Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младограмматическая школа в языкознании

В 70-80гг 19 века в Германии оформляется новое направление, представители которого выступают с критикой компаративистов (Гумбольдта, Шлейхера, Боппа, Гримма). Представителей нового направления называли младограмматистами. Особую популярность приобрело лейпцигское направление (школа), в которую входили Бругман, Остхоф, Дельбрюк и др. Наиболее ярким выразителем их идей был Пауль («Принципы истории языка»). Их не устраивал философский подход, который существовал в сознании компаративистов. Они утверждали, что язык ближе к земле, истории. Основа концепции младограмматистов – принцип историзма. Языкознание, по мнению Пауля, - наука культурно-историческая, общественная. Он говорит, что лишь общество создаёт культуру. Задача языкознания – показать, как протекают взаимодействия индивида с обществом, младшего поколения со старшим. Пауль считает, что в основе языковых процессов лежит психическое состояние человека, т.е. комплекс индивидуальных представлений, следовательно, существует только индивидуальная психология, этнопсихологий быть не может (Гумбольдт – наоборот). Психология – это главная база культурно-исторической науки. Пауль исключает существование общего духа, коллективной психологии. Он воспринимает язык как индивидуальную реальность. Он утверждает, что на свете столько языков, сколько отдельных индивидов. Если язык претерпевает какие-либо изменения, то они исходят исключительно от индивида. Им впервые вводится понятие «подсознание». Индивидуальность языка определяет только психологизм, по Паулю, отсюда его индивидуально-психологическая концепция, в которой различаются две сферы психики: 1) сфера сознания (говорение, слышание, языковые образования, всплывающие в процессе говорения) и 2) сфера бессознательного ( все языковые средства, которые использует говорящий, хранятся в сфере бессознательного в виде сложнейших психических образований).

Младограмматисты пытались ответить на вопрос, где и как хранится полученная человеком информация. Понимая, что индивид не развивается обособленно от общества, Пауль тем не менее утверждает, что есть индивидуальные языки и пытается объяснить это через коммуникативную сторону языка. В связи с данным ими вводится понятие «узуса». Описание этого понятия – сверхзадача для младограмматистов.

Пауль говорил: «Сравнение отдельных языковых организмов позволяет выявить нечто среднее, на основе чего определяются существующие в языке нормы употребления, языковой узус». Узус – абстрактная норма коммуникативных отношений, норма, позволяющая общаться (т.е минимальный набор языковых единиц (видимо, представителей одной языковой группы), позволяющий собеседникам понять друг друга). Чтобы существовала норма, нужна среда, т.е. общество – в этом заключается противоречие во взглядах младограмматистов, утверждавших существование индивидуальных языков.

Современное языкознание отмечает недостатки такой концепции: 1) учитывается общий характер языка, но не замечаются социальные обусловленности; 2) непонятно, как психологически обусловленная речевая деятельность индивида влияет на исторический процесс развития языка.

Младограмматисты заложили основы научной теории о психологической базе синтаксиса. За основу Пауль берёт теорию Гербардта (немецкий психолог, философ, педагог), который считает представления основным психологическим феноменом, а ассоциации – основным психологическим процессом. Гербардт утверждал, что сфера бессознательного не познаваема. В связи с этим Пауль даёт определение предложению: «Предложение является выражением, символом того, что в психике говорящего произошло соединение групп представлений, а также средством возбуждения в психике слушателя такого же соединения тех же самых представлений». Данное означает следующее: предложение только тогда является предложением, когда в нём есть грамматическая основа. Она обязательно должна быть двучленной – должны присутствовать подлежащее и сказуемое. В грамматической категории заложен психологический компонент. Пауль выделяет психологизм подлежащего и психологизм сказуемого. Психологизм подлежащего – совокупность представлений, которые с самого начала имеются у говорящего (т.е. всё то, что говорящему известно). Психологизм сказуемого – совокупность представлений, которая будет присоединена к психологизму подлежащего и содержать что-то новое.

Младограмматисты также говорили об изменении значения слова. Пауль писал, что следует различать окказиональные и узуальные значения слова. Узуально значимое слово внеконтекстно, а окказиональное конкретизировано индивидуальным речевым актом. Причину неустойчивости значений слов Пауль видел в неустойчивости психики человека.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Положение, которое занимает выраженное значение (звуковое воплощение) и выраженное отношение (взаимоотношение) есть форма | Определение языка. Теория языка и речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.