Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суперэкотоксиканты




Общественные организации ставят проблему

Объекты местного масштаба

 

Пример с малыми реками демонстрирует еще одно важное свойство общественного мониторинга — возможность реагировать на конкретные потребности местного населения.

 

Характерной чертой государственного экологического мониторинга, вытекающей из его иерархической структуры, является своего рода "автономность", отсутствие ориентации на непосредственные нужды жителей региона. Так, мониторинг качества природных вод, осуществляемый Росгидрометом, в основном ограничивается наблюдениями в фиксированных створах. При этом реальный интерес для жителей региона представляет качество воды в ближайшем водоеме. Даже при расположении створа на участке, интересующем местное население, сотрудники первичного пункта наблюдений не могут предоставить жителям интерпретированную информацию о состоянии водного объекта. Функции первичного пункта наблюдений сводятся к определению установленного набора параметров и его регистрации в заданном формате; при передаче этих данных в региональный пункт может потеряться информация, принципиально важная для интерпретации данных, но не укладывающаяся в жесткую форму отчетности.1

 

Санэпиднадзор и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, организуют наблюдения за качеством питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Эти организации, как правило, не располагают сведениями о качестве воды в конкретных жилых зданиях. Весьма ограничены данные, характеризующие состав воды в системе нецентрализованного водоснабжения. Граждан же вполне закономерно интересует информация о том, какая вода поступает в их дома. Отметим, что при сегодняшнем состоянии разводящих сетей многие параметры, характеризующие состав питьевой воды у потребителя, определяются вторичным загрязнением в этих сетях (вызванным негерметичностью, коррозией водопроводов и т.п.)

Подобные ситуации предоставляют широкое поле для организации результативного общественного мониторинга.

 

 

Сравнительно недавно в массиве загрязняющих веществ стали выделять понятие Суперэкотоксиканты — вещества, которые в малых, дозах способны оказывать выраженное индуцирующее (усиливающее) или ингибирующее (угнетающее) действие на ферменты. В их число входят диоксины и дибензофураны, полихлорированные и полибромированные бифенилы, бензантрацены, нитрозалшны, нафтиламины и другие органические вещества. Кроме того, к разряду суперэкотоксикантов часто относят радионуклиды, некоторые тяжелые металлы (ртуть, кадмий) и металлоиды (мышьяк, селен), хлор- и фосфорорганические пестициды, являющиеся потенциальными мутагенами и канцерогенами (веществами, вызывающими соответственно мутации и онкологические заболевания) [29].

 

Суперэкотоксиканты характеризуются чрезвычайной стойкостью в окружающей среде и практическим отсутствием предела токсичности (сверхкумуляцией). В тех или иных концентрациях они присутствуют во всех средах, циркулируют в них и через компоненты окружающей среды проявляют свое действие на человека, вызывая мутагенный, канцерогенный эффекты, подавляя клеточный иммунитет, поражая внутренние органы и приводя к истощению организма [29].

 

Проблема диоксинового загрязнения в регионе А. была впервые обозначена
Хельсинской комиссией, проводившей плановые обследования предприятий целлюлозно-
бумажной промышленности в рамках межгосударственного соглашения по Балтийскому
морю. Регион А. был выбран в качестве фонового. Исследования, выполненные
Баварским институтом чистой воды, показали, что содержание диоксинов не только в
сбросах ЦБК, но и в объектах окружающей среды, расположенных на территории
регионального центра, намного превышает фоновые значения и представляет опасность
для здоровья.

 

Государственные органы приняли к сведению этот факт. Однако никаких мер не последовало. Только благодаря широким исследованиям, проведенным одной из общественных организаций, эта проблема была остро поставлена не только на региональном, но и на федеральном уровне.

 

Гигиенические нормативы для некоторых суперэкотоксикантов приведены в разделе 2.5 Приложения 2.

 

Неудивительно, что в последнее время внимание общественности привлечено к проблеме загрязнения окружающей среды суперэкотоксикантами. Эта проблема нова и для государственных служб. Осуществление мониторинга суперэкотоксикантов, оценка загрязнения и разработка методических подходов к выяснению их влияния на природную среду проводятся на международном уровне, так как для определения многих из этих веществ в природных объектах и биотканях необходимы согласованные действия и исключительно высокая квалификация специалистов-аналитиков. К сожалению, весьма немногие организации России располагают необходимыми условиями (особо чистыми лабораториями, оборудованием) для определения суперэкотоксикантов. Общественным организациям, свободным в выборе приоритетов и обращающим внимание на наиболее острые экологические проблемы, нередко удается найти независимые источники финансирования для постановки и решения самых сложных задач. Исследования, предпринятые по инициативе общественности, иногда вскрывают проблемы, которые в рамках государственной системы мониторинга могут оставаться вне поля зрения долгие годы.

 

"Межведомственные" проблемы

 

Иногда от внимания государственных органов ускользает проблема, находящаяся "на стыке" сфер ответственности различных ведомств. Знакомство с конкретной ситуацией, свобода от жесткой регламентации позволяют общественным организациям выявлять подобные проблемы.

 

Сотрудники заповедника О. приняли решение о развитии экологического туризма и расширении гостиницы, ранее предназначенной для приема небольшого числа ученых. Общественная организация поставила задачу оценки влияния возросшего объема хозяйственно-бытовых сточных вод на состояние малой реки. В число изучаемых параметров были включены формы азота и фосфора, а также содержание остаточного хлора. Было показано, что интенсивно хлорируемый в летнее время септик (точнее, просто яма в песчаном грунте, спланированная как первичный отстойник) выступает в качестве недопустимого источника загрязнения охраняемого водного объекта. До получения информации от общественной организации региональные природоохранительные службы не предполагали организовывать какие-либо измерения, устанавливать контрольный створ, так как заповедник рассматривался в качестве научно-исследовательского объекта, включенного в сеть мониторинга МАВ и осуществляющего собственную программу наблюдений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.