение расы рассматривалось как религиозный долг. Всё это подкреплялось тысячами книг, содержавших псевдонаучные подтверждение расизма. В 1924 году в Конгрессе США прошел ограничительный акт, устанавливавший въезд в страну эмигрантов на уровне 1890 года. Он был отменен только недавно. Британская евгеника касалась в главным образом классов, а не рас, и была в основном позитивной, но при этом она не была признана законом. Американская евгеника, однако, опиралась на расовую теорию, провозглашала агрессивную программу, и была негативной, но в то же врем, признанной законом. Поворот к негативной евгенике и контролю за так называемыми какогеническими людьми начал биолог Чарльз Дейвенпорт. В 1904 году в Нью-Йорке он организовал евгеническую лабораторию, ставшую центром американской евгеники. По его выражению, он посвятил жизнь "унинтожению безнадежно порочной протоплазмы". Будучи уверенным, что различные этнические группы представляли собой различные биологические расы, Дейвенпорт приписывал социальным стереотипам генетическую основу. Например, итальянцам приписывалась склонность к "преступлению и насилию", евреям - к "воровству". Он заявлял, что если эмиграция из южной Европы не прекратится, будущие Американцы станут темнее, меньше ростом и более склонными к таким преступлениям, как воровство, похищение с целью выкупа, разбой, убийство, изнасилование, сексуальная аморальность. Дейвенпорт хотел, по его словам, создавать брачные пари "по тем же высоким критериям, что и в коневодстве. Дейвенпорт, Годдард и другие гальтонианцы предлагали различные евгенические программы. Одни проводили отбор в учебные заведения, другие ограничивали рождаемость среди какогеников, но возникали страхи, что ограничение рождаемости будет в первую очередь воспринято интеллигентными людьми. МакДаугалл (I92I) добивался у правительства поддержки для детей интеллигенции. Годдард проповедовал изоляцию дебилов, идиотов и имбецилов в заведениях, где бы они могли прожить счастливую жизнь, лишенные лишь возможности размножаться. Был даже принят закон, предложенный Дейвенпортом, и многими другими евгениками проводить насильственную стерилизацию какогеников. До 1932 года стерилизовано было 12 000, 7,5 из них в Калифорнии. Стерилизовалиаь не только слабоумные, но и эпилептики, насильники, "моральные дегенераты", проститутки, пьяницы, наркоманы. Подобный закон был отменен в Швеции только в 70-х. С критикой евгеники, особенно, стерилизации выступал Честертон и католики. Ведущие биологи, последователи Дарвина и Менделя называли евгенику биологической глупостью, дебилы могли иметь нормальных детей и даже с высокими способностями. Антрополог Франц Боас заявлял, что различия между человеческими группами являются культурными. И доказывал психическое единство человечества. Его последователь Отто Клинеберг, обследовав народы Европы, не обнаружил никаких различий между нордическими, альпийскими и средиземноморскими. В 1928 году Годдард пересмотрел свои взгляды, заявил, что слабоумие не является неизлечимым и что дебильных детей необязательно изолировать. К 1930 году евгеника умирала. Ведущие евгеники пересматривали свои взгляды. Третья Международная конференция по евгенике привлекла не более 100 человек. Но добил евгенику стыд. вдохновленные победами евгеники а США, нацисты начали проводить евгенические программы. Начиная с 1933 года были введены законы о насильственной стерилизации, направленные против всех тех, кто предположительно имел "генетические дефекты". Врачи должны были докладывать о таких людях в Отделы Наследственного Здоровья, которые к 1936 году приказали провести 1/4 млн. стерилизаций. Нацисты воплотили план МакДаугалла поддерживать третьих и четвертых детей арийской элиты и обеспечивали матерей из СС, замужних или нет, люльками для сверх-детей. В 1936 году были запрещены браки между арийцами и евреями. В 1939 пациенты психиатрических клиник с определенными болезнями стали официально уничтожаться, включая всех евреев, независимо от их психического состояния. От расстрелов нацисты перешли к газовым камерам. Вершиной нацистской евгеники был холокост, когда по приказу государства било уничтожено 6 млн. евреев. Ужаснувшись, американцы отказались от негативной евгеники, но многие законы остались в кодексах. В штате Вирджиния до 1981 года существовал закон, допускавший стерилизацию по решению суда. Евгенические традиции продолжаются на уровне генетического консультирования, когда носителям наследственных болезней не советуют заводить детей или делать это только под медицинским контролем так, чтобы можно было вовремя прервать беременность. В 1928 г. антрополог и психолог Маргарет Мид (1901-1979) вернулась с Южных морей, свидетельствуя об идиллическом обществе, где людям приходится мало работать, где