Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие-загрязнитель: возможен ли компромисс?




Государственные службы: как их убедить?

 

Взаимоотношения общественных и государственных организаций — один из

ключевых моментов общественного экологического мониторинга.

 

Существуют два мифа, которые значительно затрудняют сотрудничество

общественных организаций с государственными службами:

 

1. Общественные организации состоят из непрофессионалов, известных своей скандальностью.

 

2. Государственные службы не заинтересованы в улучшении существующей ситуации, они не берегут природу и наше здоровье.

 

Есть только один способ преодоления такого "мифологического" мышления: нужно кропотливо трудиться над созданием атмосферы взаимного доверия. Это непросто, нужны постоянные усилия, ежедневная и тщательная работа. Единых рецептов на все случаи не бывает, и все же постарайтесь соблюдать "правила игры": не начинайте с угроз судом, не объединяйтесь "против", постарайтесь найти союзников, сделайте что-нибудь результативное, чтобы вас уважали, работайте со специалистами разного уровня, предложите совместную деятельность, не требующую от государственных служб серьезных затрат.

 

Общественная организация Сети неправительственного мониторинга, располагающая аттестованным оборудованием для химического анализа состава воды, предложила районному комитету по экологии обращаться к ней для оперативных измерений концентраций загрязняющих веществ, характерных для местных водотоков. Районный комитет, не имея собственной лаборатории, принял это предложение. В свою очередь, комитет предоставил и продолжает предоставлять по сей день сведения о соблюдении научно-технических нормативов (ПДС) предприятиями района.

 

Позволим себе еще раз напомнить, что экологический мониторинг имеет целью получение необходимой для сокращения антропогенного воздействия информации о состоянии окружающей среды и факторах, определяющих это состояние. Такая постановка цели обуславливает необходимость установления рабочих взаимоотношений с представителями основных загрязнителей — хозяйственных объектов (будь то заводы, сельскохозяйственные или муниципальные предприятия). Если же исходить из соображений злонамеренности руководителей и сотрудников хозяйственных объектов (то есть считать, что они с умыслом делают зло, сознательно, намеренно наносят вред), то общественным организациям придется заняться злоискательством (поисками зла, в том числе там, где его нет). Старинные русские слова, истолкованные по В.И. Далю, описывают тактику некоторых групп, использующих приемы экологического мониторинга для преследования руководства предприятий-загрязнителей. Безусловно, есть случаи, когда конфликт, обращение в суд, пикеты хозяйственных объектов совершенно необходимы. Но подходить к такой стадии, минуя период мирного развития отношений, не следует.

 

Тактика мирного сосуществования предполагает изучение характера деятельности объекта и посильное участие в мерах, направленных на уменьшение его воздействия на окружающую среду. Вкратце рекомендации для организаций могут быть сформулированы следующим образом.

 

1. Получите максимум информации, не обращаясь к администрации предприятия. Существуют литературные сведения, описывающие закономерности технологических процессов, характерные источники и уровни загрязнения окружающей среды различными отраслями промышленности. В Приложении 1 вы найдете сведения, которые могут оказаться полезными для начала такой работы. Есть, наконец, склонные к написанию или устному изложению мемуаров пенсионеры из числа инженерно-технических работников.

 

2. Больше взаимодействуйте с государственными контролирующими службами и природоохранительными организациями. Как уже отмечено, общественный экологический контроль является неотъемлемым элементом системы экологического контроля в Российской Федерации (статья 72 Федерального Закона "Об охране окружающей природной среды" [4]). Для принятия контрольных мер совершенно необходима адекватная информация о контролируемых объектах, получением которой и заняты организации, посвятившие свою деятельность мониторингу источников воздействия. В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность граждан охранять природу и окружающую среду (Статья 67); там же содержится положение о том, что государство поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию (Статья 55). Государственные природоохранные организации на местах, в свою очередь, нуждаются в поддержке общественности; они с готовностью воспринимают результаты качественно выполненных работ и предоставляют сведения, необходимые для продолжения общественного мониторинга.

 

Во время семинара в крае К. представители краевого комитета по экологии не раз высказывали сомнения в подготовленности общественных организаций к действиям, совместным с государственными структурами. В ходе детального обсуждения одной из актуальных проблем — проекта строительства завода по переработке ртутных ламп — общественные эксперты ознакомили сотрудников краевого комитета с материалами выполненного ранее обзора экотоксикологических свойств этого тяжелого металла, рассказали о практике переработки ламп в других регионах России и выдвинули предложения по организации просветительской кампании в СМИ края. В настоящее время общественная организация и краевой комитет планируют совместное проведение общественных слушаний, посвященных проблеме переработки ртутных ламп.

 

3. Избегайте враждебных высказываний. Помните, что на объекте работают профессионалы, и они — не обязательно ваши враги. Среди сотрудников этого предприятия могут оказаться молчаливые (а иногда — не только молчаливые) союзники. В конце концов, дети главного технолога живут если не в том же районе, то в городе, где расположено предприятие, купаются в реке, в которую поступают сточные воды, и дышат воздухом промышленного центра. Действуйте с позиций информирования и просвещения, взывайте к сознанию и доброй воле. Если сложно установить благоприятные отношения с объектом ваших исследований, не забудьте учесть, что вашими экспертами могут стать профессионалы с другого предприятия, знакомые с аналогичными технологическими процессами (см. врезку).

 

При подготовке к общественным слушаниям в городе Р. общественные организации выполнили обзор научно-технической литературы и оценили ожидаемые уровни потерь хрома, использовавшегося при производстве продукции. Были приняты во внимание как отечественные нормативные материалы, так и стандарты Нидерландов и Японии для электрохимических предприятий. Составленный отчет был предложен вниманию руководителей и сотрудников предприятия. Главный инженер завода построил свой доклад на сравнении современной деятельности вверенного ему производства с типичной для прошлых лет практикой и с зарубежными требованиями. В докладе открыто обсуждалась величины нагрузок по приоритетным загрязняющим веществам (прежде всего по хрому и их динамика. Одним из результатов слушаний стало то, что руководство предприятия предложило общественной организации готовить и выпускать брошюры и информационные листки для сотрудников завода и местного населения (за счет самого предприятия).

 

4. В своих требованиях исходите из реальной ситуации, старайтесь найти компромисс. Невыполнимые требования раздражают, не способствуя поиску реального выхода. Требовать немедленного закрытия предприятия можно, но необходимо учитывать, что объект непросто законсервировать. Неработающий химический завод вполне может превратиться в принципиально неконтролируемый комплексный источник воздействия на окружающую среду, в зону, мониторинг которой будет под силу разве что сталкерам. Кроме того, работающее предприятие служит не только источником загрязнения, но и работодателем для местного населения. Выдвигая требования, предлагайте возможные пути решения и обязательно обозначайте и обсуждайте меру своего участия.

 

5. Учитывайте опыт коллег. Обсуждение опыта других организаций, учет ошибок и достижений коллег позволяют избежать непроизводительных затрат времени и сил, как в области взаимоотношений с предприятием -загрязнителем, так и в любой другой области. Разумнее всего работать в тесной взаимосвязи с группами, занятыми общественным экологическим мониторингом, особенно с теми из них, кто уже накопил некоторый опыт. Подробнее проблемы создания сетей мониторинга были рассмотрены в первом разделе этой главы.

 

_______________________________________________

Примечания

 

1 Под программами контроля качества измерений авторы подразумевают различного рода интеркалибрации, анализ «шифрованных» проб и другие мероприятия, позволяющие оценить достоверность фактического материала.

 

Глава 6. Модельные проекты




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.