Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференцированная реакция




Вопрос 4 Условия эффективности сегментирования

Без сомнения, существует много способов сегментации рынка, - но не все из них эффективны. Например, потребители столовой соли могут быть разделены на брюнетов и блондинов. Но цвет волос никак не влияет на объем спроса на соль. Следовательно, если потребители приобретают соль каждый месяц, по одинаковой цене и, предположительно, одинакового качества, сегментация этого рынка не принесет ощутимой выгоды.

Чтобы быть полезными, рыночные сегменты должны удовлетворять следующим характеристикам:

Это наиболее важный критерий из всех, которые применяются при выборе стра­тегии сегментирования. Сегменты должны иметь различную чувствительность к одной или нескольким подконтрольным фирме маркетинговым переменным. Переменные сегментирования должны максимизировать поведенческие разли­чия между сегментами (условие разнородности) и одновременно минимизиро­вать различия между представителями одного сегмента (условие однородности). Главное требование — сегменты не должны перекрываться, так как это грозит «каннибализмом» среди товаров компании, предназначенных для разных сегмен­тов. Чем четче определен и явственнее различим характер товара, тем однороднее будет сегмент.

Однако следует помнить: из однородности сегментов не следует, что все кате­гории покупателей взаимно исключают друг друга. Индивид, разумеется, может принадлежать более чем к одному сегменту. Товары из разных сегментов могут приобретаться одним и тем же человеком для разных членов семьи, для разных способов употребления или просто для разнообразия. Наблюдения за содержи­мым покупательских тележек при выходе из супермаркетов показывают, что по­требители нередко одновременно покупают товары как высшего, так и низшего качества. Сегмент охватывает не столько покупателей, сколько товары, приобре­таемые этими покупателями.

Адекватный размер

Сегменты должны быть определены таким образом, чтобы представлять доста­точное количество потенциальных потребителей, которое способно обеспечивать определенную выручку от реализации или обосновывать разработку новых това­ров и маркетинговых программ.

Выявленные сегменты должны обладать достаточно большим рыночным по­тенциалом, чтобы имело смысл разрабатывать отдельную маркетинговую страте­гию. Данное условие касается не только размера сегмента с точки зрения объема и частоты покупок, но и его жизненного цикла. Все рынки подвержены влиянию моды. Важно убедиться, что выбранная рыночная ниша не исчезнет по проше­ствии небольшого времени и что «продолжительность жизни» товара будет до­статочно долгой экономически. Наконец, условие адекватности размера предпо­лагает, что добавленная стоимость товара ввиду своей специфичности должна быть финансово значимой, имеется в виду, что фирму удовлетворит приемлемая для сегмента рыночная цена.

Чтобы удовлетворить данному требованию, часто приходится идти на компро­мисс, выбирая между двумя логиками: логикой маркетинг-менеджмента, который стремится к удовлетворению потребностей рынка посредством узкого опре­деления сегментов, что позволяет как можно лучше приспособить предложение фирмы к разнообразным нуждам потребителей, и логикой операционного менедж­мента, который стремится к эффекту масштаба путем стандартизации и удлине­ния производственных периодов.

Измеримость

Прежде чем выбирать целевые сегменты, необходимо определить размер, поку­пательную способность и основные поведенческие характеристики выявленных сегментов. Если использовались абстрактные критерии сегментирования, со­брать такую информацию будет очень трудно.

Например, если потенциальными покупателями являются компании определенного размера, собрать информации об их числе, расположении, обороте и т. д. будет несложно. С другой стороны, оценивать покупателей по критерию «инновационность компании» далеко не так просто; вероятнее всего, фирма должна будет провести собственное маркетинго­вой исследование. Абстрактные критерии часто используются при сегментировании по выгодам и стилю жизни, а описательное сегментирование обычно основы­вается на более конкретных и поддающихся описанию величинах.

Доступность

Доступностью называют потенциально возможную степень охвата рыночного сегмента при помощи уникальной маркетинговой программы. Существуют два способа охвата потенциальных покупателей:

Автоселекция покупателей. Фирма охватывает рынок в целом, при этом сам товар и его реклама обращены к выбранной целевой группе. Данные потре­бители сами обнаруживают себя, проявляя интерес к рекламе.

Контролируемый охват. Очень эффективен, так как фирма охватывает пече­ных потребителей, не тратя больших средств на охват индивидов или фирм, не являющихся потенциальными покупателями.

По Котлеру:

1) Измеримость. Компания должна иметь возможность оценить размеры, покупательную способность и другие характеристики сегмента.

Некоторые из переменных сегментирования довольно трудно измерить. Например, в Европе насчитывается 30 миллионов левшей — что почти население всей Канады. Однако по-прежнему лишь очень немно­гие фирмы ориентируются в своей деятельности на этот сегмент. Возможно, причина в том, что этот сегмент трудно поддается вычленению и измере­нию. Демографические данные о левшах отсутству­ют, и проводимые правительствами переписи насе­ления не предусматривают вопросов об этой осо­бенности. Частные информационные компании на­копили огромные объемы статистических сведений относительно целого ряда других демографических сегментов, но только не относительно левшей..

2) Доступность. Насколько легко сегменты поддаются охвату и обслуживанию?

Активных "потребителей" спиртных напитков очень много, но единственное, что их объединяет, — это их склонность к выпивке. За исключением ряда стран исламского мира, актив­ных любителей спиртного можно обнаружить во всех странах, во всех возрастных группах и во всех груп­пах, отличающихся по уровню доходов, среди всех психологических типов и даже среди представителей обоих полов. Если только подобная группа не живет в одном месте и не приобретает спиртное в определенных магазинах или не обраща­ется к определенным средствам массовой информации, то считать ее целевым сег­ментом весьма сложно.

3) Значимость. Рыночные сегменты должны быть достаточно велики и прибыльны для того, чтобы стоило заниматься их обслуживанием.

Каждый рыночный сегмент дол­жен представлять собой по возможности большую однородную группу, оправдываю­щую применение для нее специально разработанной маркетинговой программы. На­пример, для производителя легковых автомобилей абсолютно неприбыльно разраба­тывать специальную модель для потребителей ростом меньше "метр двадцать".

4) Пригодность. Для привлечения и обслуживания соответствующих сегментов необхо­димо разрабатывать эффективные программы.

Например, хотя банк Midland Bank и выявил семь рыночных сегментов, а также разработал для них два кредитных проек­та - Vector и Orchard — он не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы разрабатывать отдельную маркетинговую программу по каждому сегменту. Кроме того, банк обладает ограниченными средствами на ведение рекламной деятельности и вынужден обслуживать все сегменты с помощью одного и того же персонала своих отделений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.