они ведут мирную жизнь, полностью приспособлены, гармоничны и сексуально удовлетворены, философы даже думали, что таитянский рай можно создать в Европе при помощи социального конструирования. Интеллектуалы XX вена ощутили себя накануне Нового Просвещения или, как сказал Уотсон, "социального Ренесанса, приготовления к изменению нравов". Книга Мид называлась "Грядущий век на Самоа". Маргарет Мид была молодым психологом и антропологом, ученицей Франца Боаса (1858-1942). Боас и его последователи были убеждены, в правоте Дьюи, который говорил, что природа человека - это бесформенный набор импульсов, который общество превращает в личность. Согласно Рут Бенедикт (1987-1948), другой ученице Боаса, личность, будучи полностью сформированной культурой, воплощает культуру в историческом индивиде, и культура, создатель личности, является личностью общества. Если евгеника полностью отрицала любые влияния, помимо природных, то боасианцы рассматривали культуру как своеобразный пресс, который штампует индивидов. Мид употребляла образ прессформы, полностью соглашаясь с Уотсоном. Мид посетила Американское Самоа, провела довольно небрежно полевые наблюдения и вернулась с описанием общества, которое подтверждало концепцию Дьюи и Боаса о чрезвычайно пластичной человеческой натуре. Это описание обещало идеальную форму счастливого общества, где люди переживают полную приспособленность к среде, обществу и друг другу. Мид живописала общество, которое не знало проблемы отцов и детей, агрессии, войны, враждебности, глубокой привязанности между родителем и ребёнком, женой и мужем, конкуренции - общество, где родители стыдились выдающихся детей и гордились заурядными, похожими на других. Наиболее заманчивой была идея, что самоанцы на считали секс грехом и рассматривали сексу-альные отношения как времяпрепровождение, "изобразительное искусство, превращая секс в игру, допускавшую все гетеро и гомосексуальные выражения с любыми вариациями в качестве артистического дополнения". Избегание самоанцами сильных чувств и глубоких привязанностей распространялось на любовь. Они считали ревность грехом и не относились серьезно к супружеской измене - сообщала Мид. До брака, по её словам, подростки предавались свободному и просто му промискуитету. Один из рецензентов книги Мид выразился так: "невинный, странно обезличенный, наивно механистически-бихевиористский секс беспечной юности далекого Самоа". Книга Мид породила образ новой Утопии, сексуальной свободы и полного счастья, стала основанием для философии "плейбой" и наконец, она предоставила психологам центральную роль в конструировании нового общества. Обсуждая работу Боаса и его студентов, крупнейший британский философ ХХ в. Бертран Раасел назвал психологов архитекторами новой Западной цивилизации, которым можно позволить манипулировать человеческой природой. Дерек Фриман в 1983 году показал, что Самоа - это далеко не тот сексуальный рай, который был описан Мид. Там были и насилие и агрессия и конкуренция и глубокие человеческие чувства. Период с 1919 по 1929 год отмечен популярностью психологии. Канадский юморист Стивен Ликок писал в 1923 г.: " Огромная волна умственной культуры обрушилась на общество" Слова "наука учит нас" были достаточны, чтобы погасить любой аргумент. Религиозная вера была подорвана. Делались попытки соединить науку и Библию. Многие попросту теряли веру. Уотсон, например, воспитывался как баптист и подобно 71% ранних бихевиористов, собирался стать священником. Только смерть матери и сильный нервный срыв по окончании школы привели его к полному отказу от религии. 20-е годы были разгулом саентизма. Популярная психология с одной стороны, давала людям чувство освобождения от религиозной морали прошлого, вселяя мечту о сексуальной свободе тропического острова. В то же время, популярная психология предоставляла научно обоснованную технологию социального контроля. Первой волной новой психологии был популярный фрейдизм, подорвавший викторианскую мораль. Среди образованной молодежи укрепилось убеждение, что сохранение психического здоровья возможно, если следовать призыву английского писателя Оскара Уайлда: " Никогда не сопротивляйтесь искушению". Эти же идеи были перенесены на воспитание детей, которых не следовало ни в чём ограничивать чтобы они росли счастливыми, беззаботными как самоанцы у Мид. Второй волной популярной психологии 20-х годов был бихевиоризм, которой нередко в глазах широкой публики смешивался с психоанализом. Его крупнейшим популяризатором был сам Уотсон, в молодости увлекавшийся фрейдизмом, а затем отвергший его, поскольку, по его выражению, "в психоанализе было слишком мало науки". Он же нападал и на евгенику, говоря, что евгенические программы "опаснее большевизма". Касаясь американского расизма, он говорил, что