Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подведение этого превратнаго порядка жизни под начала разума




Омрачение внутреннего человека

«Третья степень ниспадения — плод двух первых — омрачение внутреннего человека. «Сердце — внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь вечноценная. Вместе с осуечением помышлений идет и омрачение сего человека. Правила жизни устанавливаются несогласные с совестию,—и совесть заглушается, страх Божий отходит и помышление о Боге не занимает; вместе с этим и здравые истины о Боге забываются и темнеют, равно скрываются истинные понятия и о самом человеке, о значении его и целях его. Внутри водворяется полный мрак. Да туда и не заглядывает осуеченный человек, и некогда, и неприятно. Он весь вовне». Прежде всего, эта ступень характеризуется переходом человека к откровенно греховным делам, которые его совесть обличает, а человек стоит у дверей своего сердца с дубинкой и только совесть попробует высунуться – он бьет по ней, надеясь её убить насмерть, а она все жива и жива… и слушать ее все горьче и горьче…

Предпоследняя, «четвертая степень ниспадения,— подведение всего этого превратнаго порядка жизни под начала разума, и установление его, как единой должной нормы жизни, свойственной человеку. Это есть верх безумия; но по ихнему, это верх мудрости. Такими сознают себя сии люди, таким титлом величают свои порядки и по ним составленные воззрения. Самомнение и самонадеянность есть отличительная черта сей мудрости: всего надеется она от себя, от своих способов и от своего умения.

Экумений пишет: „Мудрыми они считали себя, полагая, что их самих достанет на все".

Св. Исаак Сирианин так изображает мудрость сих мудрецов: „Она именуется голым ведением, потому что исключает всякое Божественное попечение, и все попечение его (ведения, или разума) о сем только мире. Вот понятие о себе этого ведения: оно, без всякаго сомнения, есть мысленная сила, тайно правящая человеком, назирающая над ним и совершенно о нем пекущаяся. Посему не Божию Промыслу приписывает оно управление миром, но все доброе в человеке, спасение его от вреднаго для него, и естественное его остережение от затруднительнаго и от многих противностей, тайно и явно сопровождающих наше естество, кажутся ему следствием собственной его рачительности и собственных его способов. Таково понятие о себе глумлящагося ведения. Оно мечтает, что все бывает по его промышлению; и в этом согласно с утверждающими, что нет управления сим миром. Впрочем не может оно пребывать без непрестаннаго попечения и без страха за тело, а потому овладевают им: малодушие, печаль, отчаяние, страх от бесов, боязнь от людей, молва о разбойниках, слухи о смертях, заботливость о болезни, попечительность в скудости и недостатке потребного, страх страданий и злых зверей, и все прочее, сходное с сим и уподобляющееся морю, в котором ежечасно день и ночь мятутся и устремляются на пловцев волны " (Сл. 26). Сколько самонадеяния и самоуверенности, столько же, или еще более? трусости: и в этом последнем — самое видное обличение буйства мудрости мира.

Св. Златоуст так дополняет изображение сих лиц: „Мечтая о себе много и не восхотевши идти путемъ, какой предписан им Богом, они погрязли в помыслах неразумия. — Кто в безлунную ночь пускается идти неизвестной дорогой, или плыть по морю, тот не только не достигает цели, но чаще губит себя. Так и язычники подверглись ужаснейшему кораблекрушению, когда, предприняв идти путем ведущим к небу, лишили самих себя света, безтелеснаго ища в телах и неописуемаго в образах."

В этих последних словах св. Златоуста — переход к последней степени ниспадения в идолопоклонство». Наиболее характерным для этой ступени является появление страха за тело, или страха смерти, страданий и т.д., этот страх тем сильнее, чем греховнее жизнь и чем сильнее заглушалась совесть: потеряв Бога и не найдя счастья без Бога на земле, человек предвкушает геену и отчаяние. Выход из этого состояния человеком мыслится уже не в покаянии, не в возвращении к Богу (этому препятствует гордыня и самолюбие), но в создании искусственной опоры под ногами, на которую, как кажется человеку, можно и опереться – и к Богу не возвращаться: человек создает идол и начинает поклоняться ему. Человек берет то, что ему доступно, и наделяет свойствами Того, Кто ему уже не доступен – Бога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.