Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механицистическое




Типы религиозного сознания

Что такое – «религиозное сознание» человека? Одни и те же духовные реалии, с которыми сталкивается человек в своей жизни, могут быть восприняты человеком по-разному. Это зависит от множества факторов, прежде всего от внутреннего состояния духа, познающего духовное бытие, а также от того, насколько близко может человек позволить себе приблизиться к непосредственному восприятию духовного мира, т.е. насколько может оказаться сильна его Вера как доверие и готовность следовать за Тем, Кому ты доверился («Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4.3)). Поскольку состояние человека – это характеристика динамическая, а не статическая, то в зависимости от него один и тот же человек может как восходить, так и опускаться в своем религиозном сознании, причем это возможно в любой религии. Рассматривая типы религиозного сознания человека, мы смотрим только на то, как человек реагирует на духовную реальность, т.е. мы занимаемся рассмотрением человека как познающего субъекта в религии. Другими словами, мы анализируем психологическую сторону религии. Вопрос же сравнения самого предмета религиозного познания – Бога – в той или иной религии, и связанный с этим вопрос истинности или ложности – является темой отдельного разговора. Сравнивать религии можно лишь по тому идеалу, который выдвигает сама религия как образец для подражания (напр., христианские святые и религиозные подвижники др. религий). Поскольку религиозное сознание – это сторона «человеческая», то среди верующих любой религии мы может встретить все типы. Однако та или иная религия все равно будет тяготеть к какому-то одному определенному типу.

Можно выделить следующие основные типы религиозного сознания:

От корня механицизм (механизм – это определенное оборудование (машина), а механицизм – это сведение всего многообразия мира к одному типу – механическому движению частиц, а законов – к законам механики). Его также можно назвать «рыночным» восприятием религии.

Для этого типа религиозного сознания характерно формальное отношение к реалиям духовного мира. Кратко идея может быть выражена следующим образом: человек может знать и пользоваться особыми механизмами управления законами, которые управляют жизнью природы, человека и общества. Природа понимается как двусоставная – из мира видимого и невидимого, но оба мира одинаково подчиняются определенным законам. Человек, знающий эти законы, получает в свои руки рычаги управления жизнью природы, человека и общества. Основной принцип механицизма: сделай то-то и то-то, и в результате получится то-то и то-то. Если не получилось, значит что-то было сделано неправильно.

Этому типу религиозного сознания свойственен эзотеризм: рычаги управления миром доступны далеко не каждому. Наиболее ярко механицистическое сознание выражено в магизме. Магизм убежден, что высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти правильный ключ – слово или действо — и все будет в во власти шамана. Для христианства, например, эта ступень религиозного сознания находится вне возможного рассмотрения, т.к. в ней принципиально отсутствует самое главное для христианина – сама возможность любви: можно ли полюбить какой-то безликий закон? Как можно полюбить… выключатель, который одинаково работает вне зависимости от моего личностного отношения к нему. С другой стороны, механицизм свидетельствует о неведении Бога, т.к. если действия магии простираются и на материальный, и на духовный мир, значит, либо Бога нет вообще, либо Он отличен от того духовного мира, на который может воздействовать шаман. Поэтому язычники могут избивать своих идолов, если они что-то не выполнили.

К этому же типу можно отнести религии фатума – судьбы, или кармические религии (индуизм, разные виды пантеизма, оккультизм и т.д.), т.к. главное в них – узнать правильный закон мироздания, и вести себя соответствующим образом. Человек не просто хочет верить в высшие силы, но хочет подчинить их себе, заставить служить себе: «Весь мир подвластен богам, боги подвластны заклинаниям, заклинания — брахманам. Наши боги — брахманы» (Индийская поговорка).

Поэтому маг противоположен священнику: для мага главное – свое могущество, для священника – посредничество между людьми и Богом, Богообщение. «Гордое самодовольство мага, — пишет Д. Фрэзер, — его надменное обращение с высшими силами, его бесстыдное притязание на влияние, подобное их влиянию, не могло не возмущать благоговейного жреца, смиренно распростертого перед божеским величием, который смотрел на эти притязания как на кощунственную и богохульническую узурпацию преимуществ, принадлежащих одному Богу».

Такой тип восприятия духовной реальности можно встретить и среди православных. А. Кураев в своей книге «Оккультизм в православии»: «Блаженная девица… долго рассказывала мне значение разных псалмов, многих молитв. Однажды мы были вместе целых три дня; она только говорила, а я писал - о значении каждого угодника Божия, кто от каких болезней помогает, многое другое. Полную тетрадь написал! Однажды подвижница… по поводу свадеб в Великую Пятницу сказала, что за тех, кто Божьим попущением в свадьбе участвует, даже молиться нельзя! И добавила: "Кто не согласен, получит пред Господом двойной грех!". "Угодница Божья", говорила, что нельзя молиться о тех, кто сжигает тела своих родственников, и о самих сожженных! Худо будет всему роду! Сжигание телес - это даже и не грех, а само служение сатане, от которого будут и жестокие мучения! …"Страшное кощунство, - говорила …, перед Причащением не делать три земных поклона! Пропала Россия без земных поклонов!" Без головного убора женщина не должна ходить и даже спать! (Иначе - рак головы). Если дом освящен, - поселяется Господь, а если пустили собаку в дом, - благодать Святого Духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию! Многие монашки страшно плохо молились. Бог попустил, что за нерадивое отношение монашки в тюрьмах были совращены насильственно надзирателями, а затем после мученической кончины отправлялись в ад! "Страшным магом был Хрущев", - говорила блаженная девица. Он жаждал умертвить одну треть населения и поэтому приказал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки, чтобы истощать землю! (По молитвам подвижницы - и ее одной - Хрущев был снят). Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть двери антихристу! Раньше Церковь готовила народ для рая, а теперь для ада. Священство и народ не знают как перекреститься! Сделано все умышленно! Большинство духовенства не имеют разума, Бога и народ не любят! Все сделано духовенством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении! Блаженная предсказывала, что в последние времена будет повышение пенсии, и объясняла, что это к приходу антихриста... У Ария разверзлось чрево и выпал кишечник - по молитве святителя Афанасия Великого. Вот был молитвенник пред Богом!..».

Ницше приводил такой пример формального отношения к божеству в некоторых китайских племенах: «Они, не получая от своего бога милостей и желая непременно заставить его оказать ту или иную милость, обертывают идольчика веревками, повергают на землю и тащат по улицам, приговаривая при этом: “Ты - собака такого-то духе: мы позволили тебе жить в великом храме, мы так богато вызолотили тебя, мы приносили тебе жертвы, а ты, однако же, оказался неблагодарным”». Есть и другие примеры того, как неудовлетворенность просьбы была причиной того, что божок или идол был просто выброшен или уничтожен, на его же место сооружался другой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.