Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рентабельность и ее виды




Факторы, влияющие на величину прибыли

Факторы, оказывающие влияние на бухгалтерскую прибыль можно сгруппировать таким образом:

- отпускные цены на реализованную продукцию

- изменения в объеме продукции

- структуре реализованной продукции (ассортимент, качество)

- себестоимости единицы продукции

- структура расходов по экономическим элементам (их зависимость от изменения объема)

- прочих факторов, влияющие на прибыль от продаж

- операционных результаты*

- внереализационные результаты*.

*комплексные статьи, на величине которых сказывается большое количество факторов второго уровня (например, размер ставок по кредитам и займам).

В состав факторов, оказывающих влияние на чистую прибыль, кроме выше перечисленных добавляется изменение суммы налога на прибыль и ее доли в бухгалтерской прибыли.

Анализ прибыли (убытка) от продаж аспектом у является важнейшим этапом контроля над эффективностью деятельности организации. Он может выполняться в соответствии с различными методиками, которые имеют ярко выраженную отраслевую специфику.

Для сферы производства он может осуществляться в следующей последовательности.

Предварительный этап. Расчет общего изменения прибыли от продаж

D П = П1 – П0,

где П1 - прибыль от продаж отчетного периода;

П0 - прибыль предыдущего периода.

1 этап. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию

D П1 = В1 - В1,0;

где В1 – выручка от реализации в отчетный период;

В1,0 – выручка от реализации в отчетный период в ценах прошлого периода.

2 этап. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции

D П2 = П 0К1 - П 0, где К1 = Р1,0/ Р 0;

где Р 1,0 – расходы, связанные с производством и реализацией продукции отчетного периода в ценах и тарифах предыдущего периода;

Р 0 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции, прошлого периода.

3 этап. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции

D П 3 = П 0 2 1), где К 2 = В1,0/ В0;;

где В0 – выручка от реализации в предыдущем периоде.

4 этап. Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости единицы продукции

D П 4 = Р 1,0 - Р 1,

где Р1 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции, отчетного периода.

5 этап. Расчет влияния на прибыль изменений в расходах за счет структурных сдвигов

D П 5 = Р 0К2 - Р 1,0;

6 этап. Влияние прочих факторов на прибыль от продаж

D П пр =D П - S(D П 1¸D П 5).

 


Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности хозяйственной деятельности выступает рентабельность. Толкование этого термина не вызывает особых разногла­сий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль, а знаменателе могут быть капитал, себестоимость, выручка от реализации продукции (в зависимости оттого, какой показатель исчисляется: рентабельность капитала, издержек или продаж). Говоря иными словами, рентабельность - это уровень прибыльности организации.

В экономике используется большое количество разнообразных показателей рентабельности. При этом все они имеют единую методическую основу, характеризуя относительную доходность деятельности предприятия.

Универсальная формула показателя рентабельности могла бы выглядеть так:

;


К показателя доходов можно отнести:


n прибыль от продаж

n бухгалтерскую прибыль

n чистую прибыль

n нераспределенную прибыль

n маржинальный доход

n чистый денежный поток и т.п.

К величинам, включаемым в знаменатель показателя рентабельности, можно было бы отнести:

n активы (имущество) по балансу

n чистые активы (активы за вычетом обязательств)

n основные средства

n собственный капитал

n акционерный капитал

n выручка от продаж или товарооборот

n расходы, связанные с производством и реализацией продукции и т.п.

В процессе характеристики финансового состояния организации используются следующие основные показатели ее рентабельности:

1) рентабельности всех используемых активов (или коэффициент экономической рентабельности). Определяется как отношение суммы чистой прибыли орга­низации к средней стоимости используемых активов в рассматриваемом периоде: = Чистая (или бухгалтерская) прибыль / активы

2) рентабельности собственного капитала. Определяется как отношение суммы чистой прибыли организации к средней стоимости собственного капита­ла организации в рассматриваемом периоде.

= Чистая (или бухгалтерская) прибыль / собственный капитал

3) рентабельности продаж. Определяется как отношение суммы прибыли организации (балансовой или чистой) к сумме реализации продукции в рассматривае­мом периоде.

= Прибыль от продаж (или чистая прибыль) / выручка-нетто

4) рентабельности издержек. Определяется как отношение суммы прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.

= Прибыль от продаж / расходы, связанные с производством и реализацией продукции

Показатели рентабельности связаны между собой различными экономическими связями, которые наглядно можно увидеть в рисунках 11.1 и 11.2.

 

 

 

Разновидностью рентабельности текущих затрат является рентабельность продукции (услуги):

= (Цена продукции - себестоимость единицы продукции) / себестоимость единицы продукции

Рентабельность является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Но поскольку показателей рентабельности, то, характеризуя работу организации в показателях экономической эффективности, нужно уточнить, о какой прибыли и каком показателе рентабельности идет речь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.