даже если какому-нибудь негру дали миллион долларов годового дохода и послали его в Гарвард, общество третировало бы его как неполноценного. Человек, говорил он, - это комочек протоплазмы, взывающий, чтобы ему придали форму. Уотсон, естественно был готов к тому, чтобы снабдить родителей научно обоснованной технологией воспитания детей. По Уотсону вся ответственность за развитие ребёнка лежит на семье. Домоводство, воспитание детей, сексуальное поведение - должны стать профессиональной подготовкой для девочек В этой подготовке не должно было быть ни какой чепухи, любви в детям, ласки, потакания их желаниям. Уотсон с презрением смотрел на традиционную семью. Любовь матери к детям он рассматривал как сексуальное подкрепление. Эмоциональный голод мать обращает на детей, обнимая и целуя ребёнка. Рекомендации родителям Уотсона выглядят жестоко бихевиористскими: "Обращайтесь с ними, как будто они - маленькие взрослые, Будьте осмотрительны в том, как вы одеваете их или купаете. Ваше поведение всегда должно быть объективным и твердым. Никогда не ласкайте и не целуйте их, не усаживайте их к себе на колени. Вы должны целовать ребёнка только перед сном. По утрам пожимайте им руку. Домашние дети обречены на страдание, поскольку не готовы покинуть дом ради бизнеса, школы или брака. Помните, что любовь матери - это опасный инструмент, который делает детство несчастным, превращает подростничество в кошмар и разрушает брак ваших детей". Эта книжка была написана вместе с Розали Рейнер, его второй женой и называлась: "Психологическая забота о младенце и ребенке". Даже Карл Роджерс, основатель новой психотерапии, а впоследствии лидер гуманистической психологии, пытался воспитывать своего первенца по книжке Уотсона. Уотсон был настолько неуверен в способности матерей воспитать счастливого ребёнка, что призывал отбирать детей у родителей и воспитывать их в профессионально организованных яслях. То же предлагал последний бихевиорист Скиннер в своем утопическом романе "Уолден II". В своей второй карьере, организатора рекламы, Уотсон попытался продемонстрировать силу поведенческого социального контроля, манипулируя покупателями. После изгнания из академии, за брак с Розали Рейнер, Уотсон был принят на работу в рекламное агентство, которое пыталось научно организовать свою деятельность. Центральной схемой социального контроля Уотсона было использование слова для подстегивания человеческих эмоций, так же, как это делалось у евангелистов. В этом Уотсон следовал взглядам Джона Альберта Бродуса, ведущего баптиста, в честь которого он был окрещен. Бродус учил, что разум - ненадежное основание для нравственности, поэтому молитва должна использовать страх и гнев как эмоциональное основание привычек хорошего христианина. В книге "Сердце или интеллект" (I928) Уотсон описывал управление эмоциями как средство эффективного социального контроля. Подобно евангелистам, использовавшим страх в воспитании детей, советы Уотсона всегда опирались на наказание. Он говорил, что люди никогда на используют полностью свои таланты, если их не побуждают к этому силой. В отношении взрослых язык должен был использоваться так же как это делал Бродус: манипулировать эмоциями, чтобы получить желаемое поведение. Например, при проведении рекламной компании детской присыпки Уотсон он использовал утверждения медицинских экспертов, чтобы пробудить в матерях беспокойство о здоровье детей и неуверенность в собственных знаниях о детской гигиене. Чувство тревоги и опасности должно было заставить матерей платить за продукт, рекомендованный экспертами. В то же время, такая реклама делала родителей более зависимыми от экспертов, занимающихся детским воспитанием. Алгоритм рекламы гигиенических и медицинских товаров, созданный Уотсоном, преследует и современного покупателя. Неудивительно, что прогрессивисты с восторгом ухватились за уотсоновский бихевиоризм. Они считали, что Уотсону удалось верно описать законы, позволяющие управлять человеческой массой. В Советском союзе популярность Уотсона была также велика, например, им были написаны две статьи для Большой Советской Энциклопедии. Несмотря на популярность уотсоновского бихевиоризма, у него находились противники, Джозеф Джастроу (1929) говорил, что психология деградировала от уотсоновских популяризаций в средствах массовой информации. Подобные же взгляды высказывали и другие крупные психологи, например, Грейс Адамс. Кризис 30-х годов заметно снизил популярность психологии, но не остановил распространение её влияния. Вторая Мировая война заставила психологию быстрее развиваться, она создала и новую психологическую службу: психотерапию. В начале войны психологи исполняли свою обычную работу: занимались тестированием рекрутов, в единичных случаях проводили психотерапию. Однако, в