Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов: типичные ошибки и пути их преодоления

Итак, получены долгожданные результаты измерений. Возможно, вам пришлось отказаться от самостоятельных аналитических работ, и цифровой материал получен в лаборатории научно-исследовательского института. Это рациональный шаг, но и собственные, и выполненные по вашему заказу аналитические материалы должны быть интерпретированы так, чтобы цифры заговорили, стали информацией.

 

Действительно, в основе любого заключения о сложившейся экологической ситуации, о качестве воздуха, воды, почвы лежит информация, а не некоторый массив цифр. Интерпретация и представление полученных результатов в значительной мере определяют возможности использования данных для принятия экологически значимых решений (таких, как отказ от одного из видов водопотребления или водопользования, требование пересмотра границы санитарно-защитной зоны предприятия и др.)

 

К сожалению, очень часто под интерпретацией понимают сравнение полученных результатов, выраженных в количественной форме, с соответствующими значениями ПДК или другими нормативными показателями. В результате получаются те же цифры, выраженные в других единицах (например, в единицах ПДК), что не создает никакой дополнительной информации. Соответственно, такая процедура не может считаться интерпретацией результатов и, в лучшем случае, представляет собой лишь первый ее этап.

 

(Отметим, однако, что уже этот этап предоставляет возможности для ошибок и манипуляций — прежде всего, путем отнесения результатов к "ненадлежащему" нормативу, предназначенному для других условий.)

 

Процесс интерпретации полученных результатов можно коротко описать как анализ данных, целью которого является получение как можно большего объема информации о процессах, к которым данные имеют (или предположительно могут иметь) отношение. Интерпретация результата, как количественного, так и качественного, подразумевает ответы на следующие вопросы:

 

1. Каковы причины полученных результатов (т. е., ПОЧЕМУ получены
именно эти результаты)? При этом имеются в виду не только причины методического характера (им следует уделять внимание на более ранних этапах программы — при планировании измерений, отборе проб, собственно измерениях). Если полученные данные достоверны, следует задать вопросы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Каков источник зафиксированного загрязнения (предприятие, дачный поселок, естественный процесс)? Что можно сказать о применяемом производственном процессе на основании анализа сточных вод предприятия?

 

2. Соответствуют ли полученные результаты тому, что вы ожидали?
Если да (нет), то почему? Невнимание к этому вопросу способно привести к обнародованию "сенсационных" данных, которые не подтвердятся впоследствии.

 

3. Каковы следствия наблюдаемых явлений? Речь здесь, главным
образом, идет не о прогнозе (особенно в случае общественных организаций).Должен быть поставлен вопрос о том, что практически означает полученный результат — с точки зрения здоровья населения, состояния экосистемы и т.п. При этом следует принимать во внимание ответы на первые два вопроса. Это, например, означает, что следует ставить вопрос не только о том, каково воздействие на окружающую среду обнаруженного вещества, но и о том, каково воздействие производственного процесса, признаком которого является это вещество.

 

 

Лишь получив ответы на все три вопроса, вы можете быть уверены в том, что отнеслись к интерпретации результатов должным образом. Материалы, собранные в Приложениях 1, 2, 4, 5_, во многих случаях помогут найти ответы на поставленные вопросы.


Некоторые типичные трудности, возникающие в процессе интерпретации результатов, хорошо видны на примере государственной системы мониторинга.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Документирование результатов | Государственный мониторинг: проблемы интерпретации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.