конце войны случилось непредвиденное. Например, в американской армии к концу войны из 70 000 госпитализированных ветеранов около 44 000 были госпитализированы по психиатрическим причинам. Психологи, несмотря на слабую специальную подготовку, вынуждены были проводить и терапию. Возвращение участников войны к мирной жизни также потребовало участия психологов. От 65% до 80% вернувшихся с войны нуждались в помощи психологов. Профессиональная подготовка психологов требовала перестройки. Во-первых, необходимо было отделиться от психиатров. Новая специальность получила название: "ученый-практик". Студентов прежде всего готовили как исследователей в области научной психологии, во-вторых, как практиков. По данным журнала European Psychоlogist за 1999 г. проблема профессиональной подготовки психологов не разрешена ни в одной стране. Глава 13. Эклектическая психология /I950-I958/
Послевоенные годы отмечены мирным сосуществованием бихевиоральных теорий. Но в это же время развивались три важные тенденции. Первая - всё возраставшее влияние радикального бихевиоризма Скиннера в экспериментальной психологии и его применение к человеческому мышлению и поведению. Вторая важная тенденция - возникшая в вне психологии - это образование направлений, изучавшего искуственный интеллект. Из него постепенно выросла когнитивная психологи и когнитивная наука, а затем и возрождение философии ума. Наконец, продолжала развиваться клиническая психология. Все это закладывало основы психологического общества 70-80 годов. Одна из важнейших проблем экспериментальной психологии начала 50-х годов - научение. В первую очередь это касалось теории научения. В 1951 году Карл Лешли, одно время учившийся у Уотсона, выступил с критикой С-Р теорий сложного поведения. С физиологических позиций он доказывал, что такие цепочки невозможны из-за относительно медленной передачи нервных импульсов от рецептора к мозгу и назад к эффектору. Лешли доказывал, что вместо этого организм обладает центральными планирующими функциями, которые организуют действии в крупные блоки, а не в цепочки. Лешли доказывал, что именно так организована речь. В 1950 с открытым осуждением того, что экспериментальные психологи занимались исключительно научением у крыс, выступил Франк Бич, изучавший поведение животных. Он опрашивал, интересует ли психологов научное понимание поведения в целом или только научение одного вида - норвежской крыиы. Без изучения поведения других видов лабораторные обобщения должны вызывать подозрения. Он также отмечал существование специфически видового поведения, такого, как импринтинг, который не является результатом ни научения, ни инстинкта и не укладывается в существующие теории научения. Проблемы сравнительной психологии существенно повлияли на психологию научения 50-60 годов. Радикальный бихевиоризм. Наиболее известным из младшего поколения бихевиористон является Боррус Фредерик Скиннер (I904-1990). Скиннер вслед за Уотсоном полностью возложил ответственность за поведение на среду. По Платону людьми движут нравственные ценности, У Скиннера люди не заслуживают ни наказания, ни поощрения, так как среда управляет поведением. Сущность радикального бихевиоризма лучше всего понять, обратившись к работе Скиннера "Критика психоаналитических концепций и теорий". Для Скиннера самым большим открытием Фрейда было то, что человеческими поведением движут в основном бессознательные причины, а самой большой ошибкой Фрейда по Скиннеру было изобретение психического аппарата Ид, Это, Суперэго и сопутствующих психических процессов для объяснения поведения человека. Скиннер считал, что благодаря явлению бессознательного психические процессы просто не имеют отношения к поведению. Например, наблюдая у студентки невротические страхи по отношению к преподавателям, психоаналитик может объяснить это предположением, что её отец был строг и педантичен, требуя полного подчинения. Этот детский образ отца теперь влияет на её поведение в присутствии авторитетных фигур. Скиннер также объяснит подобострастие как результат наказаний авторитарным отцом, но он будет настаивать на том, что связь является прямой: студентка боится теперь, потому, что будучи ребёнком, получала наказания от похожей личности, а не потому, что существует какой-то психический образ ее отца. Для Скиннера вмешательство бессознательного образа отца не объясняет ни чего, что можно было бы объяснить, просто соотнеся текущее поведение с последствиями предыдущего. Психическая связь не добавляет ни чего в объяснение поведения, а лишь затрудняет дело объяснинем психической связи. Скиннер распространял эту критику на всю традиционную психологию, отрицая равно Суперэго, перцепцию, силу привычки и когнитивные карты